Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола)

Автор: Пигин А.В.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.6, 2001 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется духовный стих (кант) «Покаяние об искусителе», известный сегодня в единственном списке XX в. нижегородского происхождения. По своему сюжету стих примыкает к большой группе средневековых произведений о покаянии дьявола, рассмотренных автором ранее в статье 1998 г. (см.: Пигин А.В. Древнерусская легенда о «кающемся» бесе (к проблеме апокатастасиса) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. С. 122-139). Автор определяет место этого стиха среди других произведений на тот же сюжет, устанавливает его возможные источники. Особое внимание уделяется связям этого стиха с русской романтической лирикой начала XIX в. (В.А. Жуковский, А.И. Подолинский, В.Г.Тепляков и другие). Религиозная основа стиха анализируется в контексте богословских сочинений (Ориген, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский) об апокатастасисе (всеобщем восстановлении в конце времен).

Еще

Духовные стихи, русская романтическая лирика, литературная демонология, богословское учение о всеобщем восстановлении

Короткий адрес: https://sciup.org/14749171

IDR: 14749171

Список литературы Духовный стих «Покаяние о искусителе» (к изучению сюжета о покаянии дьявола)

  • Пигин А. В. Древнерусская легенда о «кающемся» бесе (к проблеме апокатастасиса)//Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 122-139
  • Пигин А. В. Неизвестная рукописная повесть о покаянии беса//Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. С. 105-113.
  • Духовные стихи. Канты (Сборник духовных стихов Нижегородской области)/Сост. Е. А. Бучилиной. М., 1999. С. 259-265.
  • Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 354.
  • Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. С. 51.
  • Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914. С. 649.
  • Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1998. С. 336-406.
  • Балашов Н. И. Соотношение идеального и жизненно-реального в художественных системах Ренессанса и ХVII столетия как критерий разграничения этих систем//Известия РАН: Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 1. С. 13.
  • Матушевский И. Дьявол в поэзии. История и психология фигур, олицетворяющих зло, в изящной словесности всех народов и веков//Русская мысль. 1901. № 10. С. 87-98.
  • Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности: Труды Славянской комиссии Московского Археологического общества. Т. 4. Вып. 1. М., 1907. С. 54-152.
  • Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996. С. 6.
  • Григорий Нисский. Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав//Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 40. М., 1862. С. 67-68.
  • Святого отца нашего Григория Двоеслова, епископа Римского, Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. М., 1996. С. 288-289.
  • Пономарев А. Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении. СПб., 1886. С. 45
  • Herbert J. A. Catalogue of Romances in the Department of Manuscripts in the British Museum. Vol. 3. London, 1910. P. 606 (№ 6).
  • Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов: художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.
  • Жуковский В. А. Сочинения: В 3 т. Т 2. М., 1980. С. 248.
  • Подолинский А. И. Див и Пери//Поэты 1820-1830-х годов. Л., 1961. С. 279.
  • Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1958. С. 96.
  • Булгаков С. О Богочеловечестве. Pasis, 1945. Ч. 2: Невеста Агнца. С. 568.
  • Лосский Н. Условия абсолютного добра. Основы этики. Париж, 1949. С. 182-183
  • Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1 (I). М., 1990. С. 208.
Еще
Статья научная