Философская космология древних мудрецов протоиндийской цивилизации

Автор: Бакина Валентина Ивановна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 8, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена влиянию культуры протоиндийской цивилизации на формирование классической индийской философии. Характеризуется сохранившееся культурное наследие городов Хараппы и Мохенджо-Даро (III тыс. до н. э.), в частности реконструируется космологическое учение на основании изображения трехликого бога-буйвола на сохранившейся древней печати. По мнению ученых, этот бог - покровитель пространства и владыка времени. Он послужил прообразом бога Шивы как создателя и охранителя Космоса в философских произведениях Упанишад (I тыс. до н. э.) и в философских школах кашмирского шиваизма (I тыс. н. э.). В древней философии идея гармонии Человека и Космоса иллюстрируется в устройстве календарей, в связи с чем особое внимание уделяется созданию мудрецами протоиндийских городов лунного, солнечного и государственного календарей, которые явились основанием космологических учений в индийской философии последующих веков.

Еще

Протоиндийская культура, космологическая философия, древние мудрецы хараппы и мохенджо-даро, первые индийские астрономические календари, кашмирский шиваизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14941371

IDR: 14941371   |   DOI: 10.24158/fik.2017.8.6

Список литературы Философская космология древних мудрецов протоиндийской цивилизации

  • Бакина В.И. Философия: программа курса лекций для магистров-литературоведов иностранного отделения филологического факультета МГУ. М., 2017.
  • Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История и методология астрономии. Основные этапы развития астрономической картины мира. Ч. I. М., 2013.
  • Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
  • Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
  • Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1993.
  • Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980.
  • Исаева Н.В. Искусство как проводник. Кашмирский шиваизм. СПб., 2014.
  • Миронов В.В. Философия. М., 2017.
  • Псху Р.В., Крыштон Л.Э. История индийской философии в Индии и начало рецепции индийской философии в европейском интеллектуальном пространстве//Вопросы философии. 2017. № 5. С. 148-160.
  • Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М., 1954.
  • Acharya D. On the Meaning and Function of Ādeśá in the Early Upaniṣads//Journal of Indian Philosophy. 2017. Vol. 45, no. 3. June. P. 539-567. https://doi.org/10.1007/s10781-017-9321-7.
  • Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.
  • Когда Ану сотворил небо. Литература древней Месопотамии. М., 2000.
  • Альбедиль М.Ф. Указ. соч. С. 161.
  • Ригведа. Мандалы I-IV. М., 1989.
  • Ригведа. Мандалы IX-X. М., 1999.
  • Еремеева А.И., Цицин Ф.А. Указ. соч. С. 68.
  • Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. М., 1985.
  • Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М., 1991.
  • Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.
  • Упанишады: в 3 кн. Кн. 2. М., 1991.
Еще
Статья научная