Документоведческие экспертизы в расследовании проявлений экстремизма

Автор: Моисеев А. М., Кондратюк С. В., Побережная И. А., Честнов Н. Е., Фирфилова А. А., Ермолова Е. В., Кондратюк Л. С.

Журнал: Социальное управление. Электронный научно-практический журнал.

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: Т. 6, вып. 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрены процессуальные и методические вопросы применения специальных знаний в расследовании проявлений экстремизма. Структурой экстремистских организаций и ролью документооборота в их функционировании обосновано значение документоведческих в ряду специальных знаний, применяемых в ходе расследования проявлений экстремизма. Сформулированы рекомендации по предварительному исследованию документов на бумажном носителе. Обозначены особенности решения экспертных диагностических, ситуалогических и идентификационных задач. Выделена экспертная задача по установлению источника происхождения полиграфической продукции экстремистского содержания. Показана актуальность построения справочно-информационных экспертных фондов, охватывающих современные образцы полиграфической продукции. Очерчена проблематика подготовки материалов и производства экспертизы электронных документов. Предложены решения по направлениям защиты электронных документов в процессе их экспертного исследования. Указано на актуальность правовой проблемы законодательного регулирования форм представления электронных доказательств. Поддержана позиция криминалистов по поводу специфичности объектов документоведческих экспертиз в расследовании экстремизма, а также развития направлений экспертного исследования электронных следов. Предложено организационное решение кадровой проблемы по направлению экспертного исследования электронных документов.

Еще

Проявления экстремизма, расследование преступления, специальные знания, объекты документоведенния, судебная экспертиза

Короткий адрес: https://sciup.org/14130282

IDR: 14130282

Текст статьи Документоведческие экспертизы в расследовании проявлений экстремизма

®

ф

Актуальность. Криминологами, криминалистами, социологами отмечается рост экстремистских проявлений в России и в мире, чему способствует развитие социальных ин-тернет-сетей [17; 34; 43]. Пропаганда, построенная на технологиях манипуляции общественным сознанием, запускает революции и мятежи, акты неповиновения властям, несанкционированные ми тинги и погромы [1; 31; 35]. Экстремистскими признаны посягательства на традиционные моральные ценности народа [14; 25; 42].

Защитные действия со стороны государства включают уголовную ответственность за преступные проявления экстремизма. В криминалистической литературе уделено внимание совершенствованию методики расследования преступлений экстремистской направленности [18; 24; 27]. При этом авторами подчеркивается значение специальных знаний в следственной практике по данному направлению [2; 3; 10]. Однако возможности судебных экспертиз в расследовании экстремистских проявлений остаются не до конца исследованными.

Цель статьи: предложить пути решения проблем, связанных с применением специальных знаний в расследовании уголовных дел по фактам проявлений экстремизма.

Обсуждение. Как известно из криминалистической литературы, в ходе расследования преступлений экстремистской направленности назначаются экспертизы психологические, лингвистические, культурологические, религиоведческие, а также технико-криминалистические — дактилоскопическая, трасологическая, автороведческая, техническо-криминалистическая экспертиза документов, компьютерно-техническая, фоноскопическая и др. [6; 7; 47]. Определенное место в этом перечне занимают экспертизы документоведческие [9; 21; 22]. Действительно, из обзора следственно-судебной практики можно видеть, что организационная структура экстремистских сообществ приобретает преимущественно сетевую форму. Такие сообщества состоят из ячеек, каждая из которых может действовать как автономно, так и участвовать в проведении согласованных акций. Сетевой принцип взаимодействия экстремистских организаций предполагает наличие массива управляющих документов. Такие документы наряду с экстремистскими материалами становятся объектом технико-криминалистических экспертиз. Рассмотрим некоторые из них.

Технико-криминалистическое судебно-экспертное исследование документов на бумажном носителе

В уголовном судопроизводстве документ может приобретать процессуальный статус вещественного доказательства (ч. 1 ст. 81 УПК РФ) либо иного документа (ч. 1 ст. 84 УПК РФ). Так, рукописная записка, изъятая с места происшествия по факту проявления экстремизма, содержащая распоряжение от имени определенного лица в адрес экстремистской ячейки, может стать источником доказательства, если в результате экспертного исследования будет идентифицировано лицо по почерку. Аналогично, если брошюра экстремистского содержания была предназначена для распространения, то данный объект приобщается к делу в качестве вещественного доказательства как средство совершения преступления экстремистской направленности.

Объекты технико-криминалистических документоведческих экспертиз подвергаются предварительному исследованию с участием специалиста-документоведа в ходе их следственного осмотра. Осмотр таких объектов рекомендовано производить на рабочем месте специалиста, снабженном осветителями, приборами микроскопирования, фотокамерой. По результатам следственного осмотра устанавливают наименование документа, его тип, способ изготовления, состав и содержание.

Методическую основу рабочего этапа следственного осмотра составляют содержательно-логический анализ документа и его органолептическое исследование [16; 20]. Содержательно-логический анализ предполагает использование логических методов и требует установить содержания текста, его реквизитов, бланка, индивидуализирующих признаков исследуемого объекта. Внимание рекомендовано обращать на имеющиеся несоответствия в содержании документа, в его реквизитах, Например, могут обнаруживаться несоответствия в датировке, в содержании штампа, в материале носителя текста и т. п.

В осмотре текстов предположительно экстремистского содержания рекомендовано участие специалиста-лингвиста [23; 40]. Его задача в ходе осмотра — обратить внимание следователя на скрытый смысл осматриваемого документа. Также специалист-лингвист может указать на признаки авторства в тексте, такие как специфические речевые обороты, грамматические конструкции, смысловые особенности. Рекомендовано следователю при осмотре документа обращать внимание на противоречия в содержании документа, на несоответствие его содержания данным, полученным в результате проведения других следственных действий.

Одной из целей следственного осмотра документа определено установление признаков его неподлинности. С этой целью используют технико-криминалистические знания и специальное оборудование — увеличительные приборы с подсветкой и масштабной сеткой, осветители в прямом, косопадающем, контрфокусном свете, в диапазоне ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.

Протокольная фиксация хода и результатов осмотра документов осуществляются в соответствии со ст. 188 УПК РФ. К протоколу осмотра рекомендовано прилагать фототаблицу, составленную по правилам криминалистической фотосъемки. На фототаблице следует последовательно размещать ориентирующий фотоснимок места обнаружения документов, узловой фотоснимок документов, их детальные фото изображения. По результатам осмотра может быть составлен план помещения и схемы мест обнаружения документов. Изъятие документов осуществляется согласно алгоритму: обнаружение — закрепление — ф иксация — упаковка — и зъя-тие. С документов или их частей могут быть изготовлены копии. Оригиналы документов направляются на технико-криминалистическую экспертизу, а копии изъятых документов — н а экспертизу психологическую, лингвистическую. Технические и смысловые фрагменты (рукописные записи, подписи, оттиски печатей и штампов, отдельные речевые акты и речевые обороты) изъятых документов используются в качестве образцов для экспертного исследования почерковедческого, технико-криминалистического, судебно-психологического, судебно-лингвистического. Так, протокольная фиксация признаков исследуемого документа составляет содержание подготовки его в качестве объекта технико-криминалистической экспертизы документов. В результате следственного осмотра указанного объекта формулируются вопросы на разрешение экспертизы.

Изъятые документы используются для решения определенных задач расследования проявлений экстремизма. Например, личные письма служат для установления связей подозреваемого лица с сообщниками по экстремистской деятельности.

Документы, удостоверяющие личность учитываются в розыскных ориентировках. Документы, свидетельствующие о месте рождения, используются в автороведче-ских и фоноскопических исследованиях как ориентир региона формирования речевых навыков лица, подозреваемого в изготовлении письменных или устных призывов экстремистского содержания. Документы, фиксирующие место проживания лица также дают сведения для планирования оперативно-розыскных мероприятий.

При расследовании преступлений, связанных с экстремистской деятельностью, криминалистическому исследованию подлежат тиражи полиграфической продукции экстремистского содержания, распространяемые из одного центра по многим регионами страны. Рассмотрим актуальные задачи технико-криминалистического исследования тиражированных документов. Основываясь на работах современных ученых-криминалистов, распределяем задачи экспертного исследования полиграфической продукции на диагностические, классификационные и идентификационные [12; 44]. Так, диагностической является задача по установлению способа изготовления объекта экстремистского содержания. Сущность классификационных задач определена относимостью объекта к заранее известному классу, роду, виду. По поводу полиграфической продукции перед экспертом ставится задача по установлению способа изготовления исследуемого тиража.

В научной литературе криминалистического направления выделяют прямые и обратные экспертные задачи [29; 38; 45]. Проиллюстрируем примером данную классификацию. При проведении материаловедческих исследований возникает необходимость определения толщины бумаги, которое осуществляется посредством измерений, что является прямой экспертной задачей. В качестве примера обратной задачи приведем последовательность действий эксперта по установлению марки (модели) печатного устройства по машинописному тексту. В ходе решения данной задачи экспертом применяется сравнение исследуемого тиража со справочными данными. Отметим, что получение таких образцов затруднено по ряду организационно-правовых причин, в связи с чем эксперты обращаются за образцами к интернет-ресурсам. Считаем актуальным в системе экспертных учетов создание справочно- информационных фондов по наиболее распространенным образцам полиграфической продукции.

Криминалистическое автороведение

Отметим, что экстремистский материал может быть размещен и в рукописных текстах. Рассмотрим современные возможности криминалистического автороведения применительно к проблемам расследования проявлений экстремизма. Актуальность данного вида исследований обусловлена интенсивным развитием средств и каналов передачи информации, приоритетом технологий дистанционного общения. В современной экспертной практике применяются методики по установлению индивидуально-личностных характеристик автора текста [4; 19; 33]. Диагностическими авто-роведческими исследованиями устанавливаются пол, возраст, географическая область формирования речевых навыков проверяемого лица. Устанавливаются и личностные психологические признаки лица, такие как импульсивность, речевая активность, стремление к доминированию над адресатом сообщения, либо замкнутость и безответственность [26; 32].

Тексты документов, изъятых в ходе расследования проявлений экстремизма, становятся объектами криминалистической автороведческой экспертизы. На экспертизу предоставляются письменные тексты; стенограммы устных выступлений; письменные тексты, созданные в условиях ин-тернет-коммуникации и др. Отмечаем криминалистическое значение специальных знаний в области криминалистического ав-тороведения, учитывая преобладание текста как средства преступной деятельности экстремистского содержания.

Предоставляемый на такую экспертизу объект должен быть логически связным и достаточно объемным (не менее 500 слов). Также на автороведческую экспертизу предоставляются свободные и условно-свободные образцы авторского текста. Понятие свободных образцов для данного авто-роведческого исследования определено как тексты, не связанные с расследуемым проявлением экстремизма и изготовленные до момента возбуждения уголовного дела. Условно-свободные образцы представляют собой тексты, составленные после возбуждения уголовного дела и в процессе проведения следственного действия (собственноручные показания на допросе, экспериментальные тексты в ходе следственного действия «Получение образцов для сравнительного исследования»). На основании образцов письменной речи возможно экспертным путем установить особенности речевого поведения проверяемого лица, а также присущие ему речевые формы индивидуальных когнитивных конструкций.

Информационно-техническая судебная экспертиза

При расследовании проявлений экстремизма применяются специальные знания в области криминалистической информационно-технической экспертизы. Объектом исследования в ней являются электронные документы-носители информации, содержащие как устные, так и письменные сообщения. Содержание электронных документов составляют экстремистские материалы, такие как призывы и оценочные суждения, разжигающие нетерпимость и ненависть к социальным группам, распределенным по признаку национальности, вероисповедания, расы, пола, социального положения, места жительства. В качестве примера можно привести роль электронных документов в формировании экстремистских организаций религиозного направления. Так, экстремистская деятельность запрещенного в России «Исламского государства» распространена по всему миру. Рекрутирование новых его бойцов осуществляется посредством интернета. По социальным коммуникационным сетям распространяется множество материалов, агитирующих молодежь к вступлению в указанную организацию. Соответственно, многие из указанных документов становятся объектами криминалистической информационно-технической экспертизы. Электронный документ рассматривается в системе доказательств по делу как вещественное доказательство. Такой документ приобретает в уголовном деле статус письменного источника доказательственной информации.

Коснемся вопроса классификации документов. Отметим, что верно выбранная классификация электронных документов помогает их обнаружению и фиксации в ходе изъятия, обеспечивает точность описания данного объекта в протоколе следственного действия и правильность формулировок вопросов, поставленных на разрешение экспертизы.

Выделены классификационные группы по отношению к блоку памяти компьютера — внутренние документы (они хранятся в памяти компьютера); внешние документы.

Существующие формы электронных документов:

  • —    материальная — ф айлы на электронных носителях и существующие только в информационном пространстве;

  • —    виртуальная — документ существует только во взаимодействии издателя документа и его пользователя.

Документы, представленные в виртуальной форме, могут происходить из таких источников:

  • —    непосредственно издатель создает виртуальный документ;

  • —    электронный документ создает информационная система либо по собственной инициативе (тогда речь идет об искусственном интеллекте), либо документ создается автоматически по запрограммированному алгоритму.

Электронные документы также различают по виду содержащейся в них информации. К видам информации относят графический, текстовый, видеоряд, анимация и т. д. Многие электронные документы требуют защиты от несанкционированного прочтения или видоизменения. Такие документы определены как скрытые, в отличие от открытых, т. е. доступных для неопределенного круга пользователей. В научной литературе криминалистического направления нами встречены противоречивые попытки распределить электронные документы на оригиналы и копии. Поскольку в электронной среде не выделяются указанные виды документов, их классификацию по стадии изготовления дополняют документами-дубликатами, вы писками.

Для установления путей распространения электронных документов актуальной представляется их классификация по способу визуализации. Визуализация на мониторе компьютера относит документ к классу мониторных. Распечатанные документы принадлежат к классу печатных. Также выделяют классы видео-, аудио-, комбинированные.

В задачах экспертно-криминалистического исследования, электронный документ рассматривается в аспекте его содержания. Хранящаяся в таком документе информация подлежит выявлению в ходе производства судебной компьютерно-технической экспертизы.

Анализ судебной практики свидетельствует о доказательном значении судебной экспертизы электронных документов [30; 36; 46]. Однако по сведениям из научной литературы можно видеть проблему недостатка теоретической проработки ее вопросов [5; 11; 39]. К тому же развитие данной экспертизы тормозится отсутствием в отечественном законодательстве закрепления понятия электронного документа как доказательства.

По мнению ученых, к проблемам производства экспертизы электронных документов можно отнести и недостаточное методическое и кадровое обеспечение судебной экспертизы электронных документов [8; 13; 37]. Для устранения данной проблемы обращаем внимание на возможность разработки экспертных методик вузами и научными коллективами страны. Подготовка экспертных кадров может осуществляться путем сотрудничества юридических факультетов со специализированными в информационной сфере факультетами вузов. Юридический факультет в рамках магистерской подготовки специалистов-программистов и техников-электронщиков может преподать магистрантам юридические основы судебно-экспертной деятельности. На выходе, судебно-экспертные учреждения получат готовых специалистов в области экспертизы электронных документов.

Актуальной правовой проблемой остается отсутствие законодательных форм представления электронных доказательств. Для решения данной проблемы очевидным становится разработка специального программного обеспечение производства экспертизы электронных документов. Необходима разработка принципов организации обеспечения сохранности, передачи, хранения и процессуального оформления электронных документов и результатов их экспертного исследования.

Можно согласиться с авторами, которые формулируют следующие принципы подготовки материалов и производства экспертизы электронных документов [15; 28; 41]:

  • —    защита исследуемого объекта. Действия следователя при его изъятии и эксперта при его исследовании не должны вносить существенные изменения в содержание имеющихся данных; также запрещены изменения электронного устройства и носителя информации. Учитывая специфику расследований дел о проявлениях экстремизма следует помнить, что в последующем объекты экспертизы могут предъявляться в суде, а также становиться объектами дополнительных и повторных экспертиз;

  • —    применение технологии блок-чейн. Это означает обязательное документирование и сохранение дубликатов всех действий эксперта, осуществляемых им в ходе исследования электронного документа;

  • —    методическая основа экспертизы электронных документов, а также цифровой криминалистики в целом¸ требует дальнейшего развития. Актуальными направлениями видятся идентификация по электронным следам, диагностирование скрытой

информациям, ситуалогические исследова-   доказательств в расследовании преступ лений ния по электронным документам.          экстремистской направленности. По направ лениям уголовно-процессуального, эксперт-

Выводы                                но-методического и кадрового обеспечения

Конкретизированы проблемы экспертно-   предложены пути совершенствования доку- го исследования документов —в ещественных ментоведческих экспертиз.

Статья