Феномен человека в эпоху постгуманизма: размышления священника и педагога
Автор: Корзинкин А.А.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Философия образования
Статья в выпуске: 2, 2009 года.
Бесплатный доступ
Автор размышляет о величии и падении человека, об устройстве мира и нашего (человеческого) места в нем. Автор в своей статье пытается найти ответы на вечные вопросы бытия: «Кто ты - человек?», «Каковы границы твоего бытия?», «Куда направить свои усилия?» и т. д.
Короткий адрес: https://sciup.org/14719329
IDR: 14719329
Текст научной статьи Феномен человека в эпоху постгуманизма: размышления священника и педагога
Автор размышляет о величии и падении человека, об устройстве мира и нашего (человеческого) места в нем. Автор в своей статье пытается найти ответы на вечные вопросы бытия: «Кто ты — человек?», «Каковы границы твоего бытия?», «Куда направить свои усилия?» и т. д.
Воспитание. Ценности. Нравы. Познание. Образование. Художественные выси. Поэтика. Все это — человек. Человек, кто ты? Кто смог разгадать твою тайну? Где основания твоего бытия? Ты и падшее творение, забывшее в своей мелочной суете своего Творца, ты и огненный херувим, если всей своей силой взметнулся в высь Небесную... Бесконечное множество до конца неопознанных величин твоего выбора сменяется ничтожным, никчемным, ненужным.
Человек теряется в этом бесконечно неопределенном мире «неосознаюшей себя мысли». Этой-то самой мыслью суетимся, ищем, определяем и устремляемся. К чему? Куда? Зачем? Прейскурант моделей устройства мира и нашего (человеческого) места в нем заполнен множеством суждений и философских построений, систем и концепций, которые как правило все направлены на просвещение, откровение и на указание человеку — как, где и когда. И очень редко -— ПОЧЕМУ. Абсурд, парадокс, нелепость. Поиск. Загадка, тайна, проблема. Смысл. Свет, знание, жизнь. Жизнь вечная. Бог. Такова победная драматургия симфонии твоего взлета— Человек. Кто ты — человек? Каковы границы твоего бытии? Куда направить свои усилия в единственной для тебя земной жизни? Множество подобных мучительных вопросов для многих остается без ответа. Почему? Наверное, так проще и несравненно легче. Кто же находит ответы на них и сколько было достигших ту грань, за которой открывается самый главный для человека ответ? Единицы, сотни, тысячи? Это уже не так важно. Важно то, что только они, и именно они, приобрели право говорить о Тебе — Человек. А значит, только они, и именно они, могут видеть и знать, что для человека значимо и необходимо, а что ведет «в никуда». Им приоткрылась завеса тайны — чем воспитать человека, что есть истинные ценности для него, а что суррогат, мишура, что воистину есть «добро» и что таковым не является, какой образ жизни должен принять человек и, тем самым, образоваться, в чем высь и красота и, наконец, что есть «человеческое» в человеке.
Мучения и страдания — твой удел, человек, пока не взыщешь и не найдешь. Болезненно и многотрудно бороться со своей плотской косностью и искать свою суть и основания, вглядываться в свою тайну... Путь к ее постижению лежит через преодоление и подвиг. Но зато, каков свет награды! Как трепещет все существо в предвкушении встречи с истинным «собой», тем, который свято сотворен для света, и которого мы своей неразумной волей сами отлучили от света. Истинный «ты» —- не тот, который в теплохладности своей обесценил неповтори- мыс и время, и жизненные силы, и которого ты постоянно уродовал и убивал грехом и беспечностью. Истинный «ты» одет тобою во внешние облачения твоей жизни, через которые трудно его рассмотреть. Истинный Ты —- сотворен для сиятельной вечности в Ангельском чине, в Ангельском лике, в Ангельском строе. Истинный
Ты — восстанавливает свою светоносность через возвращение Богом данного удела быть в числе Сынов и именовать надмирного Бога своим Отцом.
Что мы знаем о себе? Знаем, что живем на планете, которую за короткое время мы смогли заразить своей нечистотой, знаем, что нас не удовлетворяют критерии только материального существования, знаем, что духовное для нас остается за кадром нашего разумения. Знаем, что во многом остаемся для себя тайной. Для чего живем? Почему так трагична эта жизнь?,. Если она заканчивается. Если не нашли вечности и бессмертия. А есть ли они — эти вечность и бессмертие для человека? От ответов на эти вопросы зависит и выбор целей в жизни, и выбор важного, значимого, ценного. И только эти «главные» вопросы выстраивают иерархию ценностной шкалы в жизни человека.
Надлежит воспитывать, Да не просто воспитывать, а ввести воспитание на поток, т. е. пропустить всех детей через «нравственное обрезание», «сортировку» и «формирование». Помним ли мы, как тонок и хрупок мир внутренних мотивов ребенка, человека? Кто-то должен взять на себя право войти в другого человека и решить за него — что ему нужней, что выбирать, как жить, к чему стремиться. По какому праву? По праву «системы»? Этот «кто-то» — неоспоримая в своей правоте «система», не важно какая — образовательная, социальная или политическая. «Система» берет на себя миссию быть в ответе за всех и за то, какими стандартами должен жить человек. Только мы, наверное, забываем, что любая система состоит из множества людей. И каждый из них — индивидуальность. Не важно, какая — замороченная воспитательными стандартами или сумевшая сохранить драгоценное право на свой личный выбор. Но горе тем, кто не принял воспитательное «благодеяние» и в то же время не смог найти свой личный выбор и путь. Они либо спиваются, либо бесплодно тихо страдают в своей безысходности. Но вынужденные быть в «системе», они продолжают воспитывать и быть воспитанными.
Итак, воспитание — «это целенаправленный процесс формирования личностных качеств человека». В учебнике все просто и логично, как в Манифесте о «призраке». Там сказано, что мораль и нравственность — буржуазные пережитки, ненужные и даже вредные. Всем предлагают — раскомплексуйтесь. Раскомплексовались. Далее что? Почувствовали, что нечто пересекли, переступили что-то очень важное. Что же открылось? Открылась бездна. Бездна не нашего, не человеческого. Порок и грех перестали быть противоестественными, дурными. Зло легализовано, оправдано. Власть, сила и деньги стали желанными, и, пожалуй, единственными целями миллионов. Переступили. А есть ли путь обратно? С высоты «нового витка» развития современной цивилизации видны лишь государства, общества, а человека с его простыми смертными проблемами, особенно какими-то «внутренними» — не углядеть. Нравственность, добро и зло не рациональны, а значит, и не столь важны. Информационная цивилизация красоту измеряет категориями полезности, а человеческую уникальность оценивает через призму социальной значимости. А все же давайте посмотрим на проблемы одного, отдельно взятого человека через призму современных идей и попробуем хотя бы понять их. Современная концепция человека рассматривает его в рамках гуманизма.
Что же принесли гуманизм и прогресс? Из каких слагаемых состоят эти идеи, заполонившие Европу Нового времени? Во-первых, из поиска общечеловеческого счастья земной жизни (социалистический эвдемонизм), а во-вторых, из концепции «человекобожия». Человекобожие как концепция провозглашает человека высшим критерием бытия, в котором поставляет человека на пьедестал для поклонения вместо Бога. Через такое искаженное понимание своей значимости в этом мире человек смотрит на самого себя и на мир. Основной принцип и критерий гуманизма заключен в тезисе: человек— мера всех вещей (видимых и невидимых). Но поскольку гуманистический человек, отвергший Бога, не постигает ни абсолютный смысл, ни абсолютную истину своего существования и существования мира, то мера всех вещей, все человеческое — относи гельно.
Логика релятивизма, т. е. относительности всего сущего приводит к заключению о том, что вес ценности относительны. Но человек, нс признающий абсолютные ценности, вместе с ними утрачивает основания всего ценностного строя морали и нравственности, а также и смысл своего существования. Поскольку нет высших критериев ценностного мира, каждая ценность утрачивает свою значимость и свой смысл, а эта позиция приводит к их (ценностей) отрицанию. Таким образом, концептуально гуманизм неизбежно приводит к нигилизму. Но может ли человекобог быть удовлетворенным порожденными своими представлениями о мире, о себе? Если для него нет Бога, нет вечности, то значит, жизнь каждого человека заканчивается неминуемой и неумолимой смертью. Получается, что все пути человеческой жизни, все усилия заканчиваются неизбежным концом и поэтому тщетны? В таком случае, зачем совершенствоваться, напрягаться, развиваться, если у всех один конец — полное исчезновение? Если все это так, то нигилизм — это всего лишь цветочки. Фактически, отрицая необходимость индивидуального прогресса и развития, гуманистическая идеология проповедует бессмысленность жизни как каждого человека (ведь каждый неминуемо исчезнет навсегда), так и всего человечества в целом, а значит, и всех его достижений (таких как общечеловеческий прогресс, цивилизационное развитие, культура и т. д.), Налицо настоящее банкротство человекобожьей идеологии. Катастрофических последствий этой идеологии мы насмотрелись предостаточно: революции, кровь, разрушения, а обобщенное основание для всего этого кошмара — это потеря смысла человеческой жизни. Гуманизм, как апокалиптический всадник, прокатился по человеческому миру, собирая свой страшный урожай — загубленные человеческие жизни, человеческие души, отлученные от блага, от Бога. Но поистине, с сатанинским коварством, вину за свои деяния он возлагает на Бога.
Человеку для того и даны разум и свобода нравственного выбора, чтобы он мог при любых обстоятельствах внешней жизни избрать свой путь, свою шкалу ценностей. Человек ответственен сам за свой выбор. Жизнь без религии, без Бога лишает человека смысла и высокого человеческого содержания, а значит, и выбора. Гуманизм выводит человека за рамки христианских ценностей, христианской культуры, во многом их обесценивая и противопоставляя их своей парадигме бездуховного бытия. Недостаточно ЛИ химер, ведущих челивечеитви к разрушению и исчезновению, не перенасыщен ли мир ими? Мы можем, мы должны побеждать и победить зло. Эта победа должна осуществляться там, где формируются человеческое сознание, человеческие души, там, где человек может получить свой истинный добрый человеческий образ — в образовательной системе. Для того чтобы в основе воспитания была заложена идея свободного выбора добра, для этого его нужно вернуть как принцип жизни в воспитательный процесс. Слышим множество вопросов: а разве гуманистический принцип толерантности не дает право выбора? Отвечаем. Право дает, а выбора лишает. К примеру, лишает выбора на религиозное образование. Где оно? Кто о нем знает? Из чего выбирать? Толерантность применяется ко всему, что можно выбирать без Духа, без Бога, а значит, и без основного смысла жизни. А если заглянуть поглубже, то становится понятным, что в рамках гуманистических идей мир разделился на «просвещенных воспитателей» человечества (не они ли «челпвекобоги»?), формирующих так называемое гуманистическое общественное сознание, и на тех, кто прошел «воспитательное формирование». Им предложена иная структура мотиваций, по которой человек должен довольствоваться самым необходимым, служить «общему благу» и руководствоваться «общечеловеческими (но обязательно безрелигиозными!) ценностями». При этом, хотя «человек и звучит гордо», но если посмотреть поближе на такого гордеца, он лишен самого главного — своей индивидуальности, понимания своего неповторимого жизненного предназначения, он — всего лишь «винтик». Всем усилиям каждого такого «винтика» обязательно и неминуемо приходит «привычный» конец — смерть. Гуманистическая идеология окружила сознание человека плотным кольцом мыслей и понятий, через которые он не должен помнить об этой банальной истине, что мы на той самой земле, на которой строим свое счастье, все умрем и умираем. Встреча с этим фатальным концом для каждого мыслящего человека сопровождается ничем не устранимым ужасом. И что же это за земное счастье, которое мы дружно строим и которое так нелепо и «несчастно» заканчивается для каждого человека? А социальный и экономический прогресс призван обслуживать это призрачное «общечеловеческое счастье».
Если мы недопонимаем временный фактор нашей земной жизни, если выстраиваем свои жизненные цели и ценности без учета этого самого главного факта нашей жизни, мы логично утрачиваем необходимость в идеальных нравственных категориях бытия. Идеальное, религиозное, высоконравственное — категории одного ряда. Осуществляя их развитие в своей жизни, человек становится индивидуальностью, личностью. Человек, ставший личностью, и потенциально, и актуально обретает духовное бытие, а значит, обретает и нравственный, и социальный иммунитет. Проповедники гуманизма одними из стержневых своих идей провозглашали устранение морали и религии, а в наиболее радикальных своих представителях предлагали нравственность «отменить» вовсе как некую химеру, мешающую жить «нормальным» людям «настоящей» раскрепощенной от «идеалистических иллюзий» жизнью.
Коллизия «земного» и «небесного» не перестает быть актуальной для каждого человека. Человек — зто мучительное бытие. Мучительное, потому что при бесчисленных помощниках он должен сам выбирать свой путь, сам вырастать из ценностного детства. А это всегда сомнения, мучения, труд. Кто-то глупо пошутил о том, что «Человек — это нравственное животное» (скорее всего очеловеченное животное и пошутило). Гуманизм декларировал всем свободу. Но свободу в чем или от чего? Гуманизм провозгласил свободу от Духа, свободу от Абсолютных Ценностей. Но счастлив ли человек, отказавшийся от них? И может ли он быть счас-
ЛеЙЯртЫЙД Об М. о?.
тлив жизненными стандартами, принятыми им вслепую, по чьей-то воле? Коммунистические и социалистические модели счастья не сработали в тех странах, где их приняли. Говорю не о государственном устроении, а о личном, индивидуальном счастье.
Итак, концепция человекобожия ведет каждого своего последователя и все человечество в тупик. Но есть иная концепция существования человека и человечества — концепция Всеединства в духовном поле блага и добра, концепция восстановленной и преображенной природы человека-творения в союзе со своим Творцом, концепция снисхождения (кенозиса) Бога Творца своему любимому творению — человеку в Богочеловеческой Личности Иисуса Христа, концепция духовно спасающая, воскрешающая в вечности. Поэтому так важны для всего мира на протяжении двух тысячелетий два замечательных слова — Христос Воскрес! Все, идущие за Ним, воскресают с Ним! Какой оптимизм! В вечных возможностях прогресса во благе каждого одного человека личные проблемы расширяются до масштабов прогресса всего человечества. Возможность решения личных проблем позволяет подобные проблемы решать и на общечеловеческом уровне.