Досуг рабочих-подростков в годы Великой Отечественной войны
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются досуговые практики несовершеннолетних рабочих, занятых в промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны, а также различные точки зрения исследователей досуговых практик молодежи и подростков военного периода. Выделяются два вида неорганизованного досуга - кино и футбол. На основании спектра архивных материалов, документальных фильмов и источников личного происхождения анализируется восприятие этих досуговых практик подростками, их влияние на эмоциональное состояние подростков. Освещаются факторы, затруднявшие осуществление данных досуговых практик. Отмечается, что способы свободного времяпрепровождения осложнялись рядом факторов, таких как напряженный рабочий график, усталость, нехватка одежды, обуви и гигиенических принадлежностей, но тем не менее служили своеобразной отдушиной, позволяющей отвлечься от суровой военной повседневности.
Подростки-рабочие, досуг, великая отечественная война, кино, футбол, досуговые практики, военные будни
Короткий адрес: https://sciup.org/148330837
IDR: 148330837 | DOI: 10.37313/2658-4816-2024-6-3-91-97
Текст научной статьи Досуг рабочих-подростков в годы Великой Отечественной войны
EDN: RXQPAQ
Проблема проживания подросткового периода жизни в экстремальных условиях военной повседневности не теряет актуальности и по сей день. Подростки – юноши и девушки в возрасте 13-18 лет1 – сыграли важную роль в промышленном производстве СССР в военный период. Их численность в рабочем контингенте варьировалась от 10 до 15%2.
Рабочие-подростки испытывали колоссальную физическую и моральную нагрузку, одновременно проходя один из наиболее стрессовых периодов жизни человека. И потому особенно важен для них был фактор досуга как возможности отвлечься от эмоциональных переживаний и отдохнуть от индустриального труда.
преимущественное внимание в этих исследованиях отводится организованному досугу подростков – кружковой деятельности, шефской помощи, художественной самодеятельности и проч. В то время как так называемый неформальный досуг, т.е. индивидуальные самостоятельно организованные досуговые практики, зачастую остается вне поля зрения исследователей.
Наиболее распространенные виды неформального досуга рабочих-подростков – походы в кино и игры в футбол – то немногое, на что оставались силы и время у ребят после рабочих смен и участия в организованном досуге, мы попытаемся осветить в данной статье.
Источниковой базой исследования является комплекс опубликованных и неопубликованных материалов Научного архива Института российской истории РАН (НА ИРИ РАН), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), эго-документы электронного архива «Прожито», а также доку- ментальные фильмы А. Габриловича «Кино нашего детства», «Футбол нашего детства».
С самых ранних этапов становления советского государства киноискусство активно использовалось им как средство пропаганды. Эта тенденция закономерно усилилась в годы войны. Даже во время кинопоказов невоенного жанра в кинотеатрах демонстрировались фронтовые сводки, что оказывало особенно сильный эффект на молодежь.
Именно молодежь была основным посетителем кинотеатров в военное время. Даже в период угрозы захвата столицы, когда население СССР, в том числе москвичи, находились в состоянии шока и паники, кинотеатры Москвы продолжали работать, и «почти единственным» их зрителем оставалась молодежь4. Для юношей и девушек военной поры это была «страсть, ради которой можно было позабыть все на свете»5, - говорится в фильме Алексея Габриловича «Кино нашего детства».
Хотя более актуальным этот вид подросткового досуга стал во второй период войны, после установления 8-часового рабочего дня, обязательного дня отдыха и очередных отпусков для подростков младше 16 лет6. По мнению Р.Е. Романова и А. Габриловича, наиболее популярны среди молодежи и подростков были фильмы на военную тематику: «Два бойца», «Если завтра война», «Нашествие», «Горячее сердце», «Она защищает Родину», документальные фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Разгром немецких войск под Сталинградом» и проч.7 Геннадий Русский в своих опубликованных воспоминаниях объяснял это так: «Нам, детям, подольше про войну, а взрослым – хоть на часок от нее отвлечься…»8.
В.А. Агеева видит в этом негативное влияние на психологическое состояние ребят, поскольку «человек, находящийся в состоянии стресса, полученного в условиях милитаризованного пространства, естественно ищет возможности замещения отрицательных, гнетущих эмоций положительными и жизнеутверждающими»9. Для ребят, кото- рые впервые оказались в городе и только знакомились с кинематографом, показ военных действий мог стать дополнительным фактором стресса. Так, привезенные из Тамбовской области подростки испытали своеобразный «культурный шок»: «…люди до такой степени не были ни с чем знакомы, что, когда они были в кино и в кино-журнале показывались военные действия, они прятались под стул, пугались, боялись, что в зале начнут стрелять»10.
Возможно, именно поэтому настоящий ажиотаж вызывали кинокартины других жанров – отечественные и зарубежные музыкальные комедии, мелодрамы. Г. Русский находился под большим впечатлением после посещения кинотеатра «Ударник» в Москве и просмотра кинофильма «Багдадский вор» в 1944 г.: «теперь, в 44-ом небо не гляделось нам с овчинку, теперь хотелось светлого, человеческого, не только обрыдшего военного»11.
Нравились юному Г. Русскому и его сверстникам и другие зарубежные фильмы, такие как «Повесть об одном корабле», «Песнь о России», музыкальные комедии «Очарован тобой», «Джордж из Динки джаз», из них ребята узнавали о жизни простых англичан и американцев в военное время12.
Любимым фильмом 15-летнего слесаря московского Стройдвора С.С. Орлова была картина «Антон Иванович сердится», юноша смотрел его больше четырех раз. «Если бы не эта картина, то я бы не стал человеком, а что-нибудь другое. После чего я перестал курить и ходить на 25 дачу (так в тексте – Н.А.)», - записал Сергей 11 сентября 1941 г.13.
17-летняя Алевтина Пугачева больше любила комедии, например, «Свинарка и пастух», «Трактористы», а также «очень интересный фильм про солдата Швейка». Упоминает также драму «Иудушка Головлев»14.
Для 17-летней Ирины Песковой (завод «Калибр», г. Москва) походы в кино были не только единственным развлечением, но и отдушиной: «Только в выходные (так в тексте – Н.А.) иногда удается сходить в кино. Я очень устала от такой жизни»15. В целом де- прессивная атмосфера дневника девушки иногда разбавляется упоминаниями о просмотренных кинокартинах: «Пархоменко», «Антоша Рыбкин», «Она защищает родину», «Сокровище погибшего корабля». Но больше всего Ирине нравился фильм о любимом поэте М.Ю. Лермонтове: «С каким удовольствием я иду смотреть второй раз! Есть дураки люди, которые называют эту картину скучной и неинтересной, вот идиоты! Я готова, кажется, смотреть ее до бесконечности»16.
Как видно, киносеансы действительно были любимым и одним из самых доступных подростковых развлечений, которое позволяло разнообразить трудовую рутину. Кинотеатры были своеобразными центрами притяжения молодежи, там царила особенная атмосфера. Как вспоминает Геннадий Русский, «возле “киношек” всегда было людно – здесь было нечто среднее между рынком и клубом московских низов. Днем здесь толпились пацаны, лезли в кассу за билетами, лезли в карманы, спекулировали билетами, торговали папиросами»17.
Однако отмеченная многими исследо-вателями18 проблема материально-бытовой неустроенности рабочих-подростков затрагивала и сферу неорганизованного досуга. Остро стоял вопрос нехватки одежды и обуви для «выходов в свет» и даже мыла для осуществления гигиенических процедур. Так, 16-летний токарь Имбухамедов (завод №68, г. Невьянск, Свердловская обл.) пожаловался инспекторам ВЦСПС: «Я не могу пойти в кино, потому что грязный, вымыться нечем»19. Аналогичная жалоба поступила и от его товарища – юного токаря Верти-прахова: «Нет мыла, нечем вымыться. Мы никуда не ходим потому, что грязные»20. В докладной записке членов бригады ВЦСПС отмечается, что администрация предприятия предпринимала меры для улучшения ситуации, «…доставали ботинки – 80 пар, достали белья 180 пар, но все это недостаточно. Завод не имеет ни одного метра мануфактуры», поскольку в аналогичном положении находились и городские торговые организации.
Нелегко пришлось Ирине Песковой, когда она осталась практически без обуви: «Сейчас нужно было бы сходить к бабушке, но мне не в чем - нет галош. Мои детские ботики, в которых я хожу на работу, разорвались и я каждый день хожу с мокрыми ногами; галоши мои хоть и целы, но у одного стесался задник, [точнее?] он все время отскакивает и ходить нельзя. Мама моя тоже осталась без галош»21.
Физическая усталость от многочасового труда также препятствовала неформальному досугу. Так, когда упоминавшийся ранее Сергей Орлов только пришел на производство, записал в дневнике: «Устаешь, ну что же поделаешь. В кино уже не хожу, книг тоже не купить. Сегодня даже выходной не дали. Когда же тут кино»22.
17-летняя Степанида Петунина (завод №10 им. Дзержинского, г. Молотов) после 12-часовой смены могла только есть и спать23.
Аналогичные свидетельства можно привести и по ряду предприятий Сибири: «– Как проводите время после работы?
– Сплю.
– Все время спите?
– А чего же делать, делать-то больше нечего» (Бочкарева, завод № 677); «Прихожу домой, посижу на скамеечке и иду спать» (Лодзинский, завод № 703)24.
Все же посещение кинотеатров было одной из основных досуговых практик рабочей молодежи. Существенное место отводилось также игре в футбол. Чаще всего ребята гоняли мяч во дворах, но были и организованные команды, которые соревновались на городском уровне. Так, в выпуске «Вечерней Москвы» от 10 июня 1942 г. упоминается о предстоящих играх на первенство районов, в которых примут участие «команды районных домов пионеров, ремесленных училищ и др.»25.
«Двор на двор, улица на улицу, до одури, до изнеможения»26, - именно так говорится о любимом увлечении подростков в документальном фильме Алексея Габриловича «Футбол нашего детства». И хотя речь в дан- ном случае идет о послевоенной поре, эту цитату вполне можно отнести и к ребятам военного периода.
В дневниковых записях «футбольные» сюжеты переплетаются с военной повседневностью: «Дежурил с 12 ночи до 4 ч в конторе. Ночью была тревога 50 минут … Катались на велосипеде. Играли в футбол», «Дежурил с 9 - 11ч. Играли в футбол. Ходил на Невск[ий]» (Игорь Никитин, комбинат №670, г. Ленинград)27; «Возле нашей школы, на поляне, где мы играли в футбол, вырыли щели - зигзагообразную траншею. Некоторое время она оставалась непокрытой и пользовались ею только мы, ребята, гоняясь по ней друг за другом, рискуя получить синяк под глазом от неожиданного встречного столкновения на изломе, что со мной и случилось - здоровый фингал присадил» (Геннадий Абрамов, г. Тушино)28; «Теперь мы учимся рядом с восьмым классом, и так как у них есть мяч, то после школы наш класс сыграл с их классом в футбол, восемь человек на восемь. Я вначале играл в нападении, а потом на защите. Мяч почти все время был на их стороне, и их вратарю было жарко. В общем, сыграли два на два...» (Владимир Борисенко, г. Феодосия)29; «Андрей в это время прикатил откуда-то старую шину. Мальчишки начали играть в футбол. Андрей встал вратарем. Другим вратарем был Зорька … Игра началась. Зорька оказался плохим вратарем, он не отбил ни одного мяча. Зато Андрюша был молодцом. Он не пропустил ни одного мяча. Маленький, ловкий, он подкатывался под ноги играющим, вытравливал мяч и гнал его перед собой, ловко увертываясь в сторону всякий раз, когда ему ставили подножку. Но и ругался он тоже здорово. Его звонкий голос чаще всех выкрикивал ругательства» (Елена Мухина, г. Ленинград)30.
Трогательную запись о молодых рабочих оставила в дневнике Эсфирь Левина (г. Ленинград): «На Сенной площади мальчишки играют в футбол… Хорошие здоровые ребята, те самые, которые зубрят зачеты, не льют касторки в чернильницу учителю, потому что у них и у учителя одна и та же медаль «За оборону Ленинграда». Ребята могут перевыполнять нормы в цехах, а учитель мог потушить десятки зажигалок - это не мешает мальчикам играть в футбол…»31.
Важно отметить, что в архивных документах крайне мало сюжетов о неформальном досуге рабочих-подростков. В комсомольские отчеты и материалы должностных лиц системы трудовых резервов не попадали сведения о походах в кино и дворовых футбольных матчах. Подобные сюжеты содержатся по большей части в источниках личного происхождения – дневниках, воспоминаниях, письмах, и притом зачастую теряются на фоне общей атмосферы военной повседневности.
В то же время, по мнению Р.Е. Романова, именно такой досуг способствовал «развитию навыков неформального общения подростков и молодых людей»32. Подобной же точки зрения придерживается В.А. Агеева, добавляя, что «досуг несанкционированного, индивидуального характера оказывал релаксирующее воздействие», помогая отдохнуть от негативных мыслей и повседневных забот33.
Просмотры кино и игры в футбол, будучи одними из наиболее доступных видов неформального досуга, занимали важное место в жизни рабочих-подростков. Эти способы свободного времяпрепровождения осложнялись рядом факторов, таких как напряженный рабочий график, усталость, нехватка одежды, обуви и гигиенических принадлежностей, но тем не менее служили своеобразной отдушиной, позволяющей отвлечься от суровой военной повседневности.
Список литературы Досуг рабочих-подростков в годы Великой Отечественной войны
- Агеева В.А. Свободное времяпрепровождение детей и подростков в годы Великой Отечественной войны: содержание, ресурсы, особенности/ Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. С. 180-187. //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svobodnoe-vremyaprovozhdenie-detey-i-podrostkov-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-soderzhanie-resursy-osobennosti.
- Букин С.С., Романов Р.Е. Рабочая молодежь предприятий оборонного комплекса Сибири (1941 - 1945), Новосибирск: Параллель, 2012. 429 с. EDN: TGJYGZ
- Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 томах. Т. 10. Государство, общество и война. М.: Кучково поле, 2011-2015. 864 с.
- История советского рабочего класса. В 6-ти тт. Т.3: Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1938-1945 гг. М., 1984. 591 с.
- Митрофанова А.В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971. 575 с.
- Онопенко Я.А. и др. 1941-1945: Хроника жизни Москвы. М.: Главархив, 2020. 1313 с.
- Парамонов В.Н. Социальное положение рабочей молодежи на предприятиях РСФСР в 1941 - 1945 годах. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. № 4 (34), 2015. С. 150 - 162. EDN: VHEBZL
- Фильцер Д. Опасности городской жизни в СССР в период позднего сталинизма. Здоровье, гигиена и условия жизни. 1943-1953. М., 2018. 672 с.
- Дж. К. де Граффенрид Мобилизуя юность: труд советских детей в военное время. // Советский тыл 1941 - 1945: повседневная жизнь в годы войны/ отв. сост. Беате Физелер и Роджер Д. Марквик. М.: Политическая энциклопедия, 2019. С. 126 - 146. 647 с.
- Livschiz A. Growing Up Soviet: Childhood In The Soviet Union, 1918 - 1958. Stanford, 2007. 1029 с.