Феномен иррационального в восточном стиле мышления

Автор: Кортунов Вадим Вадимович, Гозалова Марина Робертовна, Краснова Ольга Николаевна

Журнал: Сервис plus @servis-plus

Рубрика: Культура и цивилизация

Статья в выпуске: 1 т.14, 2020 года.

Бесплатный доступ

Индийская мифология и ведийский образ мира, построенный на ее основе, имеют исключительное значение для понимания всей восточной культуры. Мифологический комплекс представлений Индии является не только наиболее древним (исследователи относят его формирование к III тысячелетию до н.э.), но и удивительно стойким. Ведийский образ мира сочетает в себе черты не только собственно мифологии, но и религии, и философии; он становится исходной моделью для формирования более поздних религиозно-философских доктрин. Напомним, что именно ведийский образ мира лег в основу господствующей в Древней Индии идеологии брахманизма, а затем, через модификацию брахманской доктрины, составил фундамент современного индуизма. Более того, даже оппозиционные брахманизму религиозно-философские системы, такие как джайнизм, бхагаватизм, буддизм, ставящие под сомнение святость Ригведы и других самхит, сохраняли общую мировоззренческую преемственность и солидарность с фундаментальными образами ведийской модели мира. Безусловно, индийская мифология, особенно на ранних этапах своего формирования, имеет много общего с мифологическими представлениями других народов мира. На определенной стадии развития мифологического сознания мы всюду можем найти синкретические и антропоморфные мотивы, отголоски тотемизма или анимизма, влияние матриархата и, конечно же, тенденцию к преодолению политеистических традиций и тяготение к теистическому монизму. Однако на Востоке все эти элементы мифологического сознания приобретают особое, принципиальное звучание, позволяющее поставить вопрос о специфически восточном способе мироотношения и о ключевом значении ведийских образов в общей модели мира, построенной Востоком.

Еще

Восток, субъект, мифология, Индия, иррациональность

Короткий адрес: https://sciup.org/140249732

IDR: 140249732   |   DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10109

Список литературы Феномен иррационального в восточном стиле мышления

  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993. — С.11
  • Цит. по Дайсэцу Т. Судзуки. Мистицизм христианских и буддистский. — Киев, 1996. — С. 116
  • Epstein K. Let There be Sculpture. — 1942. — P. 193. Цит. по: Открытие Индии: философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. — М., 1987. — С. 136-137
  • См. например: Касты в Индии. Сборник статей. — М., 1965; Куценков А.А. Политическая функция индийской касты. — НАА, 1974. — № 1
  • Сатиочандра Чаттерджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. — М., 1994. — С. 23
  • Об основных элементах повседневной культовой и обрядовой практики Индии см.: Гусева Н. Р. Индуизм. — М., 1977. — С. 227-285
  • Подробнее об этом см.: Hacker P. Zur Entwicklung der Avataralchre // Wiener Zeitschrift für die Kunde Südund Ostasiens. — 1960, N 4, — S. 47-70
  • Неру Джавахарлал. Открытие Индии / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. — М., 1987. — С. 130-131
  • Сахаи К. Шива, Будда и Воланд // «Новое время». — № 29 от 15.07.88. — С.48
  • См. например: Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. — М., 1973
  • Блаватская Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Сновидения. — Днепропетровск, 1995. — С. 6
  • Упанишады, III, 2, 8
  • Тагор Р. Вероисповедание художника / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии ХХ века. — М., 1987. — С. 319
  • Taittirîya, II. 4. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 1993. — Т. 1, С.144
  • Kena, II. 3; Mundaka, II. 1; см. Katha, I. 3. 10. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 1993. — Т. 1, С.144
  • Chândogya, VI. 13. Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 1993. — Т. 1, С.146
  • Радхакришнан С. Индийская философия. — М., 1993. — Т. 1, С.150
Еще
Статья научная