Феномен переживания: культурные грани и ракурсы

Бесплатный доступ

Статья ставит своей задачей рассмотреть разные грани феномена переживания, понятого как целостный комплекс образов, смыслов, эмоций, мыслительных актов и настроений, как качественно определенный жизненный интервал (В.Б. Мелас). Реализуемый в статье подход отличается от психологического, где акцент по большей части делается на эмоции и текущую ситуацию. Автор апеллирует к идеям и культурным ситуациям, характерным для последних полутора столетий в европейской культуре. В статье подчеркивается собственно- человеческий статус переживания, который выражается в возможности рефлексивной обращенности как к воспоминанию о пережитом, так и к текущему состоянию. «Интервал переживания» рассматривается как способный стать типизированным, повторяться, воспроизводиться в разных культурных условиях и ситуациях. В статье отмечается ряд устойчивых культурно-психологических характеристик переживания, позволяющих выделить: допустимые и недопустимые переживания; обязательные переживания; скрытые и явные переживания; наличие моды на переживания. В выводах подчеркивается, что переживания служат основанием для оценки социо-культурных качеств человека, выполняют роль регуляторов и организаторов поведения, создают мощные идейно-эмоциональные линии в культуре, формируют сферу врепяпровождения и развлечения. Однако вне своего объективированного статуса и внешней регуляции они просто самоценны и составляют важнейшую сферу индивидуального сознания, осуществляя «связь времен» личного бытия. В конце статьи подчеркивается важность культивирования такого типа переживания как «воля к радости».

Еще

Переживание, культура, человек, смыслы, эмоции, допустимое/недопустимое, обязательное, скрытое/явное (демонстративное), мода, страдание/радость

Короткий адрес: https://sciup.org/144162553

IDR: 144162553   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-1105-6-18

Список литературы Феномен переживания: культурные грани и ракурсы

  • Василюк Ф.Е. Психология переживания. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
  • Выготский Л. С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование Собрание сочинений в 6 т. Москва: Научное наследство. Т. 6— 1984. С. 91-318.
  • Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Москва: Прогресс, 1988. - 704 с.
  • Гайнутдин Р. Ислам: вероучение , поклонение , нравственность, закон. — Москва: ООО «Издательский дом „Медина"», 2019. — 728 с.
  • Гете И.-В. Страдания юного Вертера. Москва: Художественная литература, 1981. - 293 с.
  • Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии. -№4. -1988. -С. 135-152.
  • Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни Т.2. — Москва: Юрист, 1996. — 607 с.
  • Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Т.2, Москва: АНФ, 2014. - 374 с.
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Москва: Питер, 2001. - 752 с.
  • Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. Москва: МГУ, 1971. - 38 с.
  • Лоренц К. Кольцо царя Соломона. Москва: Знание, 1970. - 224с.
  • Мелас В.Б. Переживание и событие. Философские очерки. - Санкт-Петербург.: Изд-во ВВМ, 2009. - 237 с.
  • Отто Р. Священное. Санкт-Петербург: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. - 272 с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии //С.Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 720 с.
  • Сартр Ж.-П. Тошнота//Сартр Ж.-П. Стена . Избранные произведения. Москва: Издательство политической литературы, 1992. - С.15-176.
  • Тейлор Ч. Секулярный век. Москва: ББИ, 2017. - 967 с.
  • Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ, религия, культура Москва: Ренессанс 1992. - С. 66-134.
  • Шелер М. Положение человека в космосе// Проблема человека в западной философии Москва: Прогресс, 1988, - С.31-95.
  • Шмидель Ф. Воля к радости. Москва: Новое литературное обозрение, 2012. - 208 с.
  • Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории Т.2. Москва: Мысль, 1998. - 606 с.
  • Шюц А. Мир светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.
  • Юнг К. Психологические типы. Санкт-Петербург: Ювента, Прогресс-Универс, 1995. - 716 с.
Еще
Статья научная