Доверенность как основание возникновения правоотношения представительства
Автор: Мургаев М.Б., Азукаева Б.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 3 (34), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются некоторые вопросы института доверенности как односторонней сделки представляемого, а также особенности практического применения новелл гражданского законодательства о доверенности.
Представительство, доверенность, сделка, представитель, представляемый, письменное уполномочие
Короткий адрес: https://sciup.org/140122752
IDR: 140122752
Текст научной статьи Доверенность как основание возникновения правоотношения представительства
Ключевые слова: представительство, доверенность, сделка, представитель, представляемый, письменное уполномочие.
Глава 10 Гражданского кодекса РФ (в ред. ФЗ от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ) посвящена институту представительства.
Волеизъявление доверителя, выразившееся в составлении письменного документа, содержащего указание на объем полномочий поверенного, порождает возникновение у сторон взаимных прав и обязанностей, т.е. правоотношение представительства. У представляемого в данном правоотношении будут права (вытекающие из закона, например, право отменить доверенность) и обязанности, вытекающие из доверенности, а у представителя - права, вытекающие из доверенности и закона (например, отказаться от полномочий), и обязанности, основанные на законе. Применительно к обязанностям представляемого следует также отметить, что основная его обязанность по признанию сделок, заключенных представителем в силу предоставленного ему полномочия, непосредственно в главе 10 ГК не закреплена (не сформулирована как обязанность), - это лишь косвенно вытекает из норм п. 1 ст. 182 и п. 1 ст. 185 ГК РФ. Применительно к обязанностям представителя, такие обязанности могут у него возникнуть только на основании закона, поскольку никаких дополнительных условий в самой доверенности (как сделке) быть не может (она односторонняя), а в уполномочии содержится лишь указание на объем полномочий (субъективных прав), предоставленных представителю.
Таким образом, представитель не выполняет никаких обязанностей, а лишь реализует переданные ему чужие права, фактически представая перед третьими лицами своим доверителем. Соответственно и установлена ответственность за превышение объема предоставленных прав и злоупотребление ими, а за неисполнение обязанностей ответственность не установлена.
Однако в отличие от классического понимания элементов правоотношения как субъектов, объекта и содержания применительно к правоотношениям, основанным на доверенности, следует отметить, что данное правоотношение фактически направлено вовне, т.е. не на урегулирование отношений между двумя субъектами, а к неопределенному кругу лиц, с которыми предполагает контактировать представляемый. Но при этом данные лица непосредственными участниками этих правоотношений не являются, - они лишь вынуждены учитывать в своей деятельности результат правоотношений представительства, основанных на доверенности, а именно то, что с ними в контакт вступает не непосредственно представляемый, а его представитель [1].
Доверенность является не просто письменным уполномочием, т.е. документом, подтверждающим возникновение у представителя субъективных прав, но может рассматриваться и как односторонняя сделка, представляющая собой сложный юридический состав. Как односторонняя сделка доверенность порождает специфическое правоотношение представительства, характеризующееся внешней направленностью (не только на урегулирование отношений между представляемым и представителем) и некоторыми особенностями в составе элементов, особенно в правах и обязанностях его субъектов.
В случаях же, специально предусмотренных в законе (например, при заключении договора поручения или простого товарищества), доверенность может выступать составной частью сложного юридического состава, порождающего правоотношения представительства.
Определённые изменения внесены в ГК РФ относительно оснований возникновения добровольного (договорного) представительства, и прежде всего - доверенности как наиболее распространенного основания возникновения и «носителя» полномочия.
По своей юридической природе выдача доверенности является односторонней сделкой представляемого (доверителя). В ст. 185 ГК РФ доверенность определяется как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Таким образом, с одной стороны, доверенность (а точнее -выдача доверенности) - это односторонняя сделка представляемого (доверителя) по наделению поверенного (представителя) полномочием, т. е. уполномочивающая его на представительство, а с другой стороны - это письменный документ, так как закон признаёт только письменное уполномочие, т. е. доверенность не может иметь устной формы.
С вступлением в силу новой редакции ст. 185 ГК РФ письменное уполномочие (т. е. наделение представителя полномочием - правом действовать от имени представляемого) в качестве письменной сделки не обязательно должно иметь форму доверенности. Тем самым решен спорный в цивилистической науке и судебной практике вопрос о допустимых формах уполномочия и самой возможности иной формы уполномочия, кроме выдачи доверенности, при добровольном представительстве [2]. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть не только выдано представителю в виде доверенности, но и предоставлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу, по отношению к которому должен будет действовать представитель, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя. Это может быть письменное извещение, заявление и т. п. в адрес третьего лица. В частности, письменное уполномочие на распоряжение представителем гражданина его вкладом в банке, на совершение операций по его банковскому счету, а также на получение адресованной ему корреспонденции в организации связи может быть представлено представляемым непосредственно банку или организации связи. Письменное уполномочие может содержаться в договоре между представителем и представляемым (договор поручения, агентский договор), в договоре между представляемым и третьим лицом (это может быть любой гражданско-правовой договор) либо в решении собрания (п. 2 ст. 185 ГК РФ), если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений. В частности, намного упрощается наделение полномочием старшего по дому для участия в судебном споре от имени жильцов дома -подтверждением полномочия может стать и доверенность, выданная (подписанная) жильцами многоквартирного дома, и решение общего собрания жильцов дома.
Но во всех случаях письменное уполномочие должно соответствовать требованиям, предъявляемым законом к доверенности (в частности, относительно её содержания, срока, формы).
-
1. Гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Изд-во «БЕК». 1993. - С. 45.
-
2. Невзгодина Е.Л. Новеллы института представительства в Гражданском кодексе РФ // Вестник Омского университета. Серия «Право». Выпуск № 4 (37). 2013. - С. 105.
«Экономика и социум» №3(34) 2017
Список литературы Доверенность как основание возникновения правоотношения представительства
- Гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1/Под ред. Е.А. Суханова. М.: Изд-во «БЕК». 1993. -С. 45.
- Невзгодина Е.Л. Новеллы института представительства в Гражданском кодексе РФ//Вестник Омского университета. Серия «Право». Выпуск № 4 (37). 2013. -С. 105.