Евангельский концепт "жизнь вечная" в осмыслении Ф. М. Достоевского

Автор: Шитиков Птр Михайлович, Никитина Татьяна Юрьевна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: К 200-летию со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной статье представлен результат междисциплинарного исследования, основанного на принципах когнитивного анализа концептов. Авторы рассматривают концепт «жизнь вечная», как он представлен в библейских текстах. С помощью корпусных инструментов выделяются ключевые слова, представляющие данный концепт в Библии. В качестве основного материала было принято Евангелие от Иоанна, в тексте которого была выявлена максимальная частотность выявленных репрезентантов. Первый раздел статьи посвящен описанию номинативного поля концепта, его когнитивной интерпретации. Второй раздел посвящен анализу рефлексии изучаемого концепта в творчестве Ф. М. Достоевского. Авторы приходят к выводу, что при кардинальном отличии стилистических средств, используемых авторами Библии и Ф. М. Достоевским, когнитивное содержание концепта «жизнь вечная», в целом, идентично.

Еще

Евангелие, концепт, смысл жизни, жизнь вечная

Короткий адрес: https://sciup.org/140290129

IDR: 140290129   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_31

Список литературы Евангельский концепт "жизнь вечная" в осмыслении Ф. М. Достоевского

  • Библия (1989) — Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989.
  • Достоевский (1982а) — Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 8.
  • Достоевский (1982Ь) — Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 9.
  • Достоевский (1982с) — Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 11.
  • Достоевский (1982d) — Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 12.
  • Достоевский (1982е) — Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1875-1876гг. // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука., 1982. Т. 24. С. 66-187.
  • Достоевский (1982^ — Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 6.
  • Достоевский (1982g) — Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1982. Т. 7.
  • Касаткина (2018) — Касаткина Т.А. «Записки из подполья» и «Маша лежит на столе.»: опыт медленного чтения в ближайшем контексте // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 121-147.
  • Лакоффф (2004) — Лакофф Дж. Женщины, ororn и oпасные вещи: Что категории языка гoвopят нам o мышлении. М.: Языки славянстой культуры, 2004.
  • Попова, Стернин (2007) — Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ. 2007.
  • Райт (2011) — Райт Н Т. Воскресение Сына Божия. М.: ББИ им. Св. апостола Андрея, 2011.
  • Степанов (2014) — Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004.
  • Davis (1984) — Davis J. C. The Johannine Concept of Eternal Life as a Present Possession // Restoration quarterly. 1984. No. 27. P. 161-169.
  • Dodd (1953) — Dodd С.Н. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge University Press,1953.
  • Filson (1962) — Filson F.V. The Gospel of Life // Current Issues in NT Interpretation. 1962. P. 111-123.
  • Hill (1962) — Hill D. Greek Words and Hebrew Meanings. Cambridge University Press, 1967.
  • Lyons (1938) — LyonsD.B. The Concept of Eternal Life in the Gospel to St. John. The Catholic University of America, 1938.
  • Thompson (1989) — Thompson M.M. Eternal Life in the Gospel of John // Ex Auditu. 1989. No. 5. P. 35-55.
  • Van Der Watt (1989) — Van Der Watt J. G. The use of aionios in the Concept zoe aionios in John's Gospel // Novum Testamentum. 1989. No. 31. P. 217-228.
Еще
Статья научная