Движение и самодвижение в контексте философско-эстетического осмысления

Бесплатный доступ

Статья рассматривает проблему «движения» и «самодвижения» как философско-эстетически обоснованное гуманистическое основание культуры. Природа понятий «движение» и «самодвижение» обнаруживается в культуре Древнего мира в процессе мифологического познания. В философских теориях Древнего мира делаются попытки логического определения движения и самодвижения. Внимания к этим проблемам возрастает в эпоху Возрождения, когда формируется гуманистическая европейская культура, рассматривающая творческие способности человека как «прекрасное». В это время осознанно, на уровне разовых экспериментов, объективируются концепты движения и самодвижения в жизнедеятельности человека - как прекрасное, разумное, свойственное человеку как творческому существу, основание мироустройства. В нововременной культуре изначально «прекрасное» понимается как индивидуальное творчество, самодвижение - развитие индивидуальных способностей, которые, сообразно эпохе, отражены в ремесленном и техническом творчестве. Но в прошлом веке акцент «прекрасного» смещается на утилитарную трактовку самодвижения в виде освобождения человека от физического труда. Сегодня эстетически прекрасное трактуется как дуализм искусственного и естественного в виде принципа самодвижения в деятельности.

Еще

Истина, прекрасное, движение, самодвижение, искусственное и естественное

Короткий адрес: https://sciup.org/144160716

IDR: 144160716

Список литературы Движение и самодвижение в контексте философско-эстетического осмысления

  • Аруэ Ф.М. (Вольтер) Эстетика: статьи, письма, предисловия и рассуждения / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Бахмутского; пер. Л. Золониной и Н. Наумова; стихотворный пер. Э. Линецкой. Москва: Искусство, 1974. 390 с.
  • Бэкон Ф. Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс]. URL: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-frensisa-bekona
  • Диккенс Ч. Тяжелые времена // Собрание сочинений в десяти томах. Том 8. Рождественская песнь в прозе. Колокола. Тяжелые времена. Большие надежды. Москва: Художественная литература, 1986.
  • Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи / пер. с англ. Владислава Софронова-Антомони. Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001. 374 с.
  • Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма. Называть вещи своими именами // Называть вещи своими именами: программа выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. / [сост. Л.Г. Андреев и др.; под ред. и с предисл. Л.Г. Андреева; коммент. Г.К. Косикова и др.]. Москва: Прогресс, 1986. С. 158-162.
  • Момджан К.Х. Гипотеза общественного прогресса в современной социальной теории // Вопросы философии. 2016. № 10.
  • Моэм С. Луна и грош: [роман: рассказ] / [пер. с англ. Э. и Б. Лебедевы, И.Г. Гурова]. Москва: РИМИС, 2011. 286 с.
  • Ревко П.С. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека: монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 130 с.
  • Столович Л.Н. Философия красоты. Москва: Политиздат, 1978. 118 с.
Еще
Статья научная