Феномен агрессии в истории и культуре бурят XVII-XIX веков

Бесплатный доступ

При опоре на исторические и этнографические материалы, а также памятники монгольского права выделяются и характеризуются виды агрессии, имевшие место в истории и культуре бурят. Определены следующие виды: внешняя агрессия государств и других народов по отношению к этническим объединениям, которые консолидировались в бурятский народ; межгрупповая, возникавшая между разными группами бурят; внутригрупповая; внутрисемейная. С вхождением бурятских земель в состав России агрессия вызывалась столкновением русских переселенцев и бурят на почве экономических, бытовых и других интересов. По мнению автора, в культуре бурят XVIII-XIX вв. агрессия была явлением полиморфным, но преимущественно имевшим бытовой характер. В статье выявляется круг основных факторов, повлиявших на отказ бурят от кровной мести. Автор приходит к заключению, что эта традиция была изжита под воздействием таких факторов, как кодификация обычного права с введением значительных по размерам штрафов за убийство, передача уголовных дел в компетенцию «канцелярских» судов, которые выносили более суровое наказание, чем это было прежде. Кроме того, принятие бурятами буддизма и христианства укрепляло в них убеждение в необходимости бескровного решения конфликтов.

Еще

Буряты, агрессия, кровная месть, уголовное законодательство, наказание

Короткий адрес: https://sciup.org/147219591

IDR: 147219591

Список литературы Феномен агрессии в истории и культуре бурят XVII-XIX веков

  • Астырев Н. М. Монголы-буряты Иркутской губернии // Северный вестник. 1890. № 12, дек. С. 11-53.
  • Бадмаев А. А. Что скрывается за легендой об исходе хори-бурят с острова Ольхон // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2013. Т. 19. С. 400-403.
  • Бурятские летописи / Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Ц. П. Ванчикова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 198 с.
  • Бутковская М. Л. Социальность как способ адаптации человека: универсальные механизмы контроля социальной напряженности и их эффективность в современном обществе // Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. М.: Научный мир, 2006. С. 12-29.
  • Вернадский Г. В. Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН; Москва: АГРАФ, 1997. 480 с.
  • Восемнадцать степных законов: памятник монгольского права XVI-XVII вв. / Пер. с монг., введение, комментарий и исследование А. Д. Насилова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 160 с.
  • Дуброва Я. П. Экспедиция к берегам р. Селенги // Изв. ВСОИРГО. 1884. Т. 15, № 1-2. С. 1-92.
  • Законодательство Петра I / Под ред. А. А. Преображенского, Т. Е. Новицкой. М.: Юрид. лит., 1997. 880 с.
  • Залкинд Е. М. Общественный строй бурят в XVIII - первой половине XIX в. М.: Наука, 1970. 400 с. Их цааз («Великое уложение»): памятник монгольского феодального права XVII в.: ойратский текст / Введение, пер. и коммент. С. Д. Дылыкова. М.: Наука, 1981. 148 с.
  • Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Магадан. кн. изд-во, 1983. 176 с.
  • Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / Изд. А. Х. Элерт, В. Хинтцше; пер. с нем. А. Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли, 2009. 456 с. (Источники по истории Сибири и Аляске из российских архивов: Т. 8, ч. 1: Герхард Фридрих Миллер, Этнографические труды)
  • Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введение, пер. и примеч. Г. Р. Галдановой. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. Ч. 1. 156 с.
  • Павлинская Л. Р. Буряты. Очерки этнической истории (XVII-XIX вв.). СПб.: Европейский Дом, 2008. 256 с.
  • Термен А. И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области: Очерки и впечатления. СПб.: Тип. МВД, 1912. 130 с.
  • Хангалов М. Н. Собр. соч. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. Т. 1. 551 с.
Еще
Статья научная