"Дополненная реальность" и живопись: призрачные миры Тимура Хужина

Автор: Разуев Анатолий Владимирович, Верина Ульяна Станиславовна

Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки @vestnik-susu-humanities

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 2 т.21, 2021 года.

Бесплатный доступ

Воздействие компьютерных технологий, достаточно давно влияющих на кинематограф и телевидение, стало актуальным и для живописи. На примере творчества челябинского художника Т. Хужина и некоторых работ других художников в статье показано, какие эффекты проявляются в их искусстве в связи с новой информационной технологией. Методами искусствоведческого анализа исследованы особенности в трактовке художниками сюжета произведения и в выборе средств художественной выразительности. В работах Хужина - художника и дизайнера, занимающегося созданием компьютерной графики, - выявлен взгляд метафизика компьютерной эры, который привык в виртуальном пространстве абсолютно свободно конструировать собственные миры и системы. В результате исследования выделены следующие черты, отражающие влияние «дополненной реальности» (англ. augmented reality, AR) на живопись: 1) наслоение смыслов, образов, создание для зрителя ситуации неопределенности, выбора, игры; 2) особое преломление окружающего мира, особая «оптика»; 3) «оживление» событий с натуралистической убедительностью - на одном полюсе или погружение в мир «машинного» искусства с его упорядоченностью и логикой - на другом; 4) провокация воображения зрителя на достраивание недостающих звеньев иных миров или образов. С широким вхождением в повседневность проявлений AR-технологий следует ожидать все больших изменений и укрепления новой тенденции в характере современного изобразительного искусства.

Еще

Современное искусство, живопись, тенденции искусства, АR-технологии, до-полненная реальность

Короткий адрес: https://sciup.org/147233459

IDR: 147233459   |   DOI: 10.14529/ssh210208

Список литературы "Дополненная реальность" и живопись: призрачные миры Тимура Хужина

  • Горлова, И. И. Цифровизация как мегатренд развития современного общества и ее влияние на сферу культуры / И. И. Горлова, А. Л. Зорин, А. В. Крюков // «Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение». – 2020. – № 40. – C. 20–37.
  • Ищенко, Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии / Е. Н. Ищенко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2016. – № 2(20). – С.16-27.
  • Лисенкова, А. А. Виртуальные технологии в искусстве – новый фактор инкультурации и социализации / А. А. Лисенкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 6 (86). – С. 35–42.
  • Механика фантазии. Выставка живописи Тимура Хужина: Каталог / У. С. Верина, А. В. Разуев; под ред. Н. П. Парфентьева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. – 32 с.: ил.
  • Парфентьева, Н. В. Высокое искусство в культурной жизни университета / Н. В. Парфентьева, С. Д. Ворошин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2019. – Т. 19, № 1. – С. 66–76.
  • Парфентьева, Н. В. К разработке концепции выставочной и образовательной деятельности университетского зала искусств / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 12. – С. 57–63.
  • Парфентьева, Н. В. Картины с выставки «Человек. Война. Победа»: особенности претворения метода реализма / Н. В. Парфентьева, А. В. Разуев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2020. – Т. 20, № 3. – С. 79–86.
  • Парфентьева, Н. В. Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно-методическое обеспечение / Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. – 2009. – Вып. 13. – С. 48–51.
  • Петрухина, О. В. Дополненная реальность в пространстве музея // Месмахеровские чтения - 2019: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 21-22 марта 2019 г. / науч. ред. А. О. Котломанов. – СПб.: СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 2019. – С. 122–125.
  • Склярова, В. С. Визуальные повороты и зрелищная культура: теоретические аспекты и культурные практики / В. С. Склярова //Вестник культуры и искусств. – 2017. – № 4 (52). – С. 116–121.
  • Строева, О. В. Тенденции развития визуальных искусств под влиянием новых экранных технологий / О. В. Строева, С. В. Аронин // Наука телевидения. – 2019. – № 15.1. – С. 173–193.
  • Ferdinand Fellmann. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Ferdinand_Fellmann (дата обращения: 16.02.2021).
  • Parfentieva, N. V. “Madonna of Demidovs” and “Madonna of Stroganovs”: to the question of the sociocultural space forming / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev, S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2019. – V. 13, № 7. – P. 1216–1239.
  • Parfentieva, N. V. University Art Museum: the Basic Directions of Activity and Their Scientific and Teaching Aids / N. V. Parfentieva, N. P. Parfentiev // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2010. – V. 3 (3). – P. 413–421.
  • Voroshin, S. D. Development of the Students’ Cultural Identity in the Course of Exhibition Activities of the University Art Museum Aids / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. – Vol. 7. – P. 1083–1089.
  • Voroshin, S. D. On the Problem of the Studentship’s Cultural Identity Development / S. D. Voroshin // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2017. – Vol. 9. – P. 1450–1458.
Еще
Статья научная