Функции общинного управления

Автор: Григорьев Александр Владимирович

Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3 (15), 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются общие функции общины в сфере управления

Община, землепользование, право, нравственный контроль, крестьянский мир

Короткий адрес: https://sciup.org/14720633

IDR: 14720633

Текст научной статьи Функции общинного управления

Большинство российских крестьян были связаны общинной формой землепользования. Под «поземельной общиной» историки понимают объединение непосредственных производителей на почве совместного пользования находящейся у них землею или отдельными угодьями, при разделе отдельным дворам и при индивидуальном ведении хозяйства членами этого земельного объединения. Община служила организующим началом во многих явлениях материальной и духовной жизни крестьян.

Рассмотрим основные функции крестьянской общины. Важнейшей функцией крестьянской общины было перераспределение земли. Крестьяне очень ревностно следили за разделом земли [3]. Если крестьянский двор не справлялся с выплатами налогов, земельный пай могли отобрать. Право на земельный надел по обычаю имел каждый общинник, но фактически получалось, что этим правом могли воспользоваться не все те, кто даже рос в общине, не считая пришлых лиц. Неясно складывалась судьба женщин-вдов, пришедших в общину через замужество. В большинстве случаев дворы вдов лишались права на землю, но в исключительных случаях за вдовой, если у нее имелся сын, закреплялась земля [8].

Община осуществляла нравственный контроль за поведением одно общинников и в этом смысле защищала интересы общества в целом и отдельных ее членов в частности. Каждый член общины должен был вести себя подобающим образом: уважать стариков, растить детей, усердно работать, вовремя платить налоги, выполнять общественные повинности, слушать начальство, не дебоширить. Крестьянские общины в большинстве случаев были связаны узами родства и свойства, что значительно укрепляло позиции мира. Контроль за однообщинниками осуществлялся каждый день в повседневной жизни должностными лицами, родственниками, соседями на сходе, в поле, дома, на улице, всюду. В случае нарушения этого кодекса крестьяне применяли систему наказания, которая осуществлялась в разных формах от устного порицания до наложения штрафа или выполнения общественных обязанностей вне очереди. Самым тяжелым наказанием было выдворение из общины или отдача его под суд [6].

Общинное правление строго следило за соблюдением основ нравственности в крестьянской среде. Молодое поколение должно было уважительно относиться к старшим, не перечить и не прекословить, заботиться о родителях. Семья выполняла обязанности, установленные общиной, была зависима от мирских традиций и придерживалась моральных норм. Как свидетельствуют исследователи крестьянской общинной жизни, случаев отказа взрослых детей кормить родителей не было. Этому способствовали крестьянские семейные традиции, а также религиозная мораль: бог наказывает за неуважение, грубое отношение к родителям. При этом все же некоторые очевидцы отмечали факты грубого отношения, упреков «лишний рот» в отношении к недееспособным старикам [1].

Община не вмешивалась во внутренние дела крестьянской семьи до тех пор, пока сами семейные не попросят помощи. При этом контроль «мира» укладывался в рамки поощрения или осуждения, как мы заметили уже ранее. В частности, с начала ХIХ в. участились крестьянские разделы. По просьбе делящейся семьи общинники иногда выступали в роли третейского судьи при имущественном дележе. Приговором сход принимал решение о том, как поступи ть в сложившейся ситуации. Часто

№ 3 (15), 2011

споры возникали между отцом и сыновьями относительно земли, и в таких случаях вмешательство схода было желательным. Но если истец или какая-либо из сторон оказывались неудовлетворенной решением схода, то обращались в волостной суд и даже уездный. Мир считал, что, пока жив старый домохозяин, который получал земельный надел и еще усадьбу, он и являлся фактически главным распорядителем и владельцем этой земли, даже если живет у старшего сына, как принято в миру, в состоянии дряхлого старика. С одной стороны, имущество старика должно было остаться за сыном, который ухаживает за ним, но в случае, если старик пожелает отдать участок усадьбы другому сыну, мир возражать не будет, а только поддержит его [10]. В ситуации, когда сын достиг уже зрелого возраста и мог самостоятельно вести свое хозяйство, а его отец препятствовал этому, мир мог поддержать и сына, удовлетворив его жалобу [10]. 18 марта 1886 г. Законом «О порядке разрешения семейных разделов в сельских обществах» была предпринята попытка урегулирования семейных разделов. Однако крестьяне по этому вопросу не считались с законами властей [7].

Нередко крестьянские общества инициировали и принимали активное участие в борьбе с пьянством. Пьянство для средневолжских сел было в середине XIX – начале XX в. такой же серьезной проблемой, что и в настоящее время. Священник П. Боголюбов писал: «Ничтожная житейская сделка – по продаже ли, по покупке, по найму и других случаях не обходилась без водки, а при семейных торжествах, как например свадьба, роднею жениха и невесты выпивались целые десятки ведер водки – неписаное правило, существовавшее в христианском миру. Развитию порока пьянства помогали осенние развлечения, называемые посиделками, на которых по вечерам собирались парни и девки… Последние являются на посиделки с каким-нибудь рукоделием и в начале вечера шьют, прядут, а парни развлекают их песнями, шутками да прибаутками. Посиделки собираются в домах лиц, не пользующихся на селе доброю репутацией: солдаток, вдов, бобылей. Молодежь является с водкой и разными съестными припасами. Подобные сборища под конец превращаются в очень шумные оргии, развивают в юном деревенском поколении страсть к пьянству». После многочисленных жалоб в общинное управление, мир принимал меры: запрещал подобные оргии под страхом телесного наказания, стыдил родителей «чад». Если подобные увещевания не помогали, общество могло наложить на нарушителей спокойствия серьезный денежный штраф [4].

На степень распространения пьянства в крестьянской среде влияли местные традиции, состояние религиозной пропаганды, административные решения. В архивных документах также отложился материал относительно распространения пьянства и запретительных мерах в крестьянской среде [9].

Нередко крестьянская община вступалась за своего члена-крестьянина, который стал жертвой чиновничьего или помещичьего произвола. Община для временнообязанных крестьян была защитой от произвола помещика и его управляющего. Крестьяне могли даже взбунтоваться против действий помещика, направленных на ущемление интересов крестьян и подать жалобу в суд.

Исследователи отмечали, что в крестьянских обществах поразному относятся к пьянству и степень его распространения различна: где-то этот порок был широко распространен и не считался таковым, а расценивался как обыденное явление; а где-то мир осуждал и даже наказывал за нарушение общественного порядка. Русские крестьяне были подвержены пьянству больше, чем мордва и татары. В некоторых общинах за самогоноварение строго наказывали. Так, крестьянину, попавшемуся в первый раз на изготовлении или потреблении алкоголя, нужно было выплатить штраф 5 руб., во второй раз – 10, в третий – 25 руб. [5].

Бывало, что многочисленные случаи, считавшиеся по закону преступлениями, крестьяне полагали нормальным делом или своим святым правом – самогоноварение, битье жен, порубка леса без разрешения. Чаще всего отношение к пьянству, как правило, было отрицательным. Однако по этому вопросу, как отмечали очевидцы, действовала двойная мораль: на миру осуждали, но самогон продолжали варить.

Таким образом, именно в общественной сельской жизни крестьянство проходило школу демократизма, так как более чем за полвека свободной от крепостнических отношений жизни крестьянство уверенно двигалось к полноправной по отношению к другим сосло- виям жизни, именно в общине приобретало навыки политической общественной деятельности. Об том свидетельствовал тот факт, что в каждой общине были свои «микропартии», между которыми велось соперничество и противоборство за влияние в общине.

Список литературы Функции общинного управления

  • Документы по истории крестьянской общины 1861 -1880. -М., 1983-1987. -Вып. 1-3. -С. 67.
  • Райнхард З. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХVIII -ХХ в.)/З. Райнхард; пер. с нем. Л. А. Овчинцевой. -М.: Гумант. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -С. 34-35.
  • Панкратова М. Г. Сельские жители России. Судьбы и семьи в ХХ в./М. Г. Панкратова//Ин-т социологии РАН. -М., 1995.
  • Быт великорусских крестьян-землепашцев. № 312-318//Описание материалов этнографического бюро князя В. Н. Тенишева (на примере Владимирской губернии). -СПб., 1993.
  • Вересаев В. В. Воспоминания. В юные годы/В. В. Вересаев. -М, 1982. -Ч. I. -455 с.
  • ЦГА РМ, ф. 139, оп. 1, д. 26. -Л. 54-76.
  • ПСЗ Российской империи. -СПБ, Т. 6. -1888.
  • Епархиальные ведомости//Пенза, 1908. -№ 16, 18.
  • РГАДА, ф. 1273 оп. 1, ч. 3, д. 1874, 1921.
  • Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи/М. Левин//Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1997. -М., 1997. -Вып. 2. -С. 84.
Статья научная