Философская призма трагедии "Гамлет" У. Шекспира
Автор: Путечева Ольга Анатольевна, Саакова Кристина Артемовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье выявляются философские идеи, лежащие в основе трагедии «Гамлет» У. Шекспира, и прослеживается их дальнейшее развитие. Эту пьесу можно представить как некую философскую призму, собравшую мыслительные вершины всей предшествовавшей истории, начиная с Античности, и в то же время дающую проекции на будущее своей созвучностью многим философским направлениям последующего времени. Это произведение - некий философско-художественный узел осмысления идей, трансформирующих мировоззрение людей и выводящих их представления на более зрелый виток развития. Трагедия, обозначившая кризис идей гуманизма, знаменует собой перелом в философском осмыслении реальности, выступает гранью, разделяющей веру в разум и сомнение в его плодотворности. Новым в работе является ракурс рассмотрения, позволяющий от ретроспекции обобщения философских концепций эпохи Шекспира перейти к перспективе их развития в последующих культурах в качестве своеобразных философских направлений. Введены понятия «философская призма», «полифонические линии мышления». Открываются глубинные пласты построений произведения, полифоничность мышления великого автора. Делается вывод о предельной концентрации в сочинении важнейших философских идей времени, выражающих сложные преобразования человеческого мышления, что дает импульс новым уровням и моделям философствования.
Философская призма, философская антропология, полифонические линии мышления, диалектика жизни и смерти, трагедия "гамлет" у. шекспира
Короткий адрес: https://sciup.org/149133975
IDR: 149133975 | DOI: 10.24158/fik.2019.5.3
Список литературы Философская призма трагедии "Гамлет" У. Шекспира
- Козминиус (отец), Мелехций (отец). Шекспир. Тайная история. СПб., 2003. 576 с.
- Chambers E.K. William Shakespeare. A Study of Facts and Problems. Vol. 1. Oxford, 1930. 645 p.
- Gray E. A 16th Century Ovid: The Influence of Classical Mythology on the Understanding of Shakespeare's Plays [Электронный ресурс] // Inquiries Journal. Social Sciences, Arts, & Humanities. 2017. Vol. 9, no. 2. URL: http://www.inquiriesjournal.com/articles/1545/a-16th-century-ovid-the-influence-of-classical-mythology-on-the-understanding-of-shakespeares-plays (дата обращения: 18.03.2019).
- Шестов Л. «Юлий Цезарь» Шекспира // Иностранная литература. 1990. № 6. С. 187-192.
- Пимонов В., Славутин Е. Загадка Гамлета. М., 2001. 256 с.
- Колер Й. Шекспир с точки зрения права (Шейлок и Гамлет): пер. с нем. 2-е изд. М., 2006. 160 с.
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т.: пер. с нем. / под ред. и с предисл. М. Лифшица. Т. 1. М., 1968. 312 с.
- Микеладзе Н.Э. Шекспир и Макиавелли: тема «макиавеллизма» в шекспировской драме. М., 2005. 492 с.
- Кант И. Критика практического разума // Сочинения: в 6 т. Т. 4, ч. 1. М., 1965. С. 312-501.
- Шекспир У. Трагедии / пер. Б. Пастернака. СПб., 2017. 669 с.
- Горохов П.А. Наш современник принц датский (философская проблематика трагедии «Гамлет») // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 7. С. 8-14.
- Шекспир У. Трагедии. С. 233.
- Hayes C.R. The Psycholinguistic Semiotics and Metanormative Ethics of Suicide and Death in Shakespeare's King Lear [Электронный ресурс] // Inquiries Journal. Social Sciences, Arts, & Humanities. 2017. Vol. 9, no. 5. URL: http://www.inquiriesjournal.com/articles/1641/the-psyscholinguistic-semiotics-and-metanormative-ethics-of-suicide-and-death-in-shakespeares-king-lear (дата обращения: 18.03.2019).
- Татаринова Л.Н. Гамлет и Дон Кихот в западном экзистенциализме // Гамлет и Дон Кихот в русской и зарубежной словесности. (К 400-летию со дня смерти Мигеля де Сервантеса и Уильяма Шекспира): материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2016. С. 70-73.
- Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. Т. 6 / пер. М. Лозинского. М., 1959. 698 с.