Духовность как бессознательный феномен

Автор: Рожков Николай Тихонович

Журнал: Автономия личности @avtonomiya-lichnosti

Рубрика: Теория и практика социальной безопасности

Статья в выпуске: 1 (21), 2020 года.

Бесплатный доступ

Духовность, подсознание, совесть, ответственность, свобода, ценности, смысл

Короткий адрес: https://sciup.org/142224096

IDR: 142224096

Текст статьи Духовность как бессознательный феномен

Духовное измерение – это высшее измерение человеческого бытия. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривал как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности [2, с.293]. Основной тезис учения В. Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. «Человек – это больше чем психика: человек – это дух», - подчеркивает он [там же, с.294]. Духовность присуща человеку генетически в этом его уникальность и неповторимость.

Духовное, в понимании В. Франкла, – это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному. Слой подсознательной духовности содержит источники и корни всего сознаваемого. Другими словами, мы знаем и признаем не только бессознательное в виде влечений, но и духовное бессознательное, и в ней мы видим несущую основу всей сознательной духовности.

Цель человека и смысл его жизни, по мнению В. Франкла, – образуют духовную опору, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения [3, с.177]. Духовность начинается и питается смыслом, а смысл жизни для человека, это вопрос призвания.

Смысл для каждого человека объективен, и он находит его в окружающем мире. Только в призвании для человека обретается смысл. В нахождении же смысла одного единственного человеку помогает совесть. Следовательно, зная цель и смысл жизни человека, можно судить о силе его духовных способностей таких как совесть, любовь, честь и т.д.

По мнению В. Франкла, смысл должен быть найден, но он не может быть создан. В поисках смысла человека направляет его совесть. «То, что называют совестью, – пишет В. Франкл, – по сути, погружено в глубины бессознательного, коренится в подсознательной основе. В этом смысле совесть можно назвать также иррациональной; она алогична» [2, с.180]. Совесть – это орган смысла. Ее можно определить, как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Совесть - это своеобразный фильтр, который пропускает через себя все импульсы, идущие из бессознательного. Психология накопила много фактов, которые свидетельствуют, что у человека никогда не проявляются влечения как таковые. Влечения всегда принимаются или отвергаются, они всегда каким-то образом - так или иначе – оформлены. Вся сфера влечений у человека преобразуется под влиянием его духовной установки, так что эта подчиненность сферы влечений формирующим влиянием сферы духовного присуща ей, можно сказать, априорно. Иначе говоря, в структуре личности есть инстанция, которая постоянно контролирует импульсы, идущие из подсознания в сферу сознания. Такой инстанцией является совесть.

Совесть принадлежит к числу специфических человеческих проявлений, потому что она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования и работа ее подчинена основной отличительной характеристике человеческого существования - его конечности.

«Мы живем в век распространяющегося все чувства смыслоутраты, - пишет В. Франкл. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть, так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации» [2, с.35]. Он считает, что воспитание больше чем когда-либо становится воспитанием ответственности.

А быть ответственным – значит быть селективным, быть избирательным. Мы должны научиться различать что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что нет. Инстанция, перед которой мы несем ответственность, -подчеркивает В. Франкл, – это совесть. Совесть, в его понимании, есть сверхличность [3, с.125].

Духовное начало в человеке играет исключительную роль в самых трудных жизненных ситуациях, а порой, и трагических. В. Франкл описывает случай, когда в бараке концентрационного лагеря лежали несколько человек, больных тифом. Все они бредили, кроме одного, который старался отвести ночной приступ горячки, намеренно отгоняя ночной сон. Возбуждение и интеллектуальный подъем, вызванный лихорадкой, он использовал для того, чтобы восстановить неопубликованную рукопись своего научного труда, которую у него отобрали в лагере. За шестнадцать бредовых ночей он заново воссоздал всю книгу целиком, делая в потемках краткие стенографические записи ключевых слов на крошечных обрывках бумаги [2, с.216].

«Что же касается наследственности, - пишет В. Франкл, -то исследования в этой области показали, в какой степени человек обладает, в конечном счете, свободой и по отношению к своим задаткам». В частности, близнецовые исследования показали, насколько различная жизнь может быть построена на основе тождественных задатков. Я вспоминаю однояйцовых близнецов, описанных Ланге, один из которых был хитроумнейшим преступником, в то время как его брат-близнец - столь же хитроумным криминалистом.

Врожденное свойство характера - «хитроумие» - было идентичным у обоих, однако само по себе оно нейтрально, то есть не является ни пороком, ни добродетелью. И мы видим, подчеркивает В. Франкл, как был прав И. Гете, сказавший однажды, что нет такой добродетели, из которой нельзя было бы сделать порок, и нет такого порока, из которого нельзя было бы сделать добродетель [2, с.108]. Это свидетельствует о том, насколько важна роль духовного наставника, от которого зависит вектор устремлений человека, его социальная сущность. Духовные ценности выступают регуляторами поведения и деятельности человека. Но, вследствие не одинакового уровня их развития, мы и видим все многообразие поведенческих реакций людей, находящихся в одних и тех же условиях.

В. Франкл утверждает, что человек - это меньше всего продукт наследственности и окружения; человек, в конечном счете, сам решает за себя! И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нем. Духовное, по определению и есть свободное в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Только в сложных жизненных ситуациях проявляется истинное лицо человека. Причем, в таких ситуациях начинает доминировать подсознательное начало, которое и приоткрывает всю сущность данного человека: на что он способен, что он может сделать, а самое главное, может ли пожертвовать самим собой.

В неадекватных ситуациях витальная основа вместе с социальной образуют естественную заданность человека. Эту заданность можно всегда установить средствами таких наук как: биология, психология, педагогика. Но нельзя при этом забывать, что человеческое бытие начинается в тот момент, когда заканчивается всякая однозначность и окончательная определенность. Речь идет о том, что человека нельзя подвергнуть математической, среднестатистической оценке, его можно только анализировать.

г

Можно с полным основанием говорить о том, что каждый человек является носителем духовного начала, которое незримым оком регулирует его и витальные и душевные процессы. Такой инстанцией в структуре личности является «актуальное-Я». Оно глубоко погружено в сферу подсознания: природа происхождения «актуального-Я», как и «идеального-Я» - двойственна. «Актуальное-Я» есть, с одной стороны, осадок нашего коллективного бессознательного, а с другой - порождение условий окружающей среды

Любое решение есть решение за себя, а решение за себя - всегда формирование себя. В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую характер, которым я обладаю. В результате формируется личность, которой я становлюсь. В этом и состоит процесс саморегулирования, то есть основа регулирования поведения человека заключена в формировании его духовности или «актуального-Я», потому что оно придает силы для реализации задуманного. Если «идеальное-Я» - это генератор идей человека, то «актуальное-Я» - усилитель или замедлитель их реализации.

Духовной основой человеческого существования являются цель и смысл жизни индивида, но реализация данной основы невозможна без таких фундаментальных ценностей как свобода, совесть и ответственность. В качестве регулятора свободы выступает совесть, а ответ мы всегда держим перед совестью.

Список литературы Духовность как бессознательный феномен

  • Рожков Н. Т. Основы психоаналитической педагогики: монография. Орел: ОрелГТУ, 2005. 285 с.
  • Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. (Общ.ред. канд. психол. наук Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. Вступ. ст. канд. психол. наук Д. А. Леонтьева). М.: Прогресс, 1990. 367 с.
Статья