Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств Евразийского экономического союза
Автор: Пальцев Андрей Иванович, Рябов Андрей Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Идеи и смыслы
Статья в выпуске: 1, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются геополитические контуры России, дается определение евразийского менталитета, являющегося общей цивилизационной основой для значительного числа государств постсоветского пространства. Сделаны практические выводы, обусловленные общей ментальностью народов евразийского пространства.
Евразийский менталитет, нация, этноцивилизационная платформа
Короткий адрес: https://sciup.org/170168577
IDR: 170168577
Текст научной статьи Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств Евразийского экономического союза
Ф ормирование нации на евразийской цивилизационной основе предполагает уточнение ее территориальных границ и ментальных основ. Данное обстоятельство вызвано тем, что границы России, которые определяли российские евразийцы начала прошлого века, изменились. Они исходили из территориальных границ СССР за минусом Польши, Финляндии и Прибалтики. После распада СССР республики, получившие статус независимых государств, если и выдвигают тезис о своей евразийскости, то c оговоркой, что это не предполагает создания общего с Россией государства. Н. Назарбаев, выдвинувший в марте 1994 г. перед профессорско-преподавательским составом МГУ им. М.В. Ломоносова идею создания Евразийского союза государств, утверждал, что «для каждого народа национальная независимость по существу, а не по форме есть абсолютный приоритет»1.
Вопрос о том, какие границы являются естественными для России, имеет принципиальное значение как для россиян, так и для наших соседей. Методологический подход к данной проблеме, как мы полагаем, может быть осуществлен путем совмещения геополитической концепции В. Цымбурского с позицией евразийцев. В. Цымбурский предложил в качестве инвариантного базисного паттерна, объединяющего Российскую империю, СССР и РФ после 1991 г., этноцивилизационную платформу, образовавшуюся в XVII в. в пространстве между Европой и Китаем. Особая роль в его геополитической концепции принадлежит Сибири. Россия не присоединяла Сибирь – она создалась Сибирью, утверждал В. Цымбурский.
В качестве метафоры для территории, лежащей к востоку от романо-германской этноцивилизационной платформы, он использовал термин «остров», который окаймляется «территориями-проливами».
«Пространства Средней Азии оказались преобразованы Россией, как и Кавказ, в новый, вторичный ряд “территорий-проливов”, играющих – не социально, но только геополитически – относительно Среднего Востока такую же роль, какая принадлежит Восточной Европе в отношении Европы Западной, коренной».
Эти «территории-проливы», по мнению В. Цымбурского, способны в разные эпохи то включаться в «тело» России, то отслаиваться от него по стечению российской, региональной и мировой конъюнктуры. Распад Советского Союза расценивался им как отход России на «остров». Россия, покидая «территории-проливы», отходит «к себе», на «остров», с предельным восстановлением дис-танцированности от иных евроазиатских этноцивилизационных платформ [Цымбурский 1993].
Заслуга В. Цымбурского перед евразийством, по мнению Р. Вахитова, состоит в прояснении минимальной естественной границы России-Евразии. Максимум России-Евразии с точки зрения классического евразийства, с которой согласен Р. Вахитов, примерно совпадает с территорией с СССР в границах до 1939 г. [Вахитов 2015: 95].
Какие практические выводы можно сделать исходя из того, что полиэтнич-ность этноцивилизационной платформы России-Евразии есть имманентно присущее ей свойство, выход за которое есть качественный переход в иное состояние. Утрата Сибири, т.е. уход России до границ Московии, означает переход страны в иное качество.
Московия, как отмечал В. Цымбурский, несомненно, уже не будет Россией, которую мир знал с XVI в. Она попадет в сферу притяжения коренной Европы, но, оставшись ей во многом чужеродной хозяйственно и социально, сползет в зону «территорий-проливов» [Цымбурский 1993].
Исходя из изложенных методологических посылок, можно сделать следующие практические выводы.
-
1. В процессе создания России-Евразии сформировалась духовная основа – евразийский менталитет, являющийся тем глубинным базисом, который скрепляет российскую нацию после распада советской нации, сформированной на идеологической основе.
-
2. Евразийский менталитет является предпосылкой комплиментарного взаимодействия народов в границах, совпадающих с территорией СССР до 1939 г. Но Н. Назарбаев прав в том, что «ни прошлая политическая история, ни единство культуры и языков, ни наличие мощных этнических диаспор, связывающих разные страны, не являются достаточным основанием для интеграционных процессов»1. Нужен общий проект, объединяющий национальные интересы государств, его реализующих. Таким проектом сегодня является Евразийский экономический союз.
-
3. Позиционирование евразийской основы в качестве духовной скрепы, объединяющей народы России, должно сопровождаться стремлением к формированию комплbментарных отношений с вновь образованными государствами на постсоветском пространстве, составлявших ранее евразийское пространство Российского государства. Принципы модели объединения, предложенные Н. Назарбаевым: прагматичный экономический интерес, разные уровни и разные скорости интеграции, региональная безопасность и добровольность прошли
-
4. Признание социокультурных особенностей народов евразийского пространства как мозаичной целостности оставляет за каждым из них возможность формирования своих наций на общей евразийской цивилизационной основе.
-
5. Идея принадлежности к евразийской цивилизационной общности как бесконфликтной идентичности в условиях обостренной потребности в безопасности является мощным инструментом «мягкой силы». Принадлежность к евразийской цивилизационной общности на уровне общественного сознания воспринимается интуитивно. Рефлексивный уровень отражения осуществляется интеллигенцией. Исходя из этого, воздействие на целевую аудиторию (интеллигенцию) необходимо осуществлять точечно посредством грантов, формирования повестки дня при обсуждении проблем с научной общественностью. Воздействие на общественное сознание масс целесообразно осуществлять посредством бесструктурного управления через СМИ, Интернет, книги, песни, моду.
Евразийский менталитет – это сформированная в течение длительного исторического периода совместного взаимодействия и нахождения в одном государстве совокупность готовностей и предрасположенностей воспринимать социальную общность как мозаичную целостность, ценностными регуляторами которой являются: для народов православной традиции – «совесть и справедливость»; для исповедующих ислам – «справедливость и долг»; для приверженцев буддизма – «долг и толерантность»; для народов Севера и Горного Алтая, исповедующих традиционные верования, – «толерантность и совесть».
проверку временем и разделяются государствами Евразийского экономического союза.
Список литературы Евразийский менталитет как цивилизационная основа формирования наций государств Евразийского экономического союза
- Вахитов Р. 2015. Остров «Россия» как евразийский минимум. -Тетради по консерватизму. № 1. С. 91-95
- Цымбурский В. 1993. Остров Россия. -Русский Архипелаг. Доступ: http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/cymbur/island_russia (проверено 05.09.2016)