Фракционирование антигенов листерий и определение их аллергенных свойств
Автор: Асхатова Н.А., Алимов А.М., Касанова Н.Р., Харисова Ч.А.
Статья в выпуске: 3 т.243, 2020 года.
Бесплатный доступ
Путем фракционирования биомассы листерий кислотами, щелочами и детергентами были получены фракции полипептидов и изучены их аллергенные свойства. Полученные препараты испытали на морских свинках и кроликах. Животных перед постановкой внутрикожной пробы предварительно сенсибилизировали вакцинацией вакцинным штаммом «АУФ» или заражением сублетальной дозой вирулентного штамма возбудителя листериоза. Из 9 испытуемых препаратов наиболее активным оказался аллерген, полученный по методу № 4. Установлено, что вакцинация и заражение морских свинок и кроликов сублетальной дозой вирулентного штамма листерий сопровождается выработкой реакции гиперчувствительности замедленного типа, выявляемой внутрикожной аллергической пробой со специфическим листериозным аллергеном. Аллергенная активность препаратов варьирует в зависимости от способа их фракционирования.
Аллерген, аллергическая диагностика, листериоз, листерии
Короткий адрес: https://sciup.org/142226041
IDR: 142226041 | DOI: 10.31588/2413-4201-1883-243-3-9-12
Текст научной статьи Фракционирование антигенов листерий и определение их аллергенных свойств
Листериоз – зоонозная инфекционная болезнь, вызываемая бактерией Listeria monocytogenes и характеризующаяся поражением нервной системы, септическими явлениями, абортами и маститами [2, 3, 4]. Листериоз поражает многие виды домашних, диких животных и представляет большую угрозу здоровью людей [5, 8]. Многообразие клинических проявлений листериоза, включая бессимптомное течение и листерионосительство, часто вызывают определенные трудности в его диагностике [9, 10].
Для ретроспективной диагностики листериоза и листерионосительства может быть использован аллергический метод [6]. О возможности диагностики листериоза по кожной аллергической пробе сообщали отдельные исследователи [1, 7, 11]. Однако, отсутствие специфического аллергена и недостаточная разработанность аллергической диагностики сдерживают его использование в медицинской и ветеринарной практике.
С учетом выше изложенного, целью исследований явилось фракционирование антигенов листерий и определение их аллергенных свойств.
Материал и методы исследований. Биомассу листерий штамма «AУФ» Listeria monocytogenes получали на основе агара Хоттингера с добавлением 0,4 % раствора глюкозы. Двухсуточную культуру бактерий с поверхности агаровой питательной среды смывали физиологическим раствором хлористого натрия и дважды отмывали от остатков питательной среды путем центрифугирования при 5000 g в течение 20 минут.
Для экстракции антигенов листерий использовали 0,2 н раствор серной кислоты и термическую обработку при температуре 121 ºС в течении 30 минут. Кроме того, проводили экстрагирование уксусной кислотой и раствором едкого натрия. Затем антигенные фракции осаждали поэтапно в различных изоэлектрических точках (рН 1,3; рН 4,0, рН 7,1), а также после предварительной нейтрализации осаждением уксусной и трихлоруксусной кислотами. Осадки от надосадочной жидкости отделяли центрифугированием при 5000 g в течение 20 минут.
Выделенные фракции лиофилизировали и в последующем оценивали их активность в качестве аллергена при постановке внутрикожной пробы на сенсибилизированных животных. Кроме того, антиген листерий получали экстракцией детер-гентомдодецил-сульфатом натрия (ДДС-Na) из ацетонового порошка биомассы листерий с последующим осаждением этиловым спиртом и отделением осадка центрифугированием при 10000 g в течении 10 минут и очисткой с последующим диализом против дистиллированной воды. Перед использованием полученные препараты растворяли в физиологическом растворе хлористого натрия, содержащего тритон Х-100 для предотвращения адгезии аллергена на поверхности материала (флаконов и шприцов). Полученные препараты стандартизировали по содержанию белка по 200 мкг в 1 мл. Разведенные препараты стерилизовали автоклавированием при 1 атм. в течение 30 минут.
Корпускулярный аллерген готовили из суспензии листерий в концентрации 2 млрд. микробных клеток в 1 мл физиологического раствора хлористого натрия путем автоклавирования при 1 атмосфере в течение 30 минут. При изучении аллергенной активности полученных препаратов их вводили внутрикожно в объеме 0,1 мл с соблюдением правил асептики и антисептики интактным и сенсибилизированным морским свинкам. Для сенсибилизации морских свинок заражали сублетальной дозой вирулентного штамма листерий или вакцинировали штаммом «АУФ». Результаты аллергической пробы оценивали через 3, 6, 12, 24 и 48 часов. При этом учитывали появление местной воспалительной реакции в виде гиперемии, отека и утолщения кожной складки. Диаметр местной воспалительной реакции и толщину кожной складки измеряли кутиметром до введения аллергена и через разные промежутки после него.
Результаты исследований. После внутрикожной инъекции животным изучаемых препаратов появилась припухлость в виде «лимонной корочки» размером 1-1,5 мм, которая исчезала через 2-3 часа. По истечении 16-18 часов у животных, сенсибилизированных вакцинацией и инъекцией сублетальной дозы вирулентного штамма, появлялась болезненная припухлость и покраснение. Следовательно, после сенсибилизации организма животных листериями развивалась аллергическая реакция по типу гиперчувствительности замедленного типа, которая характерна для инфекционных болезней. После инъекции аллергена местная реакция достигала максимума через 36-48 часов, затем постепенно исчезала, в основном через 72 часа. При положительной реакции диаметр местной воспалительной реакции составил 15-20 мм, толщина кожной складки увеличивалась в 2,5-2,8 и более раз. У интактных животных на месте введения аллергенов воспалительный процесс не проявлялся.
У сенсибилизированных морских свинок положительная местная кожная реакция была после внутрикожной инъекции всех испытуемых препаратов. На месте введения корпускулярного аллергена к 72 часам развивался некротический процесс. Поэтому в качестве диагностического препарата корпускулярный аллерген не может быть использован.
В дальнейших опытах сравнительное изучение отобранных наиболее активных четырех препаратов проводили на кроликах породы «Белый великан», сенсибилизированных заражением сублетальной дозой вирулентного штамма Т-71. Суспензию агаровой культуры вводили внутримышечно в дозе 100 млн. микробных клеток в 1 мл. Через 2 месяца после заражения на них ставили аллергическую внутрикожную пробу. Испытуемые аллергены вводили в области спины на тщательно выстриженном участке.
Результаты аллергических внутрикожных проб на кроликах приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Аллергенная активность препаратов (n=3)
№ |
Наименование препарата |
Толщина кожной складки (мм) |
|||
в норме |
24 ч. |
48 ч. |
72 ч. |
||
1 |
Фракция А 1 |
1,0±0,1 |
1,9±0,2 |
2,1±0,2 |
1,3±0,2 |
2 |
Фракция А 3 |
1,2±0,2 |
1,8±0,1 |
1,9±0,2 |
1,3±0,2 |
3 |
Аллерген № 3 |
1,1±0,2 |
2,0±0,2 |
2,1±0,2 |
1,3±0,2 |
4 |
Аллерген № 4 |
1,2±0,2 |
2,4±0,2 |
2,6±0,2 |
1,5±0,2 |
На месте введения аллергена к 24 часам проявляласьвоспалительная реакция (гиперемия, покраснение, отек, припухлость), диаметр которой у препаратов 1, 2 и 3 составил 10-12 мм, и у 4 препарата – 15-18 мм. Толщина кожной складки увеличилась от 1,8 до 2,2 раза. Местная воспа- лительная реакция достигала максимума к 48 часам и почти полностью угасала через 72 часа. Из полученных данных видно, что наиболее выраженной аллергенной активностью обладает аллерген № 4. Данный препарат при многократных введениях интактным морским свинкам и кроликам не вызывал сенсибилизацию организма и выработку специфических антител к листериям. При внутрикожном введении этого препарата сенсибилизированным листериями морским свинкам и кроликам, аллергическая проба была положительной. Учитывая простоту изготовления, хорошую растворимость аллергена № 4 считаем наиболее целесообразным применение его на практике по сравнению с другими полученными препаратами. Следует отметить высокую специфичность данного аллергена, что подтверждалось отсутствием положительной реакции при постановке внутрикожной пробы у инфицированных сальмонеллами кроликов.
Заключение. Вакцинация и инфицирование животных вирулентным штаммом возбудителя листериоза вызывают развитие гиперчувствительности замедленного типа, которая выявляется внутрикожной аллергической пробой.
Фракции полипептидов, полученные путем экстракции биомассы листерий кислотами и щелочами, обладают аллергенными свойствами. Аллергенная активность их варьирует в зависимости от способа получения. Наиболее реактогенным является корпускулярный аллерген, который вызывает на месте инъекции некроз кожи. На основании сравнительного изучения 9 препаратов был отобран аллерген, который проявляет наиболее выраженную аллергенную активность и не вызывает при повторных инъекциях сенсибилизацию организма животных и выработку специфических антител. Данный аллерген является высоко специфичным и позволяет эффективно выявлять животных, сенсибилизированных листериями спустя 2 месяца (срок исследования). Таким образом, инфицирование животных листериями сопровождается аллергической перестройкой организма по типу реакции гиперчувствительности замедленного типа. Полученный листериозный аллерген является высоко специфичным и обеспечивает выявление животных, контаминированных возбудителем листериоза.
Резюме
Путем фракционирования биомассы листерий кислотами, щелочами и детергентами были получены фракции полипептидов и изучены их аллергенные свойства. Полученные препараты испытали на морских свинках и кроликах. Животных перед постановкой внутрикожной пробы предварительно сенсибилизировали вакцинацией вакцинным штаммом «АУФ» или заражением сублетальной дозой вирулентного штамма возбудителя листериоза. Из 9 испытуемых препаратов наиболее активным оказался аллерген, полученный по методу № 4. Установлено, что вакцинация и заражение морских свинок и кроликов сублетальной дозой вирулентного штамма листерий сопровождается выработкой реакции гиперчувствительности замедленного типа, выявляемой внутрикожной аллергической пробой со специфическим листериозным аллергеном. Аллергенная активность препаратов варьирует в зависимости от способа их фракционирования.
Список литературы Фракционирование антигенов листерий и определение их аллергенных свойств
- Алимов, А.М. Значение аллергии в ретроспективной диагностике листериоза / А.М. Алимов / Материалы Республиканской науч. практ. конф. "Достижения Казанской ветеринарной школы - в практику животноводства. Тезисы докладов. - Казань. - 1991. - С. 17.
- Бакулов, И.А. Листериоз сельскохозяйственных животных / И.А. Бакулов. - М.: Изд. Колос, 1967 - 296 с.
- Бакулов, И.А. Листерии и листериоз / И.А. Бакулов, Д.А. Васильев, Д.В. Колбасов [и др.] // Монография. - Ульяновск: Изд. "Колор-Принт", 2016. - 336 с.
- Бакулов, И.А. Листериоз как пищевая инфекция / И.А. Бакулов, Д.А. Васильев - Ульяновск: Изд. УСХИ, 1991. -78 с.
- Бакулов, И.А. Эпидемиологические и эпизоотологические аспекты листериоза / И.А. Бакулов, В.М. Котляров, Т.И. Шестиперова // ЖМЭИ. -1994. - № 5. - С. 100-105.
- Егорова, А.П. Диагностическое значение внутрикожной аллергической пробы при листериозе /А.П. Егорова, М.Я. Мартынов, А.Н. Малышев// ЖМЭИ. - 1970. - № 2. - С. 62-67.
- Егишатян, Т.И. Технология производства иммунобиологических препаратов для диагностики листериоза и индикации его возбудителя/ Е.И. Егишатян // Дис. к.б.н. - Ставрополь. - 2002. - 160 с.
- Мусабаева, И.Н. Современные аспекты листериоза в Республике Казахстан / И.Н. Мусабаева // Медицинский журнал западного Казахстана. - 2012. - № 4 (36) - С. 6-11.
- Олещенко, Е.П. Листерии, как возбудители пищевых инфекций / Е.П. Олещенко, Е.В. Алфёрова // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - № 3-4 (4950) - 2012. - С. 211-212.
- Тартаковский, И.С. Листерии: роль в инфекционной патологии человека и лабораторная диагностика / И.С. Тартаковский, В.В. Малеев, С.А. Ермолаева -М.; Изд. Медицина для всех. - 2002. - 162 с.
- Reichertz, P. Untersuchungen zur Frage der Beziehungenzwieschen bai verdach stallenauf Listeriose / P. Reichertz, H.P.R. Seeliger // Z.kein.Med. - 1962. - Bd. 157. -P. 331-349.