Ереси в раннем египетском монашестве. Полемика между оригенистами и антропоморфитами

Бесплатный доступ

Полемика между оригенистами и антропоморфитами является довольно туманной и дискуссионной темой в истории Церкви. На рубеже IV-V вв. в данную полемику были вовлечены монашеские общины Египта, и ее последствия оказали большое влияние на последующую историю Церкви. В центре полемики находился вопрос «образа Божьего» в человеке. Представители противоборствующих сторон по-разному осмысляли данный библейский концепт. Взгляды оригенистов в этой полемике можно реконструировать по сохранившимся текстам. Существенные проблемы в изучении этой темы связаны с партией антропоморфитов и их учением, так как большая часть информации об антропоморфитах исходит от их противников. В данной статье делается попытка определить позицию антропоморфитов в контексте данной полемики. Признавая возможность употребления выражения «антропоморфиты» как полемического клише, мы утверждаем, что существование идей антропоморфизма Бога среди египетских монахов было вполне естественным. Однако, на наш взгляд, антропоморфиты, как и мессалиане, не были однородной группой. На основании информации источников можно выделить два типа так называемых антропоморфитов: тех, кто приписывал Богу человеческий облик, и тех, кто, напротив, отрицал, что божество имеет человеческий облик. Общим в этих течениях была идея о том, что образ Божий присутствует и в человеческом теле, а также негативное отношение к Оригену. Мнение о том, что этот спор был спором между евангельским реализмом и оригенистическим символизмом, нам представляется слишком вольной интерпретацией данной полемики. Также мы не можем согласиться с идеей, что движение египетских антропоморфитов уходило корнями в еврейский мистицизм.

Еще

Ересь, оригенизм, антропоморфизм, образ божий, египетское монашество

Короткий адрес: https://sciup.org/149145055

IDR: 149145055   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.3.5

Список литературы Ереси в раннем египетском монашестве. Полемика между оригенистами и антропоморфитами

  • Болотов 1886 – Болотов В.В. Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского // Христианское чтение. 1886. № 3–4. С. 334–357.
  • Епифаний Кипрский 1872 – Епифаний Кипрский, святитель. Творения. Ч. 3. М.: тип. В. Готье, 1863.
  • Иоанн Кассиан 1993 – Иоанн Кассиан, преподобный. Писания. Сергиев Посад: РФМ, 1993.
  • Bunge 2009 – Bunge G. Encore une fois : Hénade ou Monade? Au sujet de deux notions-clés de la terminologie technique d’Evagre le Pontique // Adamantius. 2009. Vol. 15. P. 9–42.
  • Clark 1992 – Clark E. The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate. Princeton: Princeton University Press, 1992.
  • Driton 1915–1917 – Driton E. La discussion d’un moine anthropomorphite audien avec le patriarche Théophile d’Alexandrie en l’année 399 // Revue de l’Orient chrétien. 1915–17. Vol. 10. P. 92–100, 113–28.
  • Florovsky 1975a – Florovsky G. The Anthropomorphites in the Egyptian Desert // Aspects of Church History. 1975. Vol. 4: Collected Works of Georges Florovsky. Belmont, MA: Nordland. P. 89–96.
  • Florovsky 1975b – Florovsky G. Theophilus of Alexandria and Apa Aphou of Pemdje // Aspects of Church History. 1975. Vol. 4: Collected Works of Georges Florovsky. Belmont, MA: Nordland. P. 97–129.
  • Gould 1992 – Gould G. The Image of God and the Anthropomorphite Controversy in Fourth Century Monasticism // Origeniana Quinta. Leuven: University Press, 1992. P. 549–557.
  • Guillaumont 1958 – Guillaumont A. Les six centuries des “Kephalaia gnostica” d’Evagre le Pontique. Paris: Firmin-Didot, 1958.
  • Guillaumont 2004 – Guillaumont A. Un philosophe au désert: Évagre le Pontique. Paris, 2004.
  • Jean Cassien 1958 – Jean Cassien. Conférences VIII–XVII. Paris: Cerf, 1958.
  • Patrin 2016 – Patrin V. La prière dans les Apophtegmes des Pères. Thèse de doctorat sous la direction de Bernard Flusin. Études grecques. Paris: Université Paris – Sorbonne, 2016.
  • Patterson 2011 – Patterson P. Visions of Christ: The Anthropomorphite Controversy of 399 CE. An Abstract Presented to the Faculty of Graduate Education of Saint Louis University in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy, 2011.
  • Russell 2007 – Russell N. Theophilus of Alexandria. The Early Church Fathers. London; New York: Routledge, 2007.
  • Socrate de Constantinople 2006 – Socrate de Constantinople. L’Histoire ecclésiastique. Livres IV–VI. Paris: Cerf, 2006.
  • Wickham 1983 – Wickham L. Cyril of Alexandria. Select Letters. Oxford: Clarendon Press, 1983.
Еще
Статья научная