Философские основания конструирования образности в искусстве модерна

Автор: Бузский Марат Павлович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 (33), 2016 года.

Бесплатный доступ

Основная проблема, обсуждаемая в статье - наличие в современном обществе исходного (данного) предметного уровня, который существует до процесса дальнейшей переработки и выступает направлением и определенной границей форсирования визуальной среды в современном обществе. Полемизируя против принятого в философии постмодерна тезиса об отсутствии «оригинала» для современных знаковых копий, а значит, отсутствия изначальной предметности, автор опирается на классическое соотношение субъект - объект, которое сохраняется в любых направлениях философии ХХ в., кроме философии постмодерна. Изменение восприятия предметности автор связывает с изменением типа рациональности - ее переходом от классической к постнеклассической, четко зафиксированным в философии науки. Анализируются направления стиля модерн в живописи начала ХХ в. в России, которые рассматриваются как особый опыт освоения нового типа предметности - переходу к ее обобщенным качествам (свет, цвет, форма, время и др.). Они выступают предметно заданной «программой» развертывания конкретных образов в живописи. Предметность искусства модерна выходит на уровень программ, элементами которых являются не вещи сами по себе, а компоненты «сборки» вещей: цвет, геометрические формы, пространства порождения, многомерность проекций какого-либо «среза» реальности, включая человека и др. Искусство модерна осваивает предметность на уровне становления процессов или ставших предельными форм, в которые могут быть «вписаны» конкретные предметы. Делается вывод о том, что в дальнейшем опыт этой предметности остался не освоенным и впоследствии утерянным, свидетельствуя о «незавершенности» эпохи модерна и частичности освоения реальности в современном информационном обществе.

Еще

Модерн, визуализация, интенциональность, социальная форма предмета, импрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм

Короткий адрес: https://sciup.org/14974986

IDR: 14974986   |   DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.3.1

Список литературы Философские основания конструирования образности в искусстве модерна

  • Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть/Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. -387 c.
  • Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления/Э. Гуссерль. -Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. -752 c.
  • Дроздова, А. В. Визуальность как феномен современного медиаобщества/А. В. Дроздова//Дискуссия. -2014. -№ 10 (51). -C. 29-36.
  • Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию/В. Е. Кемеров. -М.: Академический Проект, 2001. -314 c.
  • Ланкин, В. Г. Основы эстетики/В. Г. Ланкин. -Томск: Изд-во Томск. политехн. ун-та, 2010. -104 с.
  • Савчук, В. Медиафилософия. Приступ реальности/В. Савчук. -СПб.: Изд-во РХГА, 2013. -338 с.
Статья научная