Феномен цифрового права. Возможен ли цифровой кодекс?

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению цифрового права как потенциально новой правовой реальности Российской Федерации и возможности (невозможности) появления в нашей стране Цифрового кодекса как формы закрепления новых норм права. Автором проводятся мнения учёных-юристов по данному вопросу, даётся критика, а также высказывается своя точка зрения. В заключение делается вывод: ответить на вопрос о том, возможно ли появление Цифрового кодекса Российской Федерации, мы сможем только после того, как появится его проект. Пока делать категоричные выводы рано. Вместе с тем автором поддерживается инициатива актуализации законодательства c целью отражения в нем ответом на некоторые вопросы, возникновение которых - это последствие цифровизации.

Еще

Цифровизация, кодификация, законодательство, государство, цифровой кодекс

Короткий адрес: https://sciup.org/140310537

IDR: 140310537   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2025_72_1_154

Текст научной статьи Феномен цифрового права. Возможен ли цифровой кодекс?

Любой исторический этап характеризуется появлением какого-либо явления, выступающего его некой «визитной карточкой». Например, XVIII век знаменит появлением парового двигателя, XIX век – изобретением телефона, телеграфа, радио, XX век – появлением компьютера, пенициллина, мобильного телефона и т. д. В свою очередь «визитной карточкой» XXI века стала цифровизация, являющаяся последствием активного развития информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [7].

Появление данной сети оказало ранее и продолжает оказывать сейчас колоссальное воздействие на все сферы общественных отношений, которые подвергаются регулированию со стороны государства. Также это явление породило необходимость проведения новации существующего законодательства, поскольку, по справедливому

замечанию доктора юридических наук А.А. Васильева, архитектура виртуального мира такова, что модель правового регулирования, применяемая в физическом мире, не срабатывает в мире виртуальном [3].

Факт того, что информационное пространство не похоже на реальный мир и к нему должны применяться иные нормы права, нежели чем к реальному миру, был замечен примерно в 2008– 2010 годах, когда в общественно-политических кругах стали звучать идеи о создании Инфоком-муникационного кодекса [8].

Данный документ был призван актуализировать и заменить создававшееся в 2003–2006 годах устаревшее информационное законодательство. В 2014 году коллективом авторов Института государства и права Российской академии наук была предложена, наверно, самая известная модель Информационного кодекса Российской Федерации [2], получившая положительные отзывы со стороны общественности и научного сообщества. Однако идея о его создании в реальность так и не воплотилась. Одной из причин этого нам видится отсутствие её поддержки со стороны политического сообщества.

Примерно в 2015–2017 годах в средствах массовой информации появилась информация о создании Цифрового кодекса Российской Федерации. В отличие от своего так и не созданного «младшего брата» идея его создания исходит не от общественных деятелей, а уже от деятелей политических (например, В.Н. Мавричева, занимающего должность интернет-омбудсмена Российской Федерации [9]). В 2023 году с данной инициативой выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. По их задумке данный документ будет призван обеспечить комплексное регулирование развития и использования IT и инфраструктуры связи в Российской Федерации. Появление первого проекта намечено на середину 2025 года [10].

Представители юридической науки диаметрально противоположно относятся к идее появления в Российской Федерации Цифрового кодекса. Сторонники его создания (например, доктор юридических наук В.Б. Наумов) в качестве основного аргумента указывают на низкое качество законодательства, регулирующего оборот информации, его неупорядоченность и подверженность постоянным изменениям [6].

На наш взгляд, данная точка зрения вполне имеет право на жизнь. Действительно, отдельные законодательные акты, регулирующие оборот информации, подвергаются частным изменениям.

Например, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ за последние четыре года (с 2020 по 2024 год) изменялся тем или иным образом более 30 раз [1]. Как справедливо отмечает Д.Я. Примаков, постоянные изменения законодательства оказывают негативное влияние как на устойчивость гражданского оборота в целом, так и на всю судебную систему в частности [4].

Кроме того, современным законодательством не определены механизмы разрешения некоторых ситуаций, являющихся последствиями цифровизации. Примером такой ситуации может служить восстановление доступа к украденному интернет-аккаунту. Единой нормативно определённой модели того, как действовать в такой ситуации, нет. Каждая интернет-платформа разрабатывает свои внутренние правила такого восстановления.

В свою очередь, сторонники противоположной точки зрения (например, доктор юридических наук М.А. Рожкова) сходятся во мнении, что в одном законодательном акте не получится закрепить все нормы цифрового права, а получившийся документ будет лишён цельности и системности, спорные вопросы можно урегулировать точечными изменениями [5].

На наш взгляд, данная точка зрения тоже имеет право на жизнь, поскольку в нашей стране были уже неудачные попытки кодификации (например, законодательства, регламентирующего хозяйственную, энергетическую сферы). Цифровая сфера ввиду своей сложности и динамизма может пополнить этот список.

Выражая собственное мнение по заявленному в названии темы вопросу, мы считаем необходимым отметить следующее. Действительно современное законодательство, которое посвящено связи, информации и информационным технологиям, нуждается в изменениях, так как существует множество вопросов, порождённых цифровизацией, на которые мы не сможем найти в нем ответы. Признают это и некоторые учёные-юристы (например, П.С. Сивоконева [6]).

Однако говорить о том, возможен ли цифровой кодекс или нет, на наш взгляд, пока рано, поскольку на данный момент в открытом доступе не размещён его официальный проект, вследствие чего затруднительно давать оценку тому, чего нет.

В Российской Федерации были примеры и удачной кодификации достаточно сложных сфер правового регулирования (например, гражданского, налогового, наследственного права и т. д.), что подтверждает тезис о возможности создания действительно качественного кодифицированного нормативно-правового акта в цифровой сфере. Поэтому пока стоит подождать и не делать спешных, как положительных, так и отрицательных выводов.

В заключение хотелось бы отметить, что цифровизация, выступающая «визитной карточкой» XXI века, привела к созданию виртуального мира, архитектура которого не позволяет применять к нему те нормы права, которые мы применяем в обычном физическом мире. В связи с этим в нашей стране идёт формирование новой самостоятельной отрасли права – цифрового права. В ближайшем будущем должен появиться кодифицированный нормативно-правовой акт, который объединит в себе нормы данной отрасли, – Цифровой кодекс Российской Федерации. Однако идея его появления оценивается представителями научного сообщества противоречиво. На наш взгляд, делать как положительные, так и отрицательные выводы пока рано. Необходимо дождаться проекта Цифрового кодекса Российской Федерации. Только после этого объективно можно давать оценки его потенциальному воздействию на правовую действительность нашего государства.

Статья научная