Философский анализ понятий «произведение» и «творчество» в контексте музыкального произведения
Автор: Атанов Андрей Алексеевич, Зверева Ольга Юрьевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3, 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье осуществлен анализ терминов «произведение», «музыкальное произведение», «творчество»; определено их место в структуре понятийного взаимодействия в рамках философии и музыковедения. Деятельностное основание творческих процессов переведено в систему опыта с учетом индивидуальных характеристик каждого из ее субъектов: автора, исполнителя и слушателя. Понятийной базой исследования выступила немецкая классическая философия и ее отражение в современных научных концепциях. Музыковедение в статье используется в качестве теоретической формы практического выражения исторического метода применительно к феноменам музыки. Определены два базовых подхода к ключевым основаниям проводимого исследования: к теме исполнительства и к теме интерпретации художественного произведения, что позволило создать условия для применения сравнительной философско-искусствоведческой методологии. Вопрос аутентичного исполнительства рассмотрен через призму музыкального произведения в контексте музыковедения и музыкальной практики. Понятия «зритель», «наблюдатель» определены через сущностный подход в структуре «автор - исполнитель - зритель» со смещенным основанием, определяемым через понятийные структуры в рамках аналитических и синтетических построений, а также аксиологии.
Произведение искусства, музыкальное произведение, автор, гений, композитор, исполнитель, слушатель, зритель, аутентичное исполнение, интерпретация
Короткий адрес: https://sciup.org/149142221
IDR: 149142221 | DOI: 10.24158/fik.2023.3.1
Список литературы Философский анализ понятий «произведение» и «творчество» в контексте музыкального произведения
- Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: избранные работы. М.; СПб., 2001. 496 с.
- Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002. 265 с.
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 2 т. СПб., 2007. Т. 1. 623 с.
- Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 5. 414 с.
- Красноярова О.В. К вопросу о коммуникативной стратегии современного массового общества // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 188-192.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения. М., 2005. 526 с.
- Якупова О.А. О правах автора и интерпретатора музыкального произведения (спор композитора и исполнителя) // Художественное образование и наука. 2015. № 2. С. 177-183.