Формирование образовательных традиций: школы Древнего Китая

Бесплатный доступ

Цель проведенного исследования - выявить особенности становления системы образования в Древнем Китае. Научная новизна определяется тем, что в данной статье представлены материалы китайских ученых, которые ранее не были интегрированы в академический дискурс. Анализ китайских источников позволил выявить влияние культурных, социальных и политических факторов на развитие образовательных традиций. В результате исследования было установлено, что система образования не только способствовала подготовке будущих государственных деятелей и знати, но также играла важную роль в сохранении моральных и культурных ценностей общества. Работа подчеркивает значимость комплексного подхода к изучению древнекитайской образовательной практики и ее значение для формирования цивилизационных основ современного Китая.

Еще

Древний китай, образовательная система, древнекитайская образовательная практика, протошколы, шесть видов искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/148330815

IDR: 148330815   |   DOI: 10.18137/RNU.V925X.21.05.P.004

Текст научной статьи Формирование образовательных традиций: школы Древнего Китая

Предлагая результаты лонгитюдного исследования систем образования РФ и КНР, раскрывая перспективы развития Китая в области просвещения, авторы монографии «Россия – Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ» представили программы, которые ориентируют современное китайское общество на решение актуальных задач в сфере просвещения. «Чтобы реализовать в Китае цель построения общества среднего достатка к 2020 г., осуществить в общем социалистическую модернизацию к 2035 г., а к 2050 г. превратить страну в богатое, сильное, демократическое, цивилизованное социалистическое государство, ЦК КПК и Госсовет опубликовали программу “Модернизация образования в Китае к 2035 г.”» [1, с. 42]. Основной идеей Программы является достижение качественного современного образования с китайской спецификой, при этом в процессе воспитания педагогам следует учитывать традиционные конфуцианские ценности.

Отдельные пункты Программы ориентируют на совершенствование учебников, предназначенных для младшей школы. В ней подчеркивается важность обновления содержания учебных материалов с целью их соответствия современным образовательным стандартам. Новый стандарт для младшей средней школы вышел в 2022 году. По нашему мнению, 2022 год стал особенно важным в реализации намеченных Министерством образования КНР задач. В марте этого года специалисты приступили к работе по пересмотру учебников по базовым дисциплинам. В сентябре 2024 года в начальные и средние школы Китая поступили обновленные учебные материалы по «Истории», «Китайскому

6 Вестник Российского нового университета

6 Серия «Человек в современном мире», выпуск 1 за 2025 год языку» и «Этике и верховенству права». Про основные тенденции в преподавании исторической дисциплины можно узнать из статьи П.И. Рысаковой [2]. Ретроспективный анализ изменений в содержании и оформлении учебников по китайскому языку и литературе для начальной и средней школы представлен в статье С.В. Анчукова и Цзя Юньи [3].

Наряду с этим в программе «Модернизация образования в Китае к 2035 г.» содержится призыв к интеграции передовых методов обучения и новейших информационных технологий. 1 ноября 2022 года увидели свет рекомендательные национальные стандарты, гарантирующие качество цифровых учебников для начальной и средней школы1. Согласно требованиям новых стандартов, существует ограничение на продолжительность видеоролика в цифровых учебных материалах, сами материалы должны подвергаться жесткому контролю во всех издательствах, где они составляются. Контроль содержания помогает избежать распространения неподобающего контента и гарантирует, что учебные материалы соответствуют государственным стандартам икультурным ценностям.

Сегодня в КНР перед методистами стоит сложная задача создания максимально сбалансированных учебников, так как, с одной стороны, есть установка на идеологическую составляющую, с другой – современная начальная школа Китая как никогда ориентирована на преподавание традиционных ценностей. Знания по истории педагогики, существовавшей до возникновения конфуцианского учения, поможет выработать принципы для воспитания школьни- ков, созидателей современного общества, в которое образование стремится интегрироваться. Именно по этой причине китайская гуманитарная мысль уделяет столь пристальное внимание анализу самых первых учебных материалов, даты появления которых весьма трудно определить.

В любой культуре «в силу статуса бесспорности, традиционно связанного со знаниями, содержащимися в учебной литературе, именно учебник часто создает те аксиоматические основания, на базе которых происходит дальнейшая интеллектуально-творческая работа личности не только по формированию мировоззренческих оснований, но и метафизических, на которых потом, монтируются философские схемы» [4, с. 10]. Если говорить о китайской культуре, то вплоть до начала ХХ века в педагогике в паре «научное – мировоззренческое» всегда побеждала философия. Образование, ориентированное на подготовку к сдаче государственных экзаменов ( 科举 , кэцзюй ), полностью базировалось на конфуцианском Каноне. Основы данной системы были заложены в ханьскую империю (202 до н. э. – 220 н. э.), официально ее ввели в 605 году, она просуществовала до 1905 года. Эффективность этой системы определялась высоким уровнем подготовленности кандидатов, их благонадежностью ипреданностью императорскому двору.

В начале ХХ века, когда Китай проходил через ломку социально-политических структур, следовало кардинально изменить формы общественного сознания. Это нашло свое отражение в реформе образования и с неизбежностью сказалось не только на введении новых дисциплин,

Формирование образовательных традиций:

школы древнего Китая но и на создании новых учебных материалов. Произошла дифференциация учебников по отдельным дисциплинам, на смену конфуцианским «Пятиканонью» (五经, У цзин) и «Четырехкнижью» (四书, Сы шу) пришли учебники по математике, естественным наукам. Китай отказался от историко-филологической парадигмы образования, доминирующей на протяжении столетий.

В отечественном китаеведении анализ системы китайского традиционного образования впервые был представлен в небольшой по объему монографии Н.Е. Боревской [5], которая стала первичным ориентиром для всех последующих исследований в этой области. Именно Н.Е. Боревская впервые заявила о необходимости анализа влияния конфуцианской доктрины управления государством на систему образования. Все последующие работы российских ученых, раскрывающие особенности становления в Китае педагогики как научной дисциплины, апеллируют к заключениям, предложенным в ее «Очерке». С этим солидарен автор научных публикаций о социальной антропологии детства, китаист-этнограф А.А. Закурдаев. Встатье[6] он указывает, что в нашей стране Н.Е. Боревская является единственным теоретиком, занимающимся вопросами педагогической мысли в Китае.

Ее идеи получили развитие в статье исследователя из Санкт-Петербурга О.А. Бонч-Осмоловской [7]. Автор на литературных источниках рассматривает основные принципы и особенности классического образования на начальном уровне. Наибольший интерес для нас представляет классификация учебных материалов для первой ступени образования, которые создали устойчивый текстуальный корпус, это произошло в Сунскую эпоху (960–1279).

О.А. Бонч-Осмоловская выделяет три категории учебников: во-первых, классические тексты для обучения грамоте, которые она называет «букварями»; во-вторых, сборники стихов и од; в-третьих, тексты по истории и детские энциклопедии; в-четвертых, конфуцианские каноны и наставления. «До эпохи Сун обучение детей восновном основывалось на обучении грамоте, но при Суй и Тан постепенно появились различные виды учебных пособий. Кроме того, в эпоху Сун подъем городской культуры, изобретение книгопечатания и появление неоконфуцианского течения создали благоприятные условия для развития начального образования» [7, с.51].

Вопрос о начальных школах и учебных материалах, которые существовали до придания конфуцианству статуса государственной идеологии, практически не рассматривался отечественными синологами. Имеющиеся на сегодняшний день учебни-кипо общей истории зарубежной педагогики содержат весьма краткую информацию о Китае, большинство из имеющихся материалов начинаются фразами типа «Конфуций был первым профессиональным педагогом», «Конфуций первым открыл частную школу», «Образование в древнем Китае началось с конфуцианского учения». Только в статье А.А. Закурдаева есть упоминание о том, как проходило образование во времена Западного Чжоу (1046–771 гг. до н. э.). В это время «функционировала образовательная система “гуань сюэ” (“обучение чиновников”), которая фактически находилась в ведении органов власти. По иерархии властных органов в ней выделяли учебные заведения “го сюэ”, подведомственные центральным органам власти, и “сян сюэ”, находившиеся под управлением местной власти»[6, с.106].

В Китае сегодня появляется большое количество работ, посвященных зарожде-

8 Вестник Российского нового университета

8 Серия «Человек в современном мире», выпуск 1 за 2025 год нию педагогики. Одним из первых трудов стала коллективная монография «Образование в Китае: исторические наброски (древность и новое время)» [8]. Даже с учетом достижений китайских ученых есть понимание, что мы не можем точно реконструировать картину формирования самых ранних форм обучения детей в Древнем Китае. Наличие археологических находок свидетельствует о том, что в неолитическую эпоху у детей были глиняные и каменные игрушки [9, с. 77]. Игрушка, предназначенная в первую очередь для передачи информации, была и основным средством обучения. Она помогала ребенку устанавливать связи с социальной и природной составляющей окружающего мира. До появления письменности важную роль в процессе воспитания играли также мифы, предания, песни. Очевидно, что в дописьменный период институционально оформленная система образования отсутствовала.

Обобщая обширные археологические данные, многие из которых появились только в начале XXI века, китайские ученые пишут о том, что древние историкокультурные очаги демонстрировали общие теоретические положения развития. Как и в других цивилизациях, окончание господства общинно-родового строя сказалось на появлении и формировании педагогической мысли. Формирование аграрной культуры (уже в первой письменности цзя-гувэнь1 есть иероглифы 麦 май «пшеница», 稻 дао «рис», 黍 шу «просо», 稷 цзи «просо») [8, с. 10], отделение физического труда от умственного, появление авторитарных государственных структур, высвобождение людей (жрецов, старейшин), способных передавать знания молодежи, определили появление первых учебных заведений и профессии учителя. Иероглифы 教 цзяо «учить», 学 сюэ «учиться», «изучать», которые используются в текстах на цзягувэнь, могут служить доказательством существования первых учебных заведений вдревности[8, с.11].

В эпоху Шан (17–11 вв. до н. э.) в процессе формирования организационных форм обучения «протошколы» соответствовали политическим требованиям общества, что исключало возможность получения образования детьми крестьян и представителей малоимущих слоев населения. Вероятность получить образование зависела прежде всего от социального статуса, принадлежности к определенному классу, финансовых условий. Государственные школы ( 国学 го сюэ ) учреждали в столицах или центральных городах, принадлежащих удельным князьям, они делились на школы для детей младшего возраста ( 小学 сяо сюэ ) и старшего возраста ( 大学 да сюэ ). Школы для детей чжоуских правителей называли 辟雍 пи’юн . Первоначально это были большие по размеру территории, предназначенные для проведения совместных занятий и развлечений наследников престола и детей знати. Здесь были расположены пять павильонов, центральный также носил название пи’юн . Сын императора получал знания отом, как правильно себя вести во время проведения церемоний, жертвоприношений, светских мероприятий, что способствовало формированию у них необходимых навыков и моральных ценностей для выполнения своих обязанностей как будущих правителей и защитников традиционного порядка.

Формирование образовательных традиций:

школы древнего Китая

Учебные заведения для сыновей удельных князей ( 頖宫 пань гун ), создаваемые в столичных городах, не только выполняли функцию учебных заведений, но и становились центрами формирования политической элиты, где юноши развивали свои способности и готовились к будущей государственной службе[8, с.14].

Если говорить о первом этапе формирования образовательной традиции, когда древнекитайскую «протошколу» заменила институциализированная система, то следует остановиться на вопросе о шести видах искусства лю и ( 六藝 ). Всем известные шесть искусств (правила этикета, искусство играть на музыкальных инструментах, мастерство стрельбы из лука, умение управлять колесницей, искусство писать иероглифы и умение вести арифметические подсчеты), которые, как правило, связывают с именем Конфуция, появились задолго до формирования конфуцианской доктрины[10, с.398].

Многие китайские исследователи, раскрывая понятие лю и, приводят цитату распорядителя по делам культа и просвещения из раздела «Земные чиновники» канона «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»): 而養國子以道。乃教之六藝: 一曰五禮,二曰六樂,三曰五射, 四曰五駕馭,五曰六書,六曰九數。– И вос пи ты вай те на след ни ков им пера тора со глас но [основ ным прин ци пам] дао-пу ти. Что зна чит, учи те их ше сти ви дам ис кус-ства: пер вое – зна ние пя ти обря дов (сва деб-ный, жер тво при но ше ние, при ем го стей, воен ный, траур ный); второе – зна ние ше сти мело дий древ ней музы ки; тре тье – зна ние пя ти ви дов стрель бы из лу ка; чет вер тое – зна ние пя ти спо со бов управле ния колес ни-цей; пя тое – зна ние ше сти ка тегорий ие-рогли фов; ше стое – зна ние «Ма тема ти ки в де вя ти кни гах» [10, с. 399]. С течением времени шесть видов искусства упрости- ли до обязательных к обучению дисциплин: 礼 ли «этикет», 乐 юэ «музыка», 射 шэ «стрельба из лука», 御 юй «управление колесницей», 书 шу «каллиграфия», 数 шу «счет». Среди них изучение 礼 ли (возможный перевод этой категории на русский язык «этикет», «правила благопристойности», «обряд») было главным, следование ли подразумевало понимание норм поведения и этикета, что было ключевым для поддержания социальной гармонии и порядка. Усвоение правил ли помогало развивать моральные качества, которые были необходимы будущему правителю страны. Кроме того, упрощение и стандартизация шести видов искусства отразило прагматичный подход к образованию молодежи, обеспечивая физическую подготовку и формирование практических навыков (стрельба из лука, управление колесницей, письмо, счет) необходимых для выполнения государственных обязанностей. Следует отметить, что программа конфуцианского обучения, унаследовавшая из древности шесть видов искусства, просуществовала до ХХ века. Китайский интеллектуал во все последующие времена стремился к владению базовыми навыками, прописанными вчжоускую эпоху.

Дети крестьян получали образование в сельских школах ( 乡学 сян сюэ ), работа которых была сезонной по объективным причинам, связанным с жизненным укладом древних аграриев. Преподавали им чиновники, вышедшие на пенсию.

Анализируя первые этапы распространения образования среди различных социальных кругов населения в древнем Китае, мы использовали комплексный подход, что позволило совместить теоретические основы педагогической науки и философские и исторические труды древнекитайских мыслителей. Количество письменных памятников начала «конфуцианского пе-

Вестник Российского нового университета

Серия «Человек в современном мире», выпуск 1 за 2025 год риода» в истории формирования школы, посвященных начальному образованию, значительно больше, чем трактатов, написанных до появления Конфуция. Условия обучения в древние времена, образовательная программа, школьные предметы, первые профессиональные педагоги – всё это становится объектом внимания современных китайских ученых только в конце ХХвека.

Ранее центром их внимания было конфуцианское образование и работы мыслителей, раскрывающие идеи Конфуция о процессе обучения и взаимодействии учителя и ученика. В ханьскую эпоху (202 до н. э. – 220 н. э.), несмотря на разно- образие подходов к этим вопросам, основные принципы последователей Конфуция были схожи, и они отличались от первого этапа формирования образовательных заведений. Главное отличие состояло в том, что в ханьский период наблюдается постепенная институционализация школы и легитимация профессионального статуса педагогов. В отличие от самых ранних периодов, когда обучение основывалось на устной традиции и индивидуальном наставничестве, новая система образования начала формализироваться с применением стандартизированных учебных программ иучебных материалов.

Список литературы Формирование образовательных традиций: школы Древнего Китая

  • Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в.: Сравнительный анализ / Отв. ред. В.П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019. 662 с. 978-5-02-0402409. ISBN: 978-5-02-040240-9 EDN: LZHZCJ
  • Рысакова П.И. "Рассказать историю Китая": новации в школьном преподавании истории в КНР в 2010-2020-х гг. // Ориенталистика. 2022. Т. 5. № 4. С. 751-773. DOI: 10.31696/2618-7043-2022-5-4-751-773 EDN: ETHNOT
  • Анчуков С.В., Цзя Юньи. История видоизменения содержания и оформления учебников по языку и литературе в Китае // Научное мнение. 2024. № 4. С. 74-81. DOI: 10.25807/22224378_2024_4_74 EDN: MPHUMR
  • Учебник как модель мира и общества: Коллективная монография / Под ред. Т.В. Артемьевой, М.И. Микешина. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Политехника Сервис, 2021. 446 с.
  • Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае / Отв. ред. А.Е. Лукьянов. М.: Институт Дальнего Востока, 2002. 145 с. ISBN: 5-8381-0048-6
  • Закурдаев А.А. Школа и школьник в китайской концепции образования: традиции и современность // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 104-118. EDN: PFZSIN
  • Бонч-Осмоловская О.А. Конфуцианское детство: источники по традиционному начальному образованию в Китае // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2023. № 6. С. 41-52. DOI: 10.55086/sp2364152 EDN: VKMPVT
  • 中国教育史稿 (古代、近代部分). 杨少松, 周毅成.教育科学出版社 1989. - 225页 [Образование в Китае: исторические наброски (древность и новое время) / Под ред. Ян Шаосун, Чжоу Ичэн, 1989].
  • 刘咏聪.中国古代的育儿. 商务印书馆国际有限公司, 1997. - 201页 [Лю Юнцун. Воспитание детей в Древнем Китае. 1997. 201 p.].
  • Liu Mingyue, An Gyeongsik. Six Arts as Ancient Curriculum of China // Science Innovation. 2017. Vol. 5. No. 6. Pp. 398-402. DOI: 10.11648/j.si.20170506.22
Еще
Статья научная