Фазообразование в системе FeSO 4 - KOH - H 2O - H 2O 2
Автор: Мирасов Вадим Шафикович, Кривцов Игорь Владимирович, Жеребцов Дмитрий Анатольевич, Клещев Дмитрий Георгиевич, Рябков Юрий Иванович
Рубрика: Краткие сообщения
Статья в выпуске: 34 (293), 2012 года.
Бесплатный доступ
Изучены закономерности фазообразования при окислении водных растворов FeSO 4 и (или) суспензий Fe(OH) 2 при квазипостоянных значениях температуры и рН. Полученные нанодисперсные материалы исследованы методами рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов, ИК-спектроскопии, растровой электронной микроскопии, термогравиметрии и масс-спектрометрии. Выявлены зависимости фазового и дисперсного составов образующихся продуктов от параметров синтеза.
Фазообразование, нанодисперсные, оксигидроксиды желе-за(ш)
Короткий адрес: https://sciup.org/147158724
IDR: 147158724
Текст краткого сообщения Фазообразование в системе FeSO 4 - KOH - H 2O - H 2O 2
При окислении растворов солей железа(II) и (или) суспензий гидроксида железа(II) формируются труднорастворимые нанодисперсные соединения железа(III), обладающие уникальными ионообменными, сорбционными, магнитными, каталитическими и др. свойствами [1–3]. Известно [4–7], что фазовый и дисперсный состав образующихся соединений железа(III) зависит от многочисленных параметров синтеза: температуры и pH реакционной среды, концентрации ионов железа(II) в растворе или Fe(OH)2 в суспензии, природы аниона соли и катиона щелочного агента, скорости подачи окислителя и его активности и т.д.
Целью работы являлось уточнение закономерностей фазообразования при окислении водных растворов FeSO4 и (или) суспензий Fe(OH)2 при квазипостоянных значениях температуры, суммарной концентрации железа(II) в растворе (суспензии), рН реакционной среды и скорости окисления с использованием в качестве щелочного и окисляющего агентов водных растворов КОН и Н 2 О 2 соответственно (в дальнейшем, система FeSO 4 – H 2 O – КOH– H 2 O 2 ).
Экспериментальная часть и обсуждение результатов
При синтезе использовали следующие реагенты квалификации «хч» в виде растворов в дистиллированной воде: 1,1 М раствор FeSO 4 , предварительно восстановленный железным порошком; растворы 3,8 М КОН и 0,9 М H 2 O 2 . Окисление проводили в реакторе объемом 0,5 дм3, снабженном перемешивающим устройством, системами электронагрева и термостатирования, дозирования в непрерывном режиме растворов КOH и H2O2 и измерения рН среды.
Во всех опытах поддерживали постоянными среднюю скорость окисления ионов железа(II) – 15 ± 1 ммоль/(дм3 ⋅ мин) и суммарную концентрацию Fe(II) и Fe(III) в окисленной суспензии – 0,51 ± 0,02 моль/ дм3, а варьировали температуру t и величину рН, при которых проводились эксперименты. Опыты проводили в следующей последовательности. В реактор заливали расчетное количество раствора FeSO 4 , нагревали до заданной температуры t (20, 40, 60, или 85 °С) и подачей раствора КOH достигали необходимого значения рН реакционной среды (4,0; 5,5; 6,5; 8,5; 10,5 или 13,0). После этого в реактор начинали с постоянной скоростью дозировать раствор H 2 O 2 , а в интервале значений 4,0 ≤ рН < 9,0 для поддержания квазипостоянного значения рН ( ± 0,25 ед.) и раствор КOH. По окончании процесса окисления осадок отделяли на воронке Бюхнера от маточного раствора, отмывали водой до отсутствия в фильтрате сульфат-ионов, высушивали до постоянной массы при ∼ 50 °С и измельчали.
Все полученные образцы исследовали методом рентгенофазового анализа (РФА; рентгеновский аппарат ДРОН-3М; фильтрованное Со ^„-излучение; использовали электронную базу данных порошковой дифрактометрии ICSD). Средний размер кристаллов осадка d рассчитывали по фор- муле Селякова–Шерера по величине физического уширения рефлексов. Образцы, полученные при фиксированных значениях температуры t = 40 °C (4,0 ≤ рН ≤ 13,0) и рН = 6,5 (20 °C ≤ t ≤ 85 °C), исследовали также на элементный (метод рентгенофлуоресцентного спектрального анализа – РСА) и дисперсный (метод растровой электронной микроскопии – РЭМ) составы на растровом электронном микроскопе JEOL JSM-7001F с энергодисперсионным спектрометром Oxford INCA X-max 80, а также методами термогравиметрии и масс-спектроскопии (синхронный анализатор Netzsch STA 449C Jupiter, совмещённый с масс-спектрометром Netzsch QMS 403C Aeolos) и ИК-спектроскопии (Фурье ИК-спектрометр Bruker Tensor-27).
По данным РФА в исследуемой системе в зависимости от температуры и рН могут образовываться следующие нанодисперсные фазы: α -FeOOH – формируется во всем исследованном интервале рН; γ -FeOOH – при 5,5 ≤ рН < 9,0; δ -FeOOH – при рН ≥ 10,5; γ -Fe 2 O 3 – в интервале рН 5,5 – 13,0. При этом с ростом температуры для γ -Fe 2 O 3 и α -FeOOH наблюдается расширение, а для γ - и δ -FeOOH, напротив, – сужение областей рН, при которых образуются эти фазы. С ростом температуры отмечено уменьшение полуширины ∆ 2 Θ рефлексов соответствующих фаз, свидетельствующее об увеличении среднего размера d их кристаллов.
Из результатов РЭМ-исследований следует, что для каждой из синтезированных фаз присуща определенная морфология кристаллов, средний размер которых зависит от параметров процесса окисления. В частности, фазы γ -Fe 2 O 3 . и δ -FeOOH имеют изометричную (близкую к сферической) форму кристаллов. Для кристаллов α - и γ -FeOOH характерны соответственно игольчатая и пластинчатая ростовые формы. Отметим, что средний размер кристаллов, определенный из данных РЭМ, удовлетворительно согласуется с рентгенографическими данными.
Из данных РСА следует, что все синтезированные образцы в основном состоят из железа и кислорода, но в значительно меньших количествах включают также атомы калия и серы. Примененный метод РСА позволяет определить элементы с атомным номером z ≥ 5. Поэтому следует допустить наличие в исследованных образцах наряду с вышеуказанными элементами также и водорода.
Данные о фазовом и химическом составе образцов подтверждаются данными ИК-спектроскопических и термогравиметрических исследований. В частности, ИК-спектр однофазного образца α -FeOOH содержит: узкие полосы поглощения связей Fe–O с волновыми числами ν 407, 462 и 631 см–1; колебаний ОН-групп (797 и 893 1787 см–1); деформационных колебаний Н 2 О (1645 см–1), а также широкую полосу поглощения с максимумом при 3158 валентных колебаний связей Н–О. Кроме того, в спектре этого образца присутствуют более слабые полосы поглощения с волновыми числами 1053, 1137 и 1160 см–1, которые можно отнести к валентным колебаниям SO 2 4 - - ионов [8]. В ИК-спектрах образцов, представляющих собой бинарные смеси α - + γ -FeOOH и α - + δ -FeOOH наряду с полосами поглощения, характерными для α -FeOOH, присутствуют дополнительные полосы поглощения с волновыми числами 1022 см–1 и 1050, 1530 см–1, которые следует отнести к колебаниям ОН- групп в γ - и δ -FeOOH, соответственно. ИК-спектры однофазных образцов γ -Fe2O3 содержат полосы поглощения связей Fe–O с волновыми числами 447, 581 и 626 см–1, характерные для Fe 2 O 3 , деформационных колебаний Н 2 О (1625 см–1), широкую полосу поглощения с максимумом при 3441 валентных колебаний связей Н–О, а также слабые полосы поглощения валентных колебаний SO 2 4 - -ионов.
Термограммы образцов FeOOH во многом схожи, поэтому их удобно рассмотреть на примере термических превращений однофазного α -FeOOH. По данным ТГ относительное изменение массы в интервале 20–900 °С ∆ m 20-900 / m 0 этого образца составляет 16,49 %. На кривой дифференциального термического анализа (ДТА) фиксируются три эндоэффекта с максимумами при температурах 80, 270 и 750 °С, сопровождающиеся уменьшением массы. Масс-спектрометрические исследования состава газовой фазы показали, что первый и второй эндоэффект обусловлен дегидратацией, а третий – процессом разложения сульфат-ионов. По данным РФА, образец α -FeOOH при температурах выше 300 °С испытывает превращение в α -Fe2O3. Из сопоставления полученных данных с литературными [4, 6], можно заключить, что при первом и втором эндоэффектах из образца удаляется соответственно физически адсорбированная и конституционная вода (ОН-группы). Тогда эмпирическую структурную формулу FeOOH можно представить в виде
Мирасов В.Ш., Кривцов И.В., Жеребцов Д.А., Клещев Д.Г., Рябков Ю.И.
FeOOH n H2O ^ y SO 3 , а термические превращения a -FeOOH при термообработке - в виде следующей схемы:
a -FeOOH n H 2 O y SO 3 20 - 1 80 о С > a -FeOOH y SO 3 180 - 3 20 о С >
-
180 - 320 оС > a -Fe^ y SO 3 * 620 оС > a -Fe^, (1)
где n и у - содержание в образце адсорбированной воды и SO 2 - -ионов, в пересчете на FeOOH. Из данных ТГ по изменению массы образцов FeOOH на каждой стадии термического превращения, рассчитаны величины n и y , а с учетом структурной формулы – и соотношения Fe/О и S/O в исходных образцах. Данные о химическом составе образцов FeOOH, полученные двумя независимыми методами исследования (РСА и ТГ), совпадают между собой в рамках погрешностей экспериментальных результатов.
На ДТА-кривых однофазных образцов y -Fe2O3 фиксируются два эндоэффекта с максимумами при температурах 80 и 260 °С, обусловленные процессами удаления физически адсорбированной и конституционной воды и сопровождающиеся потерей массы, а также ярко выраженный экзоэффект при 560 °С, протекающий без заметных изменений массы образца (уменьшение массы образца в интервале температур 500-900 °С составляет ~ 0,2 %). По данным РФА экзоэффект обусловлен фазовым переходом y -Fe2O3 в a -Fe2O3. Полагая, что изменения массы образцов Fe2O3 при температурах выше 500 °С, как и в случае FeOOH, обусловлены процессом десульфатизации, структурную формулу Fe 2 O 3 можно представить в виде Fe 2 O 3 . n H 2 O. y SO 3 , а его термические превращения при термообработке в виде следующей схемы:
гл v । лтт гл. с гл 20-180 оС т? гл • тт гл. сгл 180-500 оС y-Fe2O3(n + m)H2OуSO3 ----------> y-Fe2O3 mH2O ySO3 ----------->
180 - 500 оС 500 - 900 оС
-------------> y -Fe2O3ySO3------------- > a -Fe2O3, (2) где n , m и у - содержание в образце адсорбированной, конституционной воды и SO 2 - -ионов, в пересчете на Fe2O3. Как и в случае термических превращений FeOOH из данных ТГ, рассчитаны величины m , n и y , а с учетом структурной формулы – и соотношения Fe/О и S/O в исходных образцах. Установлено, что метод РСА по сравнению с ТГ дает несколько заниженные результаты по соотношению Fe/О в образцах y -Fe2O3.
Обнаруженная зависимость фазового и дисперсного состава осадка, формирующегося в системе FeSO4 – H2O – КOH – H2O2, от параметров процесса окисления в целом согласуется с результатами исследования аналогичных систем [4–7] и свидетельствует о том, что рост кристаллов при окислении водных растворов солей железа(II) и (или) суспензий гидроксида железа (II), особенно в области низких температур, протекает в условиях высоких пересыщений. Следствием этого является уменьшение среднего размера кристаллов, возрастание их дефектности, образование фаз с неупорядоченной кристаллической структурой, в частности, фазы 8 -FeOOH.
В заключение обратимся к рассмотрению вопроса о природе конституционной воды в y -Fe2O3. Согласно [9] y -Fe2O3 имеет дефектную структуру типа шпинели и регулярные дефекты в катионной подрешетке. Структурная формула имеет вид Fe 8 2,67 Fe 13,33 O 32 , где знак означает вакансии в октаэдрических катионных позициях. В процессе реакции окисления молекулы воды раствора могут занимать вакантные позиции, образуя с анионами кислорода водородные связи, и тем самым стабилизируют решетку y -Fe2O3. Этим объясняются более высокие по сравнению с адсорбированной водой температуры удаления конституционной воды на термограммах y -Fe2O3 (выше 200 °С).
Список литературы Фазообразование в системе FeSO 4 - KOH - H 2O - H 2O 2
- Шабанова Н.А. Химия и технология нанодисперсных оксидов/Н.А. Шабанова, В.В. Попов, П.Д. Саркисов. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2006. -309 с.
- Некоторые аспекты выбора состава железооксидных каталитических систем для дегидрирования углеводородов/А.А. Емекеев, О.И. Ахмеров, Г.И. Федоров, Х.Э. Харлампиди//Вестн. Казан. технол. ун-та. -2008. -№ 2. -С. 61-63.
- Novel high dielectric constant nanocomposites of polyaniline dispersed with γ-Fe2O3 nanoparticles/N.N. Mallikarjuna, S.K. Manohar, P.V. Kulkarni et al.//J. Appl. Polym. Sci. -2005 -V. 97, № 5. -P.1868-1874.
- Клещев Д.Г. Влияние среды на фазовые и химические превращения в дисперсных системах/Д.Г. Клещев, А.И. Шейнкман, Р.Н. Плетнев. -Свердловск: УрО АН СССР. -1990. -248 с.
- Kijama M. Conditions for the formation of Fe3O4 by the air oxidation of Fe(OH)2 suspensions/M. Kijama//Bull. Chem. Soc. Japan. -1974. -V. 47, № 7. -P. 1646-1650.
- Datta N.C. Chemistry of iron (III) oxides and oxyhydroxide/N.C. Datta//J. Sci. Industr. Res. -1981. -V. 40, № 9. -P.571-583.
- Temperature and pH effect on composition precipitate formed in FeSO4 -H2O -Н+/ОН-H2O2 system/A.V. Tolchev, D.G. Kleschev, R.R. Bagautdinova, V.Yu. Pervushin//Mat. Chem. Phys. -2002. -V. 74, № 1. -P. 336-339.
- Особенности превращения гидратированный диоксид титана -анатаз при гидротермальной обработке в водных растворах/Д.А. Жеребцов, С.А. Сюткин, В.Ю. Первушин и др.//Журн. неорган. хим. -2010. -Т. 55, № 8. -С. 1-6.
- Gallagher K.S. Mechanism of oxidation of magnetite to γ-Fe2O3/K.S. Gallagher, W. Feitknecht, U. Mannweiler//Nature. -1968. -V. 127, № 5134. -P. 1118-1121.