Феноменология права в трансформирующемся российском обществе
Автор: Карнаушенко Леонид Владимирович
Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd
Рубрика: Теория и история права и государства
Статья в выпуске: 1 (39) т.11, 2020 года.
Бесплатный доступ
Введение: в статье представлены результаты исследования основных механизмов формирования отношения к праву, отрицательных тенденций криминализации общественной культуры, их значение и предпосылки; обозначено влияние социально-мировоззренческих факторов на развитие правовой сферы. Материалы и методы: в процессе работы над статьей осуществлено обращение к исследованиям, посвященным социокультурному аспекту формирования и изменения правосознания. Методологическую базу исследования составили методы анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, а также культурный анализ, феноменологический подход и в рамках изучения отдельных аспектов правовой практики - структурно-функциональный подход. Результаты исследования: автор отмечает, что ключевым аспектом социальной активности субъекта является характер мировоззрения. При этом правосознание встраивается в общую систему представлений человека об окружающей социальной действительности. Поэтому тенденции трансформации культуры означают, в том числе, трансформации условий правовой активности членов общества...
Общество, право, правосознание, правовая культура, культурные трансформации
Короткий адрес: https://sciup.org/142223653
IDR: 142223653 | DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.007
Текст научной статьи Феноменология права в трансформирующемся российском обществе
Существование общества определяется двумя важными интенциями: стремлением к стабильности, а также необходимостью адаптации к возникающим внутренним и внешним вызовам. По этой причине наиболее корректно было бы судить о том, что стабильность, к которой стремится общество, – это не статическое состояние. Общество стремится к динамической устойчивости своей внутренней структуры, и одним из основных факторов закрепления общественных отношений является право. Законодательная система определяет границы допустимого и задает модели взаимодействия в различных сферах общественной жизни, определяет актуальные права и обязанности членов общества. Одновременно с этим на уровне юридической сферы происходит закрепление соглашений между социальными акторами (к числу которых относятся как отдельные люди, так и институциональные структуры), что определяет устойчивость и неизменность определенных социальных связей. Таким образом, сфера права может быть рассмотрена в качестве базового элемента общественной структуры, определяющего стабильность общества и задающего характер взаимодействия его представителей (что особенно важно на фоне современной трансформационной динамики) [1]. Однако это суждение будет справедливо лишь в том случае, если мы говорим о ситуации, когда существующая система правовых норм отвечает интересам и потребностям членов общества и принимается ими. Вместе с тем существует ряд ситуаций, в которых имеет место несоответствие правовых норм культурной определенности членов общества, системе существующих в их сознании ценностных ориентаций, представлениям о целесообразности и т.д. Как результат, формируется мировоззренческая позиция, обосновывающая отход от нормативно определенного поведения в силу признания некорректности юридических норм. Формирование подобного мировоззрения является серьезной предпосылкой для развития тенденций неправового поведения членов общества. В связи с этим мы полагаем тематику механизмов формирования отношения к праву актуальной и важной.
Статья посвящена исследованию феноменологического аспекта права, что определяет его рассмотрение прежде всего как объекта познания. В рамках статьи исследуются мировоззренческие факторы социального восприятия права и интерпретации отдельных его норм, рассматриваются частные противоречия и общие парадигмы социального мышления, содержащие определенные модели отношения к правовой сфере. Одной из основных задач, разрешаемых в рамках статьи, является освещение влияния социального мировоззрения на реализацию правового (или неправового) поведения в социальной среде. При этом исследование ориентировано на раскрытие соотношения социального мировоззрения и права как с точки зрения раскрытия категорий правосознания и правопонимания, так и с позиции детализации социально-мировоззренческих факторов динамики правовой сферы.
Обзор литературы
В рамках настоящей статьи производится последовательное прояснение ряда позиций с целью формирования целостного понимания затронутой проблемы. Тематика правосознания рассматривается в работах М.Ю. Зырянова [1], Е.Ю. Калининой [2], Е.В. Струговой [3]. Также в работе существенное внимание уделяется культурному аспекту взаимодействия с правовой сферой, что реализуется в двух основных измерениях. С одной стороны, в опоре на идеи известного американского исследователя Р. Мертона [4] осуществляется анализ роли культурных факторов в принятии либо, напротив, отказе от правовой модели социальной активности. С другой стороны, благодаря обращению к исследованию таких авторов, как Ф.Р. Хисамутдинов и А.Е. Шалагин [5], достигается конкретика в осмыслении проблематики развития криминальных субкультур. В рамках работы с обозначенными источниками проясняются такие важные аспекты исследуемой проблемы, как развитие правосознания в результате правового воспитания, соотношение правосознания и менталитета членов общества и его значение, социальные деформации правосознания. Также серьезное влияние на формирование концепции статьи оказало проведенное автором исследование [6], посвященное соотношению трансформационных процессов в отечественной культуре и изменениям в характере правосознания членов общества.
Материалы и методы
Настоящее исследование находится на стыке философско-правовой, социально-феноменологической и культурологической дисциплин, что определяет его комплексный, сложный характер и отражается, в том числе, в наборе применяемых методов. В рамках работы находят применение общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, а также культурный анализ, феноменологический подход и в рамках анализа отдельных аспектов правовой практики – структурно-функциональный подход. В качестве основных материалов, исследуемых в про- цессе написания статьи, выступают исследования, посвященные культурному аспекту права, механизмам формирования, развития и деформации правосознания, культурным противоречиям, связанным с осмыслением правовой действительности, а также тенденциям в культуре, оказывающим деструктивное влияние на характер правосознания членов общества. В рамках ознакомления с ними определяются основные механизмы отражения правовых категорий в социальном мировоззрении членов общества.
Результаты исследования
Если мы рассматриваем такой аспект социальной практики, как деятельность членов общества, ключевое значение приобретает вопрос ее мировоззренческих предпосылок. Если на внешнем уровне социальные связи закрепляются институционально, то на уровне членов общества закрепление отношений происходит на уровне мировоззрения. Более того, именно установки мировоззрения определяют цели, которые ставят члены общества, допустимые способы их достижения, возможные ограничения в избираемых формах деятельности и т.д. Когда мы говорим о действиях конкретного человека, продиктованных стремлением следовать закону, речь идет, с одной стороны, о знании закона, с другой – о наличии интенции на осуществление законопослушного поведения. Оба перечисленных аспекта характеризуют мировоззренческий аспект отношения к праву. Таким образом, социально-мировоззренческий аспект правовых отношений имеет крайне высокую важность, будучи одним из их определяющих факторов.
В этом контексте существенный интерес представляет вопрос о культурном аспекте правовой активности. И в данном случае существуют различные варианты трактовки данной тематической сферы. Так, Е.Ю. Калинина полагает, что правосознание отражает теоретический аспект осмысления правовой реальности, в то время как правовая культура включает в себя деятельную составляющую [2]. Мы исходим из того, что социальное мышление предшествует деятельности, и в данном случае полагаем, что более корректно было бы считать правосознание формой активного субъектного отношения к правовой сфере, в то время как правовая культура представляет собой совокупность представлений о правовой сфере, выраженных как на уровне личного мировоззрения, так и на уровне различных внешних форм выражения.
Возвращаясь к вопросу о роли культурной сферы в формировании отношения к праву, следует отдельно отметить несколько аспектов:
-
- ценностные ориентиры и ключевые жизненные стратегии, представленные на уровне социальной культуры;
-
- соотношение преобладающих ценностных установок и моделей поведения с существующей нормативно-правовой сферой;
-
- отражение правовой сферы в культуре;
-
- характер самоидентификации членов общества и связь между преобладающим в социокультурной сфере основанием самоопределения и областью права.
Что касается первого из обозначенных аспектов, следует отметить, что имеет большое значение, с одной стороны, соотношение социальных ценностей и правовых норм, с другой – наличие принципиальной возможности достижения социально значимого результата законными средствами. Отсутствие подобного рода возможности, как отмечает Р. Мертон, является одной из серьезных предпосылок развития преступности [4]. Одновременно с этим следует отметить, что созвучность социальных идеалов с существующими правовыми нормами является мощным основанием принятия необходимости последних, и, напротив, противоречия между ними могут привести к внешнему восприятию права, вплоть до его отторжения. Классическим примером подобного рода социокультурного противоречия является криминальная субкультура, задающая обширные предпосылки для реализации неправовых моделей социальной активности [5].
Современные тенденции развития российского общества связаны с обширными трансформациями в культурной сфере, сопровождаемыми серьезными изменениями институционального плана. В этих условиях имеет место ряд неблагоприятных предпосылок формирования правосознания, связанных с развитием ценностного релятивизма, формированием множественности стилей социальной определенности (о чем уже было сказано ранее [6]), актуализацией индивидуалистических ценностей (что на уровне самоидентификации ставит интересы личности выше интересов общества), на фоне которых некоторые исследователи ставят вопрос о существенной деформации правосознания [3].
Одновременно с этим следует отметить, что современные условия развития культуры задают специфическую перспективу законодательной деятельности, поскольку происходит существенное расслоение населения по социальным приоритетам, интересам и ценностям, что делает проблематичной выработку системы норм, адекватных текущему состоянию социокультурной сферы.
Обсуждение и заключения
Высокая мера взаимосвязи социокультурной составляющей общественной жизни и характера правовых отношений в обществе определяет важность приведения культурной и правовой сфер в соответствие друг другу. Это означает, с одной стороны, что необходимо формировать культурные предпосылки корректной правовой активности, с другой – в процессе осуществления законодательной деятельности учитывать социокультурную ситуацию. С учетом того, что в текущих условиях речь идет о плюралистичности культуры и наличии в ней встречных, подчас противоречащих друг другу тенденций, актуализируется вопрос об углубленном изучении культурной тематики в контексте общей постановки вопроса о соответствии культурного и правового аспектов жизни общества.
Список литературы Феноменология права в трансформирующемся российском обществе
- Зырянов М.Ю. Правосознание и правовое воспитание // Вестник БГУ. 2009. № 6. С. 41 - 47.
- Калинина Е.Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 27 - 32.
- Стругова Е.В. О правосознании и его деформации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 41 - 48.
- Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966. С. 299 - 313.
- Хисамутдинов Ф.Р., Шалагин А.Е. Криминальная субкультура и ее предупреждение // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 2 (20). С. 46 - 52.
- Карнаушенко Л.В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества // Социально-политические науки. 2015. № 4. С. 46 - 49.