Евгений Игнатьевич Крупнов – организатор археологического изучения Кабардино-Балкарии (1946–1970 гг.)

Автор: Фоменко В.А.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: История науки

Статья в выпуске: 279, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье кратко рассмотрена роль выдающегося отечественного археолога-кавказоведа Е. И. Крупнова, его коллег и учеников в становлении региональной археологической науки в Кабардино-Балкарии. В послевоенные годы Е. И. Крупнов возглавлял сектор археологии Кабардинского НИИ, проводил исследования археологических памятников республики силами экспедиций ГИМ и ИИМК. Возможно, Евгений Игнатьевич приглашал для работы в регионе археологов П. Г. Акритаса, К. Э. Гриневича, С. Н. Замятнина и др. Е. И. Крупнов, наряду с А. А. Иессеном, был основоположником написания древней и средневековой истории Кабардино-Балкарии. Важным результатом этой работы стала опубликованная им в 1957 г. книга «Древняя история и культура Кабарды». Значительное время Е. И. Крупнов уделял переписке и консультировал коллег, а также научно-педагогической деятельности. При его содействии сектор археологии Кабардино-Балкарского НИИ (далее – КБНИИ) получил остепененных молодых специалистов: И. М. Мизиева. А. Х. Нагоева, В. М. Батчаева, И. М. Чеченова. Автор настоящего исследования приходит к выводу, что Е. И. Крупнов и его ученики создали фундамент современной региональной археологии, а также основание наших сегодняшних знаний о древнем и средневековом периодах истории народов Северного Кавказа.

Еще

Северный Кавказ, Кабардино-Балкария, вторая половина 40-х – 60-е гг. ХХ в., Е. И. Крупнов. Кабардино-Балкарский НИИ, археологическое изучение, научная школа кавказоведов, Крупновские чтения

Короткий адрес: https://sciup.org/143184824

IDR: 143184824   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.279.405-410

Текст научной статьи Евгений Игнатьевич Крупнов – организатор археологического изучения Кабардино-Балкарии (1946–1970 гг.)

В настоящей статье говорится о роли известного советского кавказоведа Евгения Игнатьевича Крупнова (1904–1970), его товарищей по работе и последователей в развитии археологических исследований в Кабардино-Балкарии. С 1930 по 1951 г. он работал в Государственном историческом музее, с 1937 г. до конца жизни основным местом работы был Институт истории материальной культуры (ныне – Институт археологии РАН). В 1941 г. Евгений Игнатьевич

защитил кандидатскую, а в 1961 г. – докторскую диссертацию. Его жизни и деятельности посвящено несколько работ биографического характера. В них особое внимание уделялось значению научной конференции «Крупновские чтения» ( Мунчаев , 2004. С. 5–14; Найденко , 2004. С. 5–14; Чеченов , 2014. С. 12–25).

Нашими предшественниками и мной также рассматривались различные этапы истории археологического изучения Кабардино-Балкарии, где наряду с другими археологами и историками отмечена роль Е. И. Крупнова в этом процессе. Характеризовалась научно-организационная и научно-педагогическая деятельность Евгения Игнатьевича. Но ввиду более значительных, чем территория Кабардино-Балкарии, географических рамок, связи местных и приезжих ученых, работавших в республике, с Е. И. Крупновым остались мало освещенными в публикациях. Таким образом, отдельной работы, анализирующей вклад Е. И. Крупнова в организацию археологического изучения Кабардино-Балкарии, до нас написано не было. Это и придает настоящей небольшой статье актуальность.

Избранная тема предполагает использование материалов собственных архивов Е. И. Крупнова, коллег и учеников, общавшихся и работавших с ним. Однако многие из писем и документов не были сохранены и переданы в научные учреждения. Пока мы используем материалы Научного архива Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН (например, фонд «Отдел кадров»). И с надеждой смотрим на систематизированный личный фонд Е. И. Крупнова в научно-отраслевом архиве Института археологии РАН ( Володин, Кудрявцев , 2020. С. 16–18).

В довоенную эпоху археологические исследования Евгения Игнатьевича на Северном Кавказе были сосредоточены в основном в Северной Осетии, Ингушетии, Дагестане и некоторых районах Закавказья.

В Кабардино-Балкарии в это время работали ленинградские археологи (А. А. Миллер, А. А. Иессен и др.) в составе Северо-Кавказской экспедиции Государственной академии истории материальной культуры. В итоге их разведок и раскопок были получены очень важные материалы, что позволило создать периодизацию древностей Северного Кавказа. Кроме того, многие из этих памятников были опубликованы в 1941 г. в третьем томе Материалов и исследований по археологии СССР.

Эпоха репрессий и военное время нанесли значительный вред северокавказской археологии. С 1935 г. до завершения Великой Отечественной войны каких-либо значительных археологических исследований в республике не велось.

В 1946 г. Е. И. Крупнов был приглашен в восстановленный Кабардинский научно-исследовательский институт, где работал по совместительству в 1946– 1951 гг. (в 1946–1949 гг. возглавлял сектор археологии).

В первом послевоенном году НИИ начал проводить археологические работы. Экспедицией руководил известный ученый-этнограф Панаит Георгиевич Акритас. Вполне вероятно, что этот исследователь, живший за пределами региона, в Пятигорске, начал изучать памятники республики по поручению Е. И. Крупнова. Характер этой экспедиции был больше археолого-этнологический. Памятники изучались в основном визуально. Внимательно собирались и фольклорные данные о них. Тем не менее были осмотрены семь районов республики и зафиксировано состояние ряда уникальных памятников древней материальной культуры. Например, был описан величественный курган Ошха-ца. Евгений Игнатьевич в этой экспедиции участия не принимал, т. к. в полевой сезон возглавлял археологический отряд, исследовавший памятники Грозненской области, существовавшей на территории нынешней Чечни, части Дагестана, Ставрополья и Ингушетии в 1946–1957 гг.

В 1947 и 1948 гг. Е. И. Крупнов организовал экспедиции, работавшие в Кабардинской АССР, Грозненской области и Дагестане. Это были объединенные археологические экспедиции, созданные Институтом истории материальной культуры АН СССР, Государственным историческим музеем и Кабардинским НИИ. Были выявлены интересные древние и средневековые памятники. Исследовались курганы эпохи бронзы у селений Верхний Акбаш, Старый Лескен и Старый Урух, Каменномостский могильник предскифского и раннескифского времени, а также другие археологические объекты.

Особого внимания заслуживает находка клада в окрестностях селения Жемтала, в ущелье р. Псыгансу. Весной 1947 г. колхозники из соседних сел в сложенном из камня убежище, расположенном под скалой, провели небольшие самовольные раскопки и под каменной плитой нашли бронзовые вещи. Со слов одного из кладоискателей, там лежали: 6 топоров, орнаментированные ножны кинжала, колпачок, цепь длиной около 3 м, крупная ваза, 6 небольших сосудов. В 1947 г. место обнаружения клада было изучено экспедицией, возглавляемой Е. И. Крупновым. Участники экспедиции купили у колхозников сохранившиеся у них вещи. Этот уникальный комплекс предметов реставрирован и хранится в Государственном историческом музее.

В 1949 г. в Кабардинской АССР работала экспедиция Кабардинского НИИ и местного педагогического института во главе с известным ученым, специалистом в области античной археологии, доктором исторических наук К. Э. Гриневичем. Исследования состояли из масштабных разведок, включавших закладку шурфов. Целями экспедиции были поиск разновременных памятников для написания древней и средневековой истории региона и составление его археологической карты. Участником и консультантом экспедиции был П. Г. Акритас.

В 1951 г. Е. И. Крупнов был назначен заместителем директора ИИМК (с 1959 г. – Института археологии АН СССР) и работал в этой должности до 1960 г. Он активно участвовал в организации и был первым руководителем экспедиции в районе строительства Сталинградской ГЭС (1951–1954). Его полевая работа в Кабардино-Балкарии прекращается, но в 1950–1960-х гг. возобновляется в Чечено-Ингушетии, Северной Осетии и Северо-Западном Прикаспии. Евгений Игнатьевич в 1957–1970 гг. руководит Северо-Кавказской археологической экспедицией ( Мунчаев , 2004. С. 5–14 ) .

В первой половине и середине 1950-х гг. Е. И. Крупнов работал над созданием первой обобщающей монографии по древней истории региона «Древняя история и культура Кабарды», вышедшей в 1957 г. Это исследование позволило получить ценные для изучения ранних этапов истории Кабардино-Балкарии, а также всего Северного Кавказа выводы. Е. И. Крупнов пришел к заключению об автохтонном происхождении всего местного населения Центрального Кавказа. Изучение памятников Кабардино-Балкарской АССР также показало, что Кавказ является одним из древнейших культурных очагов.

В 1954–1957 гг. работами приехавшего в Нальчик признанного специалиста по проблемам каменного века С. Н. Замятнина и местного археолога П. Г. Акри-таса в Баксанском ущелье были открыты памятники эпохи мезолита.

В конце 1950-х и начале 1960-х гг. в связи с возвращением балкарцев (1957– 1959 гг.), значительные усилия археологов прилагались к изучению памятников горной части республики. Были привлечены ученые из соседних регионов. Например, в Кабардино-Балкарии в 1959 г. работала археолог из Карачаево-Черкесии Е. П. Алексеева.

В 1960 г. Евгений Игнатьевич публикует свой фундаментальный труд «Древняя история Северного Кавказа», посвященный изучению кобанской культуры. В монографии были использованы материалы раскопок памятников Кабардино-Балкарии, например Каменномостского могильника. В 1963 г. эта работа была удостоена Ленинской премии.

Е. И. Крупнов также участвовал в подготовке к изданию «Истории Кабарды с древнейших времен до наших дней» (М., 1957) и «Истории Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции» (1967) ( Чеченов , 2014. С. 14) .

Евгений Игнатьевич не жалел времени на переписку и делился своим опытом и знаниями с коллегами (сотрудниками музеев и археологами, работавшими в других организациях). Важной частью деятельности Е. И. Крупнова была его научно-педагогическая работа. Он активно помогал укреплять сектор археологии Кабардино-Балкарского НИИ молодыми специалистами. Аспирантуру Института археологии АН СССР окончил археолог И. М. Мизиев. А. Х. Нагоев и В. М. Батчаев защитились уже после ухода Евгения Игнатьевича из жизни. И. М. Чеченов, возглавлявший сектор археологии КБНИИ в 1965–1998 гг., также считал себя учеником Е. И. Крупнова. В состав научной школы Е. И. Крупнова входили также его ученики и последователи из Северной Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана и Азербайджана. Результаты научно-педагогической деятельности Евгения Игнатьевича, несмотря на его преждевременную кончину, были очень существенными, в том числе и для Кабардино-Балкарии.

Значительно окрепший благодаря защитившимся аспирантам сектор археологии КБНИИ стал сильным и самостоятельным научным коллективом, в 1970-х – начале 1980-х гг. проводившим масштабные археологические раскопки и планомерно разрабатывавшим проблемы древней и средневековой истории Северного Кавказа.

Важной частью продолжения идей и традиций Е. И. Крупнова стали Круп-новские чтения. Эта научная конференция, являющаяся научно-общественной организацией, оказывает благотворное влияние на развитие историко-археологических исследований на Северном Кавказе. Она имеет межрегиональный, а в постсоветский период и международный статус. Чтения фактически способствуют научному сближению археологов-кавказоведов ( Чеченов , 2014. С. 22–23). В 1978 и 2006 гг. эта конференция проходила в Нальчике.

Деятельность Е. И. Крупнова получила высокую оценку на Северном Кавказе. В 1964 г. ему присвоено звание заслуженного деятеля науки Чечено-Ингушетии, а в 1967 г. – Кабардино-Балкарии. Его именем названы улицы в Моздоке и Магасе. В столице Ингушетии Евгению Игнатьевичу в 2014 г. был установлен памятник.

В итоге проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

  • 1.    В связи с большой загруженностью Евгений Игнатьевич не всегда сам мог организовывать и руководить археологическими исследованиями в Кабардино-Балкарии. Очень вероятно, что именно он приглашал и рекомендовал руководству КБНИИ для работы в республике археологов П. Г. Акритаса, К. Э. Гриневича, С. Н. Замятнина, Е. П. Алексееву, Г. И. Ионе и др. Значительную и практически постоянную помощь Е. И. Крупнову в регионе с 1946 до начала 1960-х гг. оказывал П. Г. Акритас.

  • 2.    Круг интересов Е. И. Крупнова не был ограничен археологией и древней историей Кабардино-Балкарии. Евгения Игнатьевича интересовали памятники Центрального и Восточного Кавказа, а также степей Предкавказья (от эпохи энеолита до Средневековья). Это был талантливый, очень энергичный, трудолюбивый ученый и организатор научных исследований.

  • 3.    На основе археологических материалов из Кабардино-Балкарии и соседних регионов Е. И. Крупнов сделал научные обобщения и предложил собственные гипотезы, которые и сегодня во многом определяют состояние и развитие северокавказской археологии. Этому также способствовали работы его учеников и длительное проведение (с 1971 г.) координирующей конференции «Крупновские чтения». Некоторые выводы и предположения Евгения Игнатьевича частично или полностью оспаривались исследователями в 1970–1990-е гг. и позднее, но его авторитет в отечественной науке велик и не дает уйти в прошлое многим его идеям.

  • 4.    Благодаря Е. И. Крупнову и его ученикам были заложены основы современной региональной археологической науки и создано основание наших современных представлений о древней и средневековой истории народов Северного Кавказа.

Статья научная