Ересь и адиафора в лютеранской догматике

Бесплатный доступ

Данная статья представляет собой историко-философский и религиоведческий анализ рецепции понятия «ересь» и «адиафора» в лютеранской догматике. Отмечается напряжение между осуждением ересей в лютеранских вероисповедных книгах и безусловным признанием ересей таковыми всеми лютеранскими деноминациями. Рассматривается проблема понимания термина «ересь» у лютеран, делается вывод о схожести терминологической рецепции периода Реформации с эпохой ранней церкви, когда отсутствие четкой дефиниции понятия «ересь» не помешало использовать его в полемическом отношении, нагружая негативными коннотациями с целью подчеркнуть единство истинного христианского учения. Исследуются такие лютеранские вероисповедные книги, как «Аугсбургское исповедание», которое представляет достаточный базис для конфессионального самоопределения и признано всеми консервативными и либеральными лютеранскими деноминациями, и «Формула Согласия», строго определяющая границы лютеранской конфессиональной идентичности. Рассматривается ряд исторических примеров ересей, упомянутых и осужденных лютеранскими теологами в корпусе вероисповедных сочинений. Подчеркивается факт практического принятия конфессиональными лютеранами церковной традиции, в частности итогов первых вселенских соборов, святоотеческой традиции как свидетельства веры и понимания Священного Писания, а также ряда других значимых аспектов церковного наследия. Анализируется изменение контекста применения понятия «адиафора», делается вывод о сохранении семантики термина «адиафора» по существу, доказывается, что этический контекст его применения у философов-стоиков и в святоотеческой традиции трансформируется в лютеранстве в догматический. Подчеркивается, что данная парадигма способствует формированию терпимого отношения лютеран к инакомыслию и инославию, что открывает возможности для межрелигиозного диалога и развития межцерковного общения. Делается обобщающий вывод о роли дискуссий раннего лютеранства в становлении ключевых догматов лютеранского учения и лютеранской конфессиональной идентичности.

Еще

Ересь, адиафора, лютеранство, лютеранская догматика, «Книга Согласия», «Аугсбургское исповедание», «Формула Согласия»

Короткий адрес: https://sciup.org/149145058

IDR: 149145058   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.7

Список литературы Ересь и адиафора в лютеранской догматике

  • Абрамов 2013 – Абрамов А.В. Проблема адиафоры в этике и учении Феофана Затворника // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 149–151.
  • Августин (Никитин) 2011 – Августин (Никитин), архимандрит. Аугсбургское исповедание – вероучительная книга лютеранства // Христианские чтения. 2011. № 2 (37). С. 54–138.
  • Аврелий Августин 2001 – Аврелий Августин. О свободе воли // Антология средневековой мысли. В 2 т. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001. С. 25–65.
  • Винрих 2014 – Винрих Л. Изменчивый образ инакомыслия: ересь в раннехристианский период // Вестник ПСТГУ. Серия II, История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 4 (59). С. 9–27.
  • Ириней Лионский 2008 – Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008.
  • Исаев 2000 – Исаев С.А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. СПб.: Светоч, 2000.
  • Курбатов 2022 – Курбатов А.Г. «Большая Нюрнбергская записка» – начало теологии Андреаса Озиандера // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23, № 1. С. 89–98. DOI: 10.25991/VRHGA.2022.23.1.007
  • Лютер 1997 – Лютер М. Свобода христианина // Избранные произведения. СПб.: Лютер. наследие, 1997. С. 4–43.
  • Макграт 1994 – Макграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса: ОБШ «Богомыслие», 1994.
  • Мюллер 2016 – Мюллер Д.Т. Христианская догматика. СПб.: Лютер. наследие, 2016.
  • Софронова, Трофимова 2019 – Софронова Л.В., Трофимова М.А. Лютеранство в XVI веке между католицизмом и православием: tertium datur // Современная научная мысль. 2019. № 4. С. 22–26.
  • Хегглунд 1999 – Хегглунд Б. Модель веры: руководство по догматике. СПб.: Алетейя, 1999.
  • Хегглунд 2001 – Хегглунд Б. История теологии. СПб.: Светоч, 2001.
  • Энгельс 1989 – Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. М.: Изд-во полит. лит., 1989.
  • Apologia Confessionis Augustanae 1921 – Apologia Confessionis Augustanae // Liber Concordia Triglotta. St. Louis: Concordia Publishing House, 1921. P. 97–451.
  • Confessio Augustana 1921 – Confessio Augustana // Liber Concordia Triglotta. St. Louis: Concordia Publishing House,1921. P. 37–95.
  • Constitution… web – Constitution oh the Lutheran World Federation / Our Lutheran Identity
  • [Lutheran World Federation] // https://www.lutheranworld.org/who-we-are/ourlutheran-identity
  • Formula Concordiae 1921 – Formula Concordiae // Liber Concordia Triglotta. St. Louis: Concordia Publishing House, 1921. P. 775–843.
  • Friesen 2017 – Friesen W. Andreas Osiander: An Ideologue of Russian-German Rapprochement Efforts // Религия. Церковь. Общество. 2017. № 6. С. 284–295. DOI: 10.24411/2308-0698-2017-00014
  • History web – History [International Lutheran Council] // https://ilc-online.org/about-us/history/
  • ILC Statements web – ILC Statements [International Lutheran Council] // https://ilc-online.org/news/ilc-statements/
  • Lutheran Identities web – Lutheran Identities [Lutheran World Federation] // https://www.lutheranworld.org/what-we-do/theology/lutheran-identities
  • Member Churches web – Member Churches [Lutheran World Federation] // https://www.lutheranworld.org/member-churches
  • Members web – Members [International Lutheran Council] // https://ilc-online.org/members/
  • Membership web – Membership [International Lutheran Council] // https://ilc-online.org/aboutus/membership/
  • Troeltsch 1912 – Troeltsch E. Protestantism and Progress. L.: Williams & Norgate, 1912.
  • Women and Gender Studies web – Women and Gender Studies [Lutheran World Federation] // https://www.lutheranworld.org/what-we-do/theology/women-and-gender-studies
Еще
Статья научная