Философские основания военной педагогики

Автор: Давлатмуродов Ш.Ш.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 11, 2023 года.

Бесплатный доступ

Целью данного исследования является анализ философских оснований военной педагогики. Педагогика, как самостоятельная наука, включает в себя ряд мировоззренческих вопросов, ответы на которые лежат в области философии, то есть учения о человеке, его сущности и предназначении. Военная педагогика - это отрасль современной педагогики, которая изучает основные закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих. Специфика военной педагогики, связанная с решением задачи по воспитанию личности военнослужащих, придает этой отрасли знания особую значимость. Научная новизна исследования заключается в анализе философских оснований военной педагогики применительно к современным социально-педагогическим проблемам. В результате проведенного исследования доказано, что философские основания военной педагогики представляют собой важную часть современного знания, которая связана с идеологическими и мировоззренческими аспектами воспитательной работы.

Еще

Философия, общество, социальная философия, методология, педагогика, военная педагогика, воспитание, вооруженные силы России

Короткий адрес: https://sciup.org/149144288

IDR: 149144288   |   DOI: 10.24158/fik.2023.11.20

Текст научной статьи Философские основания военной педагогики

Военная педагогика имеет под собой философские основания, которые, безусловно, представляют большой интерес с точки зрения понимания идеологических принципов формирования личности военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации.

Целью исследования является анализ философских оснований военной педагогики как самостоятельного раздела научного знания. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • 1.    Сформулировать основные характеристики частнонаучного и философского знания.

  • 2.    Обосновать философские аспекты проблем современной военной педагогики.

  • 3.    Определить мировоззренческие и методологические вопросы военной педагогики, имеющие выход на философский уровень размышления.

Методика исследования . Под философскими основаниями мы имеем в виду фундаментальные принципы военной педагогики, связанные с пониманием сущности самого человека, его предназначения, места и роли в современном обществе. Кроме того, философия во многом определяет методологию исследования военной педагогикой своей предметной области. Как известно, одной из главных функций современной философии является выработка методологических приемов частных наук, в процессе которой она выявляет и фиксирует наиболее эффективные способы познания. В отношении военной педагогики философская рефлексия над методами познания не теряет своей актуальности, так как педагогическая деятельность – это не автоматическое следование формальным правилам и нормам, а творческий процесс, постоянное размышление над целями, задачами и средствами воспитательной и образовательной деятельности. «Педагогика, – пишет К.Д. Ушинский, – не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Таким собранием правил или педагогических рецептов, соответствующим в медицине терапии, являются действительно все немецкие педагогики. Но как было бы совершенно нелепо для медиков ограничиться изучением одной терапии, так было бы нелепо для тех, кто хочет посвятить себя воспитательной деятельности, ограничиться изучением одной педагогики в смысле собрания правил воспитания» (Ушинский, 1998: 113).

В данном исследовании для анализа философских оснований военной педагогики были использованы общетеоретические методы дедукции и индукции, благодаря которым были сделаны основные выводы. Широко применялся философский метод абстрагирования, позволяющий отвлечься от некоторых признаков предмета познания и сосредоточить свое внимание на самых важных его свойствах. В частности, под педагогическими методами мы понимали самые общие принципы педагогической деятельности без детального описания каждого из них, что позволило выйти на общетеоретический уровень размышления. При этом автор статьи сознательно «выходил» за рамки частнонаучного взгляда на проблему, так как тема военной педагогики и формирования личности военнослужащих всегда связана с мировоззренческими вопросами, актуальными в нашем обществе. На наш взгляд, научная объективность – это не отрешенность исследователя от актуальных проблем, сложных социальных процессов, а самое настоящее его «участие» в их решении. Он является не только зрителем, но и активным субъектом социальной деятельности, его работа имеет форму философской рефлексии, размышления, рождения нетривиальных идей, построения новой социальной модели поведения в изменяющихся условиях. Как утверждают современные исследователи, понятие объективности научного знания требует нового определения, которое бы учитывало включенность познающего субъекта в социальные процессы. «Объективность – это важная, но не единственная составляющая научного знания. Следует помнить, что цель научного исследования заключается не только в том, чтобы беспристрастно показать закономерности эволюции различных систем, но и в том, чтобы состоялась самостоятельная рефлексия, осознание, понимание, интериоризация, предполагающая, что новые, полученные в ходе исследования знания, расширят представление индивида о мире и станут частью его мировоззрения» (Кениспаев, 2021: 20). В определенном смысле признание активного влияния субъективных факторов на результаты познания аналогично выводам физиков о квантово-волновом дуализме, роли познающего субъекта и используемого им инструментария в построении физической картины мира. В отношении военной педагогики нам представляется важным в воспитательном процессе учитывать исторические факты, связанные с прошлым нашей Родины, а также ее интересы в современном глобальном мире. Иначе говоря, научное знание всегда «нагружено» аксиологическими аспектами, которые во многом и определяют характер этих самых знаний.

Знания, таким образом, представляют собой сложный конгломерат элементов, интериори-зация которых во многом зависит от способности индивида к научному синтезу, умения концентрировать свои интеллектуальные усилия, наличия навыков среди большого разнообразия свойств предмета, выделять главное, замечать тенденции, делать рациональные выводы. В общем случае можно говорить о специфической сфере научных знаний, освоение которых требует от человека определенной подготовки и особого мировоззренческого настроя. В прошлом веке известный английский философ и логик К. Поппер создал релятивистскую эпистемологию, определяя процесс познания в качестве бесконечного движения от незнания к знанию. По его мнению, мир знаний существует относительно самостоятельно и является результатом взаимодействия субъективного мира человека с физической реальностью. К. Поппер утверждает, что «каждое решение некоторой проблемы порождает новые нерешенные проблемы, более глубокие по сравнению с первоначальной проблемой и требующие более смелых решений. Чем больше и глубже мы погружаемся в изучение мира, тем более осознанным и точным становится наше знание о том, чего мы не знаем, знание нашего невежества. Наше знание может быть лишь конечным, в то время как наше невежество необходимо должно быть бесконечно» (Поппер, 2004: 56). Так обстоит дело и в области военной педагогики: в ней не существует вечных истин, знания имеют свойство дополняться, уточняться, конкретизироваться, а в некоторых случаях даже устаревать. Поэтому нужна постоянная интеллектуальная работа над категориями, педагогическими принципами, методиками обучения и воспитания. В общем случае речь идет о необходимости военным педагогам быть постоянно в «форме», пополнять свои профессиональные компетенции новыми нетривиальными концепциями, научными открытиями.

Философский принцип основателя античной диалектики, как учения о развитии Гераклита «все течет, все изменяется», как нельзя лучше подходит для объяснения этой ситуации. Кроме того, в современном мире происходят сложные геополитические события, правильное понимание которых крайне важно для формирования мировоззрения военнослужащих. Если в ходе выполнения боевой задачи военнослужащий будет уверен в том, что его действия направлены на укрепление безопасности страны, что он защищает мирное небо над своей Родиной, то и вероятность успешного решения поставленной задачи будет гораздо выше. Специфика военной педагогики именно в том, что она направлена на формирование сознания людей, от которых в первую очередь зависит национальная безопасность России. В настоящее время, когда Россия столкнулась с агрессивной военной политикой коллективного Запада, возрастает потребность в укреплении патриотической, мировоззренческой стороны воспитательной работы в армии. В сложные исторические периоды жизни страны как никогда обостряется поиск человеком ответов на злободневные вопросы. В таких размышлениях человек, как правило, выходит на более высокий философский уровень размышления.

Военная педагогика опирается на потенциал современной философии, которая по своему предназначению призвана выполнять мировоззренческие и методологические функции. Идея непосредственной связи военного дела с философией была обоснована еще в начале прошлого века русскими военными стратегами и в то же время – учеными-исследователями. «Философия войны есть научно переработанное военное миросозерцание» (Керсновский, 2013: 56). В этом можно увидеть общую установку на необходимость поиска метафизических оснований военного дела и, в частности, военной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в ходе воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Кроме того, значительный интерес вызывает опыт рефлексии над философскими основаниями военной педагогики в контексте определения места и роли научных знаний в процессе формирования личности военнослужащих. Не менее существенным нам представляется понимание социального статуса педагогов, но не в традиционном смысле этого слова, а в смысле их роли в поиске научной истины. Дело в том, что ученые-педагоги – это особая каста людей, ставящая поиск истины выше всех других приоритетов жизни. Уже античные философы указывали на истину как главную цель научного поиска, а в прошлом веке известный немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии Г. Гессе создал произведение, в котором он, на наш взгляд, наиболее точно описал образ ученого-исследователя. Описывая характер людей, посвятивших себя поиску истины, Г. Гессе устами героя своего романа «Игра в бисер» сформулировал кредо настоящего ученого. «Мы – специалисты исследования, анализа и измерения, мы – хранители и постоянные проверщики всех алфавитов, таблиц умножения и методов, мы – клеймовщики духовных мер и весов. Спору нет, мы – еще и многое другое, мы можем подчас быть также новаторами, первооткрывателями, авантюристами, завоевателями и пе-реоценщиками, но первая и важнейшая наша функция, та, из-за которой народ нуждается в нас и нас охраняет, – это держать в чистоте все источники знания»1.

Кроме научной рациональности и логической обоснованности не менее важными являются и нравственные основания педагогической деятельности, которые также являются предметами философского анализа. Подчеркнем, что воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ – это не задача по формированию абстрактного человека с необходимыми качествами жизни в любом обществе. На самом деле – это конкретная задача по формированию качеств личности человека, живущего именно в нашем обществе и осуществляющего свою профессиональную деятельность в интересах именно нашего государства. Поэтому морально-волевые качества военнослужащих включают в себя и их стремление действовать так, чтобы соблюдались экономические, территориальные, политические, идеологические, военные и иные интересы России. Этот аспект военной педагогики в наиболее полной форме, на наш взгляд, можно исследовать, опираясь на философские традиции и категории. Практически все известные философы были патриотами своей Родины и в своих трактатах отражали национальные интересы. Например, немецкий философ И. Кант утверждал главенство морали над политикой и, анализируя политическую культуру своей эпохи, выделил некоторые особенности политической жизни европейского общества, которые, по его мнению, носят деструктивный характер (Кант, 1994). Подобный критический взгляд на социально-политические процессы, происходящие в обществе – это одна из составляющих работы философов, которые таким образом вносят свой вклад в общее благосостояние народа. Поэтому нам представляется, что философские основания военной педагогики – это определенный идеологический фундамент, на котором и строится вся воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ. Как утверждают специалисты, «педагогическая наука связана с философией , которая по отношению к ней служит мировоззренческой и методологической основой. Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, они задают направления поиска и служат методологическим основанием педагогики, будучи базой для осмысления целей воспитания и образования. Существенное значение для развития педагогической науки имеют важнейшие философские проблемы и концепции, в целом содержание философского знания»1.

Актуальные проблемы военной педагогики можно рассматривать в рамках классических философских разделов, таких как онтология, гносеология, праксиология и других. В онтологическом плане значимым является вопрос о сущности военной педагогики и ее статусе в ряду других отраслей педагогики, а в гносеологическом – познавательный потенциал военной педагогики и выработка наиболее эффективных методов познания. Подобная «методологическая прививка», в результате которой для решения практических и теоретических задач военной педагогики широко используется имеющийся потенциал современной философии, выглядит вполне логичным в контексте продолжающейся тенденции увеличения количества междисциплинарных исследований.

Заключение . Учитывая вышесказанное относительно специфики философского анализа военной педагогики, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, философские основания военной педагогики представляют собой важную часть современного знания о человеке и педагогических принципах его воспитания. Актуальность этой отрасли знания возрастает в рамках военной педагогики, которая по своему предназначению, в конечном счете, выполняет задачу по обеспечению национальной безопасности страны.

Во-вторых, философия уже давно не является сугубо теоретической наукой, сосредоточенной на решении основного вопроса философии о первичности материального и идеального. Она, используя свой методологический потенциал, участвует в решении конкретных практических задач. В отношении военной педагогики философия позволяет «выходить» за рамки частнонаучного подхода к пониманию природы самого человека и рассматривать актуальные вопросы педагогики с более широких мировоззренческих позиций.

В-третьих, под философскими основаниями военной педагогики мы понимаем всю совокупность мировоззренческих и идеологических вопросов, на которые в ходе исследования своих специфических проблем «выходит» военная педагогика. Философские основания военной педагогики – это рефлексия над методологическими проблемами педагогики, а также философский анализ таких категорий, как человек, личность, общество, государство, патриотизм и многое другое. Философия по отношению к военной педагогике выступает своеобразной метанаукой, которая определяет как проблемное поле военной педагогики, так и ее методологические принципы.

Список литературы Философские основания военной педагогики

  • Кант И. Сочинения: в 8 т. Т. 7: К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. Успехи метафизики. М., 1994. Т. 7. С. 5-136.
  • Кениспаев Ж.К., Серова Н.С., Маркин В.В. Философия в современном обществе // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 19-24. DOI: 10.24158/fik.2021.5.2 EDN: OMWIHT
  • Керсновский А.А., Снесарев А.Е. Философия войны. М., 2013. 288 с.
  • Кржижановский С.Д. Тринадцатая категория рассудка. М., 2006. 640 с.
  • Поппер К. Предположения и опровержения. Рост научного знания. М., 2004. 638 с.
  • Ушинский К.Д. Избранные труды. М., 1998. 222 с.
  • Яцук К.В., Фанин Т.Р., Животиков С.Ю. Военно-педагогический процесс // Молодой ученый. 2017. № 49 (183). С. 414-419. EDN: ZWLTIJ
Статья научная