Феномен протеста в междисциплинарном научном дискурсе
Автор: Акунина Юлия Аркадьевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 2 (40), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания феномена протеста. Автором систематизируются различные теоретические подходы к данной дефиниции. Приводится классификация форм выражения протеста, причины возникновения данного феномена, характеризуются протестные движения современной России.
Протест, формы протеста, протестные движения
Короткий адрес: https://sciup.org/14488903
IDR: 14488903
Текст научной статьи Феномен протеста в междисциплинарном научном дискурсе
Современная мировая ситуация свидетельствует о большом всплеске протестного настроения среди населения различных стран, что подтверждают многочисленные волнения в Тунисе; серия уличных демонстраций в Египте; восстание в Ливии; протестные акции в России (ежегодно проводимый «Движением против нелегальной иммиграции» совместно с «Народным ополчением имени Минина и Пожарского», «Союзом православных хоругвеносцев» «Русский марш», ежеквартально проводимый сторонниками Эдуарда Лимонова «Марш несогласных», стихийно проводимые массовые манифестации националистически настроенной молодежи в Москве и других городах). Рост протестных настроений вызван многими объективными факторами: глобализационными процессами, миграцией, возникновением новых межэтнических, демографических, территориальных и иных образований, изменением и усложнением социальной структуры общества, ростом имущественного неравенства, усилением вертикальной и горизонтальной мобильности. В данных условиях протест – это своеобразный социальный индикатор, реагирующий на модернизацию общества, отражающий степень приятия гражданами проводимой государственной политики, самочувствие в сферах материального благосостояния и трудовой занятости, уровень осознания в необходимости реформ, направленность на определенные идеологические ценности, которые нередко сопровождаются трансформацией социальной структуры общества. От того, насколько развита культура протеста в определенном обществе, зависят дальнейший его вектор трансформации и уровень воздействия на личность. В связи с этим возникает необходимость философско-культурологического исследования сферы действия и влияния этого элемента в структуре культуры, что позволит выделить характерные черты протеста, раскрыть диалектику их взаимосвязи с основной культурой общества.
В научном осмыслении проявлений протестного поведения личности и общностей выделяются несколько методологических подходов: биологизаторский подход (Ч. Ламбро-зо) и «антропологическая» теория преступности (Э. Кречмер, Х. Шелдон и др.); психоаналитические теории и концепции социопатии, в которых протест рассматривается наряду с другими формами отклоняющегося поведения (Т. Адорно, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэкон, Д. Левинсон, К. Лоренц, Д. Майерс, Д. Ричардсон, Е. Сэнфорд, П. Сорокин и др.); социологический подход к объяснению причин преступного поведения в связи с социальными условиями существования людей (Д. Дьюи, Ж. Кетле и др.); социально-психологические теории, рассматривающие протест как специфический результат межличностного взаимодействия личности и ее ближайшего окружения (С. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд, У. Томас, Ф. Танненбаум). Социокультурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, интегрирует научные достижения предшествующих подходов и на их основе делает вывод о социокультурной природе протеста (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Э.А. Орлова, А.Я. Флиер и др.).
Основные дефиниции, связанные с пониманием протеста, можно интерпретировать как проявление политического конфликта и разновекторности в государственном управлении; относительную депривацию в разных социальных группах; межпоколенные ценностные рассогласования; экстремизм общества и эскалацию насилия.
При этом этимология протеста включает в себя несколько этапов:
– стадию нарушения прав человека (абсолютная депривация);
– определение потенциала протеста (степени готовности к защите нарушенных прав и свобод, высказыванию собственного мнения);
– стадию идентификации ситуации нарушения (относительная депривация), установление виновных в нарушении справедливости;
– выдвижение требований в соответствии с идеологической матрицей протеста (дискурс протеста);
– выбор вида протеста, стадию коллективных протестных действий, репертуар протеста (насильственный – ненасильственный, конвенциональный – неконвенциональный, экстремистский);
– определение формы протеста (акции, митинги, забастовки, протестные движения и т.д.).
Проанализируем более подробно базовые концепции, рассматривающие феномен протеста.
Одной из наиболее распространенных является концепция, содержащаяся в работах Е.А. Здравомысловой, А.В. Кинсбурского, И.А. Климова, Ю.А. Левады, М.М. Назарова, В.В. Сафронова, О.Н. Яницкого, согласно которой протест определяется как «…. форма проявления политического конфликта, предмет которого касается конкретных действий и политики властей, при этом в большинстве случаев протестное поведение оказывается не столь продолжительным и включает такие формы, как демонстрация, всеобщие забастовки, уличные столкновения и прочие действия, связанные с нарушением общественного порядка» (1, с. 15). Иными словами, государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно взаимооппозиционных начала социальной жизни, обладающих различными правами и возможностями.
Под политическим протестом можно подразумевать стремление определенных групп социума или отдельных граждан утвердить и обеспечить реализацию своей политической программы, варианты проявления которого могут быть различными – от «мягких», таких как нонконформизм и диссидентство, до «жестких», радикальных (экстремизм), зачастую предполагающих проявления насилия и стимулирующих разрушение существующей культуры. В зависимости от степени организованности политического протеста различаются два его уровня: низкий уровень политической культуры (стихийные акции, неоргани- зованные митинги); сознательный уровень (участие в общественных и политических движениях, работе профсоюзов, правозащитных организаций, организация санкционированных властью митингов и пикетов).
Среди существующих политических объединений протестной направленности, активно действующих на территории Российской Федерации, можно выделить: левоэкстремистские (Всесоюзная молодая гвардия большевиков; Революционный молодёжный союз; Питерская лига анархистов; Большевистская платформа Татьяны Хабаровой и т.д.) и правоэкстремистские (национал-патриотические, неофашистские и неонацистские: «Движение против нелегальной иммиграции», «Национально-республиканская партия Юрия Беляева», «Черная сотня Александра Штильмар-ка», «Русский национальный союз Алексея Вдовина и Константина Касимовского», «На-ционал-большевистская партия Эдуарда Лимонова», «Скинхеды» и др.).
Следующая концепция основана на социологическом (депривационном) подходе. Впервые термин относительной депривации был введен в научный оборот С.А. Стауффером, а затем получил развитие в работах Р.К. Мертона и Т.Р. Гарра. В данной концепции протест определяется как «…воспринима-емое индивидами расхождение между ценностными экспектациями и ценностными возможностями … люди испытывают чувство депривации в тех случаях, когда они находят свое положение неблагоприятным в сравнении с положением других индивидов и групп. Сравнения могут производиться как с индивидами, с которыми люди взаимодействуют, так и с посторонними; при этом имеет значение, какую референтную группу личность выбирает в качестве средоточия сравнения» (4, с. 206). Растущие расхождения между ожиданиями, детерминированными социальными сравнениями, и реальностью приводят к усилению неудовлетворенности, что способствует возникновению мотиваций по включению субъекта депривации в ту или иную форму участия в протестных действиях.
В современном российском обществе усиливается относительная депривация различных социальных групп, что приводит к устойчивым состояниям тревожности, недовольства, конфликта, находящим воплощение в готовности протестовать. К протестам такой направленности, по данным современных социологических исследований – 68%, относится защита прав на жилище, труд, благоприятную окружающую среду и достойный уровень жизни (2). По тематике социальные протесты можно классифицировать следующим образом: протест против «точечной» застройки, экологические протесты, забастовки и другие трудовые конфликты, движение за права обманутых дольщиков в строительстве жилья, бытовые протесты (повышение цен, транспорт, самоуправство властей), пенсионные протесты.
К протестным движениям социальной направленности можно отнести движение антиглобалистов, протестующих против существующего социального устройства мира, против процессов глобализации, «неразумного» мирового экономического порядка, господства транснациональных корпораций и финансового «рабства» людей (в нем объединились организации и активисты движений, выступающих за права наемных работников, сохранение окружающей среды, феминистки, защитники памятников культуры, сторонники сохранения культурных различий, враги генной инженерии, пацифисты, борцы с бедностью, анархисты, социалисты, троцкисты, представители ряда религиозных течений и т.д.). Еще одним очень актуальным движением, выражающим социальной протест путем намеренной изоляции от общества, является – downshifting – добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи, отказ от достижения сугубо материальных целей, карьеры.
Протестные акции социальной направленности в России существуют как самостоятельное, неполитизированное явление, граждане выражают свое возмущение по совершенно конкретным вопросам, которые каса-

ются защиты их прав и свобод, а возникновение протестных организаций и движений социальной направленности вызвано совпадением интересов достаточно большого круга протестующих. Специфика социального протеста заключается в том, что протестное движение существует только до тех пор, пока не решен вопрос, приведший к его возникновению, и если проблемы граждан не решаются, это может вызвать появление экстремистки настроенных к государству организаций.
Культурологический подход к дефиниции протеста рассматривает данный феномен как инструмент, с помощью которого люди непосредственно выражают свои разногласия с доминирующей культурой, что находит отражение в появлении новых субкультур. Их возникновение вызвано потребностью в индивидуальном культурном самовыражении, самоопределении (Т. Роззак, Д. Белл, Ю.Н. Давыдов, Э.Я. Баталов, М.А. Султанов). Данный конфликт может быть вызван ценностными рассогласованиями между различными социальными группами в российском обществе, чаще всего – перерастать в межпоколенный конфликт («нынешнее поколение» и «молодое поколение»), противостояние культурных норм прошлого и настоящего, отрицание обществом принятых культурных ценностей, традиций.
Вышеперечисленные факторы способствуют возникновению новых субкультур, особенно в молодежной среде (готы – пропагандирующие культ смерти, фетиши, связанные с загробным миром; эмо – эмоциональные, отвергающие практицизм, авторитаризм; толкиенисты – поклонники произведений Толкиена, сюжеты которых составляют основу игр, породивших своеобразное общественное движение; экстремальные движения, связанные с риском для жизни, спортивные фанаты и т.д.).
К группам протестной направленности, которые используют для выражения своего несогласия ресурсы культуры, можно отнести Арт-группу «Война» – современную московскую арт-групп, действующую в области кон- цептуального уличного искусства, в которую входят поэты, художники, студенты, филологи, журналисты, студенты философского факультета МГУ имени Ломоносова, философского факультета Тартуского университета, Школы фотографии имени Родченко и других учебных заведений. Участники этой арт-груп-пы высказывают свой протест против определенных социальных, политических, социально-культурных преобразований общества с помощью перфомансов и театрализованных представлений. Такие акции для высказывания собственной точки зрения в искусстве получили название хэппенинг (англ. happening, от happen – случаться, происходить) и перфоманс. Цель театрализации уличного протеста – привлечение интереса к мероприятию со стороны общественности и средств массовой информации, при этом театрализованная акция протеста не требует, по действующему законодательству, специального уведомления и может быть заявлена как митинг или пикетирование. Как в России, так и в других странах, помимо активистов, уличными акциями занимаются и те, кто идентифицирует себя с практиками «современного искусства», которые сосредоточены на коллективной мобилизации и формах сотрудничества между художниками и политиками, а также карьерных преимуществах и рисках ангажированных художников (3, с. 46).
Таким образом, систематизируя существующие подходы к дефиниции протеста, мы пришли к выводу, что протест представляет собой систему устойчивых убеждений, представлений, моделей поведения, которая проявляется в неприятии политических, социальных, культурных норм, бытующих в обществе, сама дефиниция имеет различную этимологию, что создает условия для становления альтернативных ценностных систем. Качественное изменение структуры общества, вызванное ростом протестных акций, усилением относительной депривации, ценностными конфликтами, несогласием с политикой государства, существенно влияет на динамику гражданского позиционирования, которая выражается в социальном согласии или протесте, иногда принимающем экстремистские формы. Чтобы нивелировать появления протестных организаций радикальной направлен- ности, необходимо сформировать в обществе систему культуры протеста, чем и будет определяться вектор дальнейшей социальной трансформации.