Допускал ли Кант в третьей "критике" существование трансцендентных сверхчувственных объектов познания и целеполагания?

Автор: Бурханов Рафаэль Айратович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 11, 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу проблемы существования сверхчувственных объектов в «Критике способности суждения» Иммануила Канта, где сама способность суждения понимается как переход от чистой теоретической способности познания к практическому понятию о свободе. Отмечается, что постановка метафизических проблем в этой работе предполагает допущение высшего «сверхчувственного основания» единства многообразного и интеграцию единичного многообразия в универсальную единую систему законов и результатов природы. При этом все частные эмпирические законы рассматриваются в единстве, как если бы такое единство давало природе высший, не человеческий, трансцендентальный, а божественный, трансцендентный рассудок. Будучи разумными существами, люди тем не менее способны познавать природу исходя из каузальности естественных законов материи, а не конечных причин и целей природы. Отвергая интеллектуальную интуицию, Кант пришел к выводу, что все наши знания всегда опираются на опыт. Следовательно, в «Критике способности суждения» он не признавал существования трансцендентных сверхчувственных объектов познания и целеполагания. Мыслимое нами единое сверхчувственное основание для природы и свободы не дает реальных оснований для постижения трансцендентных вещей в себе, но позволяет иметь в душе идеал познания теоретического разума и моральный идеал практического разума.

Еще

Кант, объект, субъект, существование, способность суждения, критицизм, чувственное, сверхчувственное, познание, целеполагание, цель, закон, бог, природа, свобода, истина, рассудок, разум, интуиция, трансцендентальный, трансцендентный

Короткий адрес: https://sciup.org/149133707

IDR: 149133707   |   DOI: 10.24158/fik.2018.11.4

Список литературы Допускал ли Кант в третьей "критике" существование трансцендентных сверхчувственных объектов познания и целеполагания?

  • Findlay J.N. Kant and the Transcendental Object: A Hermeneutic Study. Oxford, 1981. 392 p. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198246381.001.0001
  • Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М., 1965. С. 175.
  • Тушлинг Б. Проблема системы трансцендентального идеализма в «Критике способности суждения» / пер. с нем. Д.Б. Длугач // Кантовский сборник: межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1991. Вып. 16. С. 3-12.
  • Кант И. О применении телеологических принципов в философии // Кант И. Сочинения. Т. 5. С. 95.
  • Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М., 1991. 464 с.
  • Чернов С.А. Телеология свободы // Кантовский сборник. Калининград, 1993. Вып. 17. С. 21-29.
  • Zimmerman R.L. Kant: The Aesthetic Judgment // Kant: A Collection of Critical Essays / ed. by R.P. Wolff. L.; Melbourne, 1968. 416 p.
  • Акиндинова Т.А. Знание и вера в зеркале эстетической рефлексии: Кант и Гете // Вера и знание. Соотношение понятий в классической немецкой философии / отв. ред. Д.Н. Разеев. СПб., 2008. С. 118-133.
  • Перов Ю.В. Кант о способности суждения в контексте природы и свободы, сущего и должного // Перов Ю.В., Сергеев К.А., Слинин Я.А. Очерки истории классического немецкого идеализма. СПб., 2000. С. 207-267.
Еще
Статья научная