Функции эпитетов в хакасской и алтайской поэзии
Автор: Таскаракова Н.Н.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 12-2 (39), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема функций эпитетов в хакасской и алтайской поэзии. Анализируется лирика А. Адарова, Ш. Шатинова, П. Самыка, И. Кочеева, Б. Укачина и др. (Горный Алтай), М. Аршанова, Н. Доможакова, И. Котюшева и др. (Хакасия). Особое внимание уделяется такому тропу, как эпитет. Анализируемый материал показывает, что эпитеты помогают ярче изобразить образ природы. Поэтические произведения алтайских и хакасских поэтов воспитывают бережное и уважительное отношение к природе, к труду сельского жителя.
Поэзия, художественно-изобразительные средства, творчество писателя, образная система, эпитет
Короткий адрес: https://sciup.org/170185814
IDR: 170185814 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11917
Текст научной статьи Функции эпитетов в хакасской и алтайской поэзии
Богато поэтическим творчеством саяноалтайское нагорье. Оно, словно природа Алтая и Хакасии, наполнено щедрыми «художественными красками». Нашему вниманию подвергаются «творения» национальных поэтов. Думается, что особый колорит поэтического языка создается с помощью художественно-изобрази тельных средств. К сожаленью, до сих пор нет достаточной литературы по данной проблеме. Сибирские ученые-литературоведы лишь частично затрагивают функции изобразительных средств в своих научных трудах. Этим и объясняется актуальность нашего исследования. Цель нашего исследования – определение места, роли, функции эпитетов в хакасской и алтайской поэзии. Теоретической и методологической основой работы являются труды таких ученых, как Л.И. Тимофеев, Г.Н. Поспелов, Г.Б. Хусаинов, Г.Р. улта-нова, Н.М. Киндикова, В.А. Карамашева, А.Л. Кошелева и другие. В статье используются сравнительно-сопоставительный метод. Объектом исследования являются поэтические произведения А. Адарова, Ш. Шатинова, П. Самыка, И. Кочеева, Б. Укачина и др. (Горный Алтай), М. Аршанова, Н. Доможакова, И. Котюшева и др. (Хакасия) из сборника «Поэты народов Сибири» [1967].
Сибирские тюрки боготворят природу. Именно с ней связывают все живое, имен- но ей они поклоняются, в ней – великая педагогика воспитания. О воспитании алтайцев, хакасов и других скажем словами известного алтайского поэта Аржана Ада-рова: «Дерево не рань – оно живое, / Землю зря не мучь – она живая» [2, с. 100]. Неслучайно в устном поэтическом творчестве тюрков сохранились сюжеты кип-чоохов, связанные с духами гор, рек, озер, тайги. В них ощущается уважительное отношение к природе. Это тоже воспитательный момент для человека. «Изображая пейзаж, писатель, выражает свое отношение к природе, раскрывает ее мощь, красоту, характерные черты природы данной местности...» [3, с. 100]. Позже «педагогика уважения и почитания» плавно перешла в литературное творчество. Здесь замечаем, что ни один «творец» сибирский не может обойтись без образа природы, зверей, птиц, животных. Поэтические произведения алтайских и хакасских поэтов отличает своеобразное «оформление» художественных образов тропами. Троп для национальных поэтов – одно из средств языковой, речевой выразительности, помогающих ярко и зримо представить предмет изображения (услышать шум бурных рек, гул тайги, пение птиц, рев зверей и т. д). Особую функцию при этом выполняют эпитеты. Благодаря им природа Сибири представляется красивой, настоящей.
В творчестве алтайских и хакасских поэтов часто используются эпитеты двух направлений: эпитеты, связанные с природными объектами (образы гор, рек, озер, тайги) и эпитеты, связанные с образами птиц, зверей, животных.
-
1. Эпитеты, связанные с природными объектами (образы гор, рек, озер, тайги):
-
а) алтайская поэзия :
-
1. А. Адаров: Рожден в краю/Суровых синих скал («Поэзия»); И эти горы-/Вечные, родные.../И звезды голубые над горами («Родная земля»), Там, где тень отбросил горный гребень/ Целебной си-лой...богаты/ Матери - земли живые соки («Живая вода»); Тебе видны насупленные скалы, / Клочек небес над кручей, / Чу-лышман, /А песням- вторит кедр зеленопалый («Разговор с Чулышманом»).
-
2. И. Кочеев: Ты до весны бросаешь не жалея, /Сверкающее озеро меж гор. («Крылатому другу»).
-
3. П. Кучияк: Мног лет я, голубой Алтай, / По тебе бродил, из края в край.../ Ты смотрел на каждый твой откос / Падал горький дождь пастушьих слез.../ Для него ты широко раскрыл / Все, что прежде в недрах гор таил: / Золотые по ручьям пески, / По откосам черных руд куски. («Алтай»); Июль раскинул свой зеленый шелк- / Сравнить с тобой цветка я не нашел («Первая встреча»).
-
4. Э. Палкин: Я сквозь (слезы) них взглянул тогда на скалы / Солнца алый шар вставал в горах... / По весенней зелени лугов / Гнали пастухи табун долиной/ И лететь туда я был готов, / Чтоб единым взором все окинуть! («Родные места»); Настала осень - холода пора.../ Ты жжешь одна задумчивый костер («Осенняя песня»).
-
5. П. Самык: Здесь у вечных снегов / Я изведал подъемы и спуски / Разве эти черты / Не нполнили облик родной! («Я сам»); Я к тебе прилетаю, черноглазый народ / Я аилы твои...обнимаю... / Моя горная родина, голубой мой Алтай! («Возвращение»).
-
6. Б. Укачин: Я – горного кедра колючая ветка!.../ Но я вот привычней к суровой природе, / К неласковой почве, к высотной свободе... / Люблю до утра/ Предания слушать под звуки топшура, / Дыша горь-
- коватым дымком от костра… / Я -горного кедра, одетого небом, / Колючая, гордая, крепкая ветвь! («Я - горного кедра колючая ветка»).
-
7. Ш. Шатинов: Берег Алтын – Коля, / Ласковую гладь / Горы обступили хороводом, / Будто бы стараясь / Озеро поднять / Золотою чашей - к небосводу («Алтын Коль»); Между мною и тобой/ Встает преградой голубой / Гряда обрывов («Думы девушки»); Горы шепчутся, реки звенят / По рассветной долине мчусь я / Конь мой-слух мой / А сам я –чувство / Горы! / Шепот ваш вечный, вечный / Это я, это шепот мой / На траве, на росе хмельной/ Остается черта седая («Я еде»).
Приведенный практический материал позволяет заключить, что эпитеты, связанные с природными объектами в творчестве алтайских поэтов, помогают ярко и зримо ощутить дух народа, красоту и силу природы, почувствовать душевные переживания лирического героя (они связаны с чувством любви к малой родине, к девушке, к народу, к жизни). В основном, в стихотворениях прослеживается психологический параллелизм, известный по теории А. Веселовского. Основными функциями данных эпитетов являются: определенное эмоциональное отношение к предмету или явлению; авторское отношение к окружающему миру.
-
б) хакасская поэзия
-
1. М. Аршанов: Над простором степных дорог / Встало солнце в краю твоем / Голубой, просвечивающий дымок/ Поднимается над ручьем.../ Голубеет небесный сво / помогай земле расцвести / Пусть падет на нее твой рабочий пот, / Чтоб цветком голубым взойти («Утро»).
-
2. Н. Доможаков: Но взъяренный седой поток / Превращает ее в песок / Затенив его берега, / Подступила к воде тайга, / Рать дремучая встала тут, / Корни жадные воду пьют / ...Он, как сказочный великан / твой бурный сдержал разбег («Яркий свет»); Над бурной рекой / Несется поезд / Дорогой, отвоеванной у гор / Они разрезаны- / И хмурою толпой / Глядит нам вслед («Поезд идет»); Здесь немая во все времена / Глухомань простиралась лесная / В темной пазухе скрыла она / Родники... /
-
3. И. Костяков: Ярка, певуча, щебета полна, / В цветах весенних, в дымке золотой, / Как девушка расцветшая, - она (Хакасия)/ Меня своей волнует красо-той/...Но отшумело время зла и гроз, / Счастливый ветер, в незабвенный час / К нам песню дружбы радостно принес («Песня дружбы»).
-
4. И. Котюшев: Словно тысячи солнц, эти звезды горят / Над колхозным улусом, улусом родным / Небо в яркий вечерний одето наряд / облаков бело-синий проносится дым («Звезда улуса»).
-
5. В. Угдыжеков: Глуха тайга, темна тайга, / Зловеща тишина («Первый дым»).
-
2. Эпитеты, связанные с образами птиц, зверей, животных.
Свету зорь недоступная ты/ Мрачной чащею горы покрыла, / вековая тайга. И весной / Ты угрюмой чернела стеной / и с глубокой печалью тайга, / Ты встречала жестокие ветры. / Над тобой пролетал ураган. / И валились столетние кедры («Огни в тайге»).
Приведенный материал в хакасской поэзии позволяет сделать вывод, что эпитеты, связанные с природными объектами, занимают большую роль в отражении новой жизни хакасского народа, почувствовать характер природы, человека. Основными функциями эпитетов в данном случаи являются усиление выразительности, образности языка произведений, подчеркивание поэтической яркости речи.
-
а) алтайская поэзия:
-
1. А. Адаров: И сосунок-ягненок / Мне лижет руку («Родная земля»); Любви осенний зной! / Тяжелый стук рогов/ Крик зверя, бархатистый и густой («Трубят маралы»);Овечьей шерсти запах кисловатый, / Улыбкой - месяц в зеркале ручья, / Труды и дни, рассветы и закаты- / Все это ты, поэзия моя! («Моя песня»).
-
2. П. Самык: О, Алтай мой, народ мой -упорный народ! / Ты, как будто из камня, судьбу свою высек / И свободу обрел, как повязку сорвавший орел («Возвращение»).
-
3. Э. Палкин: Козленок пестрый, как он глуп и мал- / Свистит, свистит на всю тайгу, несмелый. / Взгляд устремлен в туман лесистых скал- / Его глаза черней смородин спелых ... / В руках дрожишь
-
4. Б. Укачин: Вот над барсовым следом / Он встал, головою качая: / «Барс хитер, я – хитрее!...» / Значит все же не стар! / Значит сила в руках не пропала / Значит, зверя не раз / Одолеть еще в жизни смо-гу!...Чистый холод рассвета / Лицо человеку омыл / Оседает кругом / Загустевшее облако пара / Снежный барс, теплый барс / Остывает на смятом снегу / Вот какие, представьте-ка, / Люди у нас на Алтае! / Вот какие, представьте-ка звери у нас на Алтае («Характеры»).
-
5. Ч. Чунижеков: По уремам и сограм / Голубой наш Алтай / Из конца в конец / Но таких не найдешь / Тонкорунных овец.../ Это вырастил их Санари / Не о нем ли вода ключевая поет.../ народного счастья родник. / Не тебе ли в сторонке лесной, / Где цветы осыпают опушку, / Годы долгого счастья считает она, / Золотая вещунья-кукушка («Санари»).
ты, бедный пленник мой.../ Беги, крылатый... («Козленок пестрый..»).
-
б) хакасская поэзия:
-
1. М. Аршанов: Черные овцы, водимые мною, / Степью родной по холмам расходитесь / Белые овцы, хранимые мною, / Щедрой весной на просторе плодитесь / Милые овцы, за горной вершиной.../ К месту ночлега спускайтесь лищиной (« Думы чабана»).
-
2. М. Кильчичаков: Я пускался мыслями в дорогу, / Я седлал крылатого коня, / Сам себя выспрашивая строго: / Чем, любовь, ты стала для меня («Любовь»).
-
3. И. Котюшев: При царях ночь стояла веками веков, / Вороным распростершись над степью крылом / И коптилки глазами голодных волков / Кое-где лишь светились во мраке ночном («Звезда улуса»).
-
4. В. Угдыжеков: Ручей недобрые слова / Бормочет в тишине, / И желтоглазая сова / Проснулась на сосне («Первый дым»).
Приведенный материал показывает, как часто национальные поэты связывают эпитеты со зверями, птицами, животными своего края (марал, барс, волк, козленок, теленок, сова, орел и т. д.). Подобные приемы помогают авторам лучше показать характер сибиряков, выделить характерные черты явлений. Также следует отме- тить, что встречаются эпитеты, выполняющие функцию образно характеризовать предмет. Они часто оформляются в виде сложных слов: матери-дороги, вещунья-кукушка, горы-громады, человек-богатырь, пути-дороги, собратья-облака, скалы-крылья.
Таким образом, в хакасской и алтайской поэзии выделяются два типа эпитетов, связанные с природными богатствами (горами, реками, тайгой, птицами, зверями, животными и т.д.). Они составляют основу этов, несут особую эстетическую значимость в поэзии. Как отмечает профессор Н.М. Киндикова: «Современные тюркоязычные поэты почувствовали за своей спиной традиции тысячелетней истории, дыхание многовековой культуры и ответ- ственность за их закономерное продолжение и развитие» [1, с. 175]. Думается, что художники слова продолжают развивать поэтическое творчество, используя и надежно опираясь на природные богатства родного края.
художественного мира национальных по-
Список литературы Функции эпитетов в хакасской и алтайской поэзии
- Киндикова Н.М. Проблемы алтайской лирики (генезис, поэтика, искусство перевода). - Горно-Алтайск, 2003. - 192 с.
- Поэты народов Сибири / редактор Ю.М. Мостков. - Новосибирск, 1967. - 455 с.
- Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М., 1955. - 178 с.