Формирование потерь населения агропромышленного региона от травм и несчастных случаев

Бесплатный доступ

Главная задача государства - обеспечение безопасности граждан, в том числе продовольственной. Рост сельско-хозяйственного производства напрямую связан с сохранением и укреплением здоровья сельского населения. Особую роль в формировании здоровья жителей села играют потери населения от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин. Исследование проводилось на базе агропромышленного региона Западной Сибири сплошным методом с использованием персонифицированных данных смерти от травм и несчастных случаев. За изученный период времени наблюдается динамика роста смертности населения, независимо от пола и места жительства. Уровень смертности сельских жителей выше, чем городских, при более выраженных темпах прироста. Существуют различия в формировании смертности населения от травм и несчастных случаев по полу, возрасту и месту жительства.

Еще

Агропромышленный регион, смертность, травмы, несчастные случаи

Короткий адрес: https://sciup.org/14919806

IDR: 14919806

Текст научной статьи Формирование потерь населения агропромышленного региона от травм и несчастных случаев

Главная задача государства – обеспечение безопасности граждан, в том числе продовольственной. Рост сельскохозяйственного производства напрямую связан с сохранением и укреплением трудовых ресурсов села. Важную роль в формировании здоровья жителей села играют потери населения от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин [1, 5]. Изучению названного явления в условиях регионов, в структуре экономики которых важную часть занимает аграрное производство, должно быть уделено особое внимание [4]. За последние годы проведен ряд научных исследований, посвященных изучению потерь населения от дорожно-транспортного травматизма и умышленных травм [2, 3].

Цель работы: на основании комплексного изучения потерь здоровья населения агропромышленного региона провести анализ и выявить особенности формирования смертности населения от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин.

Материал и методы

Исследование проводилось в соответствии с планом НИР ГУ НИИ КПГ и ПЗ и по заданию СО РАМН “Научное обоснование реформирования сельского здравоохранения в Сибирском федеральном округе” на базе медицинских организаций Алтайского края, Алтайского краевого медицинского информационно-аналитического центра. Регион является уникальным полигоном для изучения здоровья сельского населения и сельского здравоохра- нения. Край занимает территорию в 268 тыс. км2. Административно-территориальное деление включает в себя 12 городов и 59 сельских районов. Протяженность автомобильных дорог – 15,5 тыс. км, железных дорог – 1803 км. Удельный вес сельского населения составляет 46%. Плотность расселения в сельской местности – 4,9 чел./км2. Алтайский край входит в число крупнейших производителей продовольствия в России.

Объектом исследования явился процесс формирования потерь населения Алтайского края в результате смертности. Единица наблюдения – случай смерти по причине травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин. Исследование проводилось сплошным методом за период 2000–2010 гг.

Предметом анализа служили показатели смертности в сравнительном аспекте среди городского и сельского населения, среди мужчин и женщин, лиц различных возрастов. Анализ рассматриваемого явления проводился в трех возрастных группах: взрослые (18 лет и старше); подростки (15–17 лет); дети (0–14 лет). Классификация случаев смерти от травм и отравлений осуществлялась в соответствии с МКБ-10.

Статистическая обработка полученных данных выполнялась с помощью пакета программ STATISTICA 6.0. Рассчитывали интенсивные и экстенсивные показатели. Определяли средние значения (M) и ошибку среднего (±m). При сравнении показателей статистическую значимость различий оценивали с использованием t-критерия Стьюдента. Оценку динамики показателей по годам производили на основе расчета темпа прироста. С целью выявления характерных черт формирования потерь населения региона от травм и несчастных случаев в рассматриваемый период времени определяли среднегодовой уровень явления и рассчитывали среднегодовой темп прироста (тренд). Установленные различия сравниваемых показателей считали статистически значимыми при уровне p<0,05.

Результаты

В ходе проведенного исследования показателей смертности среди сельского и городского населения выявлены особенности формирования потерь от травм и несчастных случаев по основным возрастным группам, а также в зависимости от пола.

Так, среди взрослого населения, проживающего в городской местности, среднегодовой уровень смертности составил 218,6±4,4 случаев на 100 тыс. соответствующего населения (среднегодовой темп прироста – +5,5%). Наибольшие темпы прироста смертности регистрировались по причине травм конечностей и головы. По уровню отморожений наметилась динамика снижения. Ведущее место в структуре рассматриваемой смертности занимали травмы головы (40,1±1,90/0000), травмы грудной клетки (11,8±1,00/0000), последствия проникновения инородных тел (6,9±0,80/0000).

При делении населения по гендерному признаку установлено, что уровень смертности мужчин в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах, за изученный период времени соответствовал 391,8±9,10/0000 (тренд

+6,9%). Ведущее место в структуре смертности взрослых мужчин по причине травм и несчастных случаев также занимали травмы головы, грудной клетки и последствия попадания инородных тел. Наибольшие среднегодовые темпы прироста наблюдались по причине термических и химических ожогов, травм конечностей, травм шеи. В этой когорте отмечено снижение частоты случаев отморожения.

Среди женщин соответствующего возраста, проживающих в городской местности, уровень смертности составил 92,7±3,90/0000 (тренд +5,4%). Отмечен наибольший уровень смертности от травм головы и грудной клетки, термических и химических ожогов, травм брюшной области, последствий попадания инородных тел. Наиболее выраженные темпы прироста показателей смертности регистрировались в группе термических и химических ожогов, последствий попадания инородных тел. Такая причина смертности, как травмы нижних конечностей имела динамику снижения.

Вышеприведенные данные свидетельствовали о том, что уровень смертности по причине травм и несчастных случаев взрослых мужчин, проживающих в городской местности, в 4,2 раза выше, чем женщин. Рассматриваемое явление имело динамику роста, независимо от пола. Ведущими причинами смертности являлись травмы головы, грудной клетки, последствия попадания инородных тел, на долю которых приходилось в среднем 26,9±1,0% всех случаев смерти (мужчины – 27,1±1,2%; женщины – 25,2±2,0%).

Среди взрослого населения, проживающего в сельской местности, среднегодовой уровень смертности составил 265,8±5,40/0000 (тренд +8,5%). Ведущее место в структуре смертности данного контингента населения по причине травм и несчастных случаев занимали травмы головы (39,5±2,10/0000), последствия попадания инородных тел (15,3±1,30/0000), травмы грудной клетки (14,8±1,30/0000). Наибольшие темпы прироста показателей регистрировались по причине травм конечностей. Такие причины смертности населения, как последствия попадания инородных тел, травмы брюшной области имели тенденцию к снижению.

Уровень смертности мужчин сельской популяции в возрасте 18 лет и старше за изученный период времени соответствовал 449,6±10,40/0000 (среднегодовой темп прироста – +7,9%). Ведущее место в структуре смертности взрослых мужчин по причине травм и несчастных случаев занимали травмы головы, последствия попадания инородных тел, травмы грудной клетки. Негативные тенденции роста изучаемого явления наблюдались по всем показателям причин смертности. Но наибольший прирост имели такие причины смерти, как травмы шеи, термические и химические ожоги, травмы конечностей.

В свою очередь, уровень смертности женщин в возрасте 18 лет и старше, проживающих в сельской местности, составил 109,8±4,70/0000 (тренд +7,7%). В структуре смертности женщин по причине травм и несчастных случаев ведущее место занимали травмы головы, грудной клетки, последствия попадания инородных тел, травмы брюшной области. Наиболее выраженные темпы прироста явления регистрировались по причине термических и химических ожогов и травм грудной клетки. Такая причина смертности, как последствия попадания инородных тел, имела динамику снижения.

На основании вышесказанного следует, что уровень смертности мужчин, проживающих в сельской местности, по причине травм и несчастных случаев в возрасте 18 лет и старше в 4,1 раза превышал соответствующий уровень смертности женщин. Рассматриваемое явление имело динамику роста как среди мужчин, так и среди женщин. Ведущими причинами смертности были травмы головы, грудной клетки, последствия попадания инородных тел, на долю которых приходилось в среднем 26,2±0,9% всех случаев смерти (мужчины – 26,6±1,1%; женщины – 24,4±1,9%).

Сравнительный анализ показателей смертности населения по причине травм и несчастных случаев свидетельствовал о том, что в группе взрослого населения Алтайского края за период 2000–2010 гг. отмечалась динамика роста, независимо от места проживания. Среднегодовой уровень смертности статистически значимо преобладал среди сельского населения (t=6,7761; p<0,001) и имел более выраженные темпы прироста в сравнении с городскими жителями. Аналогичные процессы установлены при анализе рассматриваемого явления по годам.

Ведущими причинами смертности от травм и несчастных случаев в анализируемый период времени стали травмы головы, травмы грудной клетки, последствия попадания инородных тел. На их долю приходилось более 26% всех случаев смерти, независимо от места жительства. Отмечается максимальный прирост такой причины смерти, как термические и химические ожоги как среди жителей города, так и села. Среди взрослых, проживающих в сельской местности, статистически более значимой оказалась такая причина смерти, как последствия попадания инородных тел (t=5,5030; p<0,001).

Анализ смертности по причине травм и несчастных случаев среди подростков обоего пола за период 2000– 2010 гг. показал, что среди лиц, проживающих в городской местности, среднегодовой уровень смертности составил 42,1±8,00/0000 (тренд +12,9%). Ведущее место в структуре данного явления занимали травмы головы, грудной клетки, последствия попадания инородных тел. При этом обращал внимание прирост уровня смертности по причине травм головы.

Уровень смертности по причине травм и несчастных случаев среди городских подростков мужского пола за изученный период времени соответствовал 57,7±12,90/ 0000 (тренд +12,6%). Ведущее место в структуре смертности этой когорты занимали травмы головы, травмы грудной клетки, последствия попадания инородных тел. Среднегодовой темп прироста травм головы составил +2,7%.

Среди подростков женского пола, проживающих в городской местности, уровень смертности по причине травм и несчастных случаев составил 25,7±9,10/0000 при среднегодовом темпе прироста +2,5%. В структуре смертности подростков ведущее место занимали травмы головы, последствия попадания инородных тел, травмы грудной клетки. Наиболее выраженные темпы прироста зарегистрированы по причине травм головы.

Полученные нами данные указывают на то, что уровень смертности по причине травм и несчастных случаев городских юношей в 2,2 раза выше, чем девушек. Рассматриваемое явление имеет динамику роста, независимо от пола, но при более выраженных темпах прироста среди лиц мужского пола. Ведущими причинами смертности являются травмы головы, грудной клетки, последствия попадания инородных тел, на долю которых приходится в среднем 42,9±18,7%.

Среди всех подростков, проживающих в сельской местности, среднегодовой уровень смертности составил 74,2±11,30/0000 при среднегодовом темпе прироста +8,8%. Ведущее место в структуре смертности данного контингента населения по причине травм и несчастных случаев занимали травмы головы, последствия попадания инородных тел, травмы грудной клетки. Такая причина смерти, как травмы головы, имела наибольший темп прироста (тренд +4,2%).

Уровень смертности юношей сельской популяции за изученный период времени соответствовал 97,6±17,80/ 0000 (тренд +4,7%). В мужской когорте отмечена та же закономерность, что и во всей сельской популяции подростков.

Среди девушек, проживающих в сельской местности, уровень смертности был в 2 раза ниже, чем среди юношей, составив 48,5±13,40/0000 (тренд +5,3%). Структура и приоритеты женской смертности по причине травм и несчастных случаев повторяли таковую у мальчиков – травмы головы, последствия попадания инородных тел, травмы грудной клетки.

На основании результатов настоящего исследования можно заключить, что уровень смертности по причине травм и несчастных случаев среди подростков, проживающих в сельской местности, статистически значимо выше, чем среди городских подростков (t=2,3185; p<0,05). Темпы прироста смертности за анализируемый период времени оказались более выражены в условиях города, и обусловлено это более высокими показателями среди юношей. В сельской местности более значимые темпы прироста выявлены среди девушек. Ведущими причинами рассматриваемых причин смертности являются травмы головы, травмы грудной клетки, последствия попадания инородных тел, на долю которых приходилось 28– 37% всех случаев смерти. Причем, независимо от места жительства, отмечался максимальный прирост случаев травм головы.

Анализ смертности по причине травм и несчастных случаев детей за период 2000–2010 гг. установил, что в городской популяции среднегодовой уровень данного явления составил 16,1±2,90/0000 (тренд +0,7%): мальчики – 21,2±4,40/0000; девочки – 13,4±3,60/0000. Среднегодовой темп прироста оказался выше среди девочек. Ведущее место в структуре смертности занимали травмы головы, последствия попадания инородных тел, термические и химические ожоги, на долю которых приходилось 28,0±9,0%.

Среднегодовой уровень смертности детей, проживающих в сельской местности, составил 31,7±4,00/0000, а среднегодовой темп его прироста равнялся +0,14%. Ведущее место в структуре смертности сельских детей по причине травм и несчастных случаев занимают последствия попадания инородных тел, травмы головы, термические и химические ожоги. Удельный вес названных причин составил 38,8±7,0%. Анализ по гендерным признакам показал, что уровень смертности мальчиков за изученный период времени соответствовал 35,6±5,60/ 0000 (тренд +0,43%), а девочек – 20,4±4,40/0000 (тренд –0,16%). Структура смертности мальчиков и девочек была аналогична общей структуре смертности детей, проживающих в сельской местности.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что уровень смертности детей, проживающих в сельской местности, по причине травм и несчастных случаев в 1,5 раза выше, чем городских детей (t=3,2325; p<0,001). Установленные особенности обусловлены более высокими показателями смертности мальчиков. Темпы прироста рассматриваемого явления как в городе, так и в сельской местности, не существенны. Ведущие причины смертности – последствия попадания инородных тел, травмы головы, термические и химические ожоги, на долю которых приходилось 44–52% всех случаев смерти.

Заключение

Результаты проведенного научного исследования указывают на динамику роста потерь населения агропромышленного региона от травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин как в условиях города, так и села. Уровень смертности населения сельской местности от рассматриваемых причин во всех половых и возрастных группах оказался статистически значимо выше, чем среди городского населения, с более выраженными темпами прироста этого показателя.

Ведущими причинами смертности от травм и несчастных случаев во всех возрастно-половых группах, независимо от места проживания, являются травмы головы, травмы грудной клетки, последствия попадания инородных тел, термические и химические ожоги. С увеличением возраста удельный вес названных причин снижается.

Среди подростков самой распространенной причиной смерти остается травма головы. Среди взрослого на- селения отмечается наибольший прирост показателей смертности по причине термических и химических ожогов. Данные процессы характерны как для мужчин, так и для женщин.

Научные данные указывают на негативные процессы формирования смертности населения региона от травм и несчастных случаев, в особенности в сельской местности. Некоторое улучшение социально-экономической ситуации в регионе способствовало снижению темпов прироста изучаемого явления, в первую очередь, в условиях города. При этом прирост потерь сельского населения от травм и несчастных случаев за последние годы только увеличивается.

Список литературы Формирование потерь населения агропромышленного региона от травм и несчастных случаев

  • Войцехович Б.А., Pедько А.Н. Тенденции показателей смеpтности населения Кpаснодаpского кpая//Здравоохранение Российской Федерации. -2003. -№ 1. -С. 23-25.
  • Гриб М.Н., Камаев И.А., Востокова Н.В. Современные проблемы дорожнотранспортного травматизма в Российской Федерации//Обществ. здоровье и здравоохр. -2007. -№ 2. -С. 41-44.
  • Кешишян Р.А. Детский дорожнотранспортный травматизм (проблемы и пути решения)//Вопр. соврем. педиатрии. -2009. -№ 4. -С. 18-22.
  • Мустафин Р.М., Шарафутдинова Н.Х., Матвеева М.В. и др. Тенденции смертности от травматизма среди сельского населения Республики Башкортостан за 10летний период//Здравоохранение Российской Федерации. -2005. -№ 1. -С. 19-22.
  • Щепин О.П., Купеева И.А., Щепин В.О. и др. Современные региональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.: Медицина; Шико, 2007. -360с.
Статья научная