Драма: между литературой и театром

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению причин, по которым драма, когда-то бывшая привилегированным жанром теоретической поэтики, в 20 веке была отодвинута на её периферию. Одной из причин этого оказывается то, что драма является синтетическим жанром, жанром- посредником между литературой и театром, лишённым собственного медиума, тогда как модернистское искусство тяготеет к медиумспецифичности. В литературе это проявляется в том, что на первый план выходит лирическая поэзия, наиболее тесно связанная с языком, в то время как драма как вид повествовательной литературы оказывается младшей сестрой прозы. В театре процессы поисков специфически театрального приводят к появлению постдраматического театра, освободившегося от литературоцентричности. Поэтому оказывается возможным сравнить судьбу драмы с судьбой иронии в риторике: обе пали жертвами тенденций редукционизма, стремления к теоретической и художественной чистоте. Два «чистых» тропа связываются с двумя «чистыми» родами литературы за счёт исключения не таких «чистых» иронии и драмы.

Еще

Драма, поэтика, медиумспецифичность, модернизм, история, постдраматический театр, литературоцентричность, риторика, ирония

Короткий адрес: https://sciup.org/144162370

IDR: 144162370   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2021-6104-31-39

Список литературы Драма: между литературой и театром

  • Бадью А. Манифест философии. СПб.: Machina, 2003. 184 с.
  • Гаспаров М. Л. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1: Греция. / Михаил Леонович Гаспаров; вступ. статья, сост. Н. П. Гринцера, М. Л. Андреева. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 848 с.: ил.
  • Женетт Ж. Фигуры. В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472, 472 с.
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Академический Проект, 2008. 555 с. (Философские технологии: антропология).
  • Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
  • Николаева Е. Г. О поэтике драматургии Чехова («бесконечный лабиринт сцеплений»). М.: МГИК, 2016. 108 с.
  • Тодоров Ц. Семиотика литературы // Степанов Ю. С. (ред.). Семиотика. М.: Радуга, 1983. 637 с.
  • Тодоров Ц. Теории символа / Перевод с французского Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.
  • Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н. Д. Тамарченко; Комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.
  • Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / Пер. с англ. под ред. Е. Г. Трубиной и В. В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 528 с.
  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. Вступительная статья Н. С. Автономовой. СПб.: A-cad, 1994. 407 с.
  • Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. / Сост. и общ. ред. М. Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. 464 с., [12] л. ил. (Языковеды мира).
  • Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1971. x, 383 pp.
  • Goodman N. Languages of Art: An Approach to a Theory of Symbols. Indianapolis, New York Kansas City: The Bobbs-Merrill Company, inc., 1968. xiv, 277 pp.
  • Kivy P. How to Forge a Musical Work // The Journal of Aesthetics and Art Criticism 58 (3), 233–235.
  • Kivy P. Versions and «Versions,» Forgeries and «Forgeries»: A Response to Kirk Pillow // The Journal of Aesthetics and Art Criticism 60 (2), 180–182.
  • Pillow K. Versions and Forgeries: A Response to Kivy // The Journal of Aesthetics and Art Criticism 60 (2), 177–179.
  • Quintilian. Institutio Oratoria IX, 2, 45–46. [Электронный ресурс] // URL: https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Quintilian/Institutio_Oratoria/9B*.html#2
Еще
Статья научная