Функционал энергии для нелинейной задачи магнитостатики

Бесплатный доступ

Исходная краевая задача магнитостатики представляет собой систему квазилинейных уравнений первого порядка для неизвестной векторной функции. Рассмотрен случай, когда за границей рассматриваемой области находится идеальный проводник, что соответствует обращению в нуль нормальной компоненты магнитной индукции на границе. Эта задача с помощью построения решения вспомогательной линейной задачи преобразована в задачу для одного квазилинейного эллиптического уравнения для скалярного потенциала. Рассмотрены только однозначные зависимости магнитной индукции от напряженности магнитного поля, то есть исключен гистерезис. В рамках энергетического метода доказано существование и единственность обобщенного решения задачи для потенциала. Такое решение позволяет построить являющееся решением исходной задачи магнитное поле, обладающее конечной энергией. Предложенный и обоснованный принцип минимума фукционала энергии целесообразно использовать при численном решении задач магнитостатики, поскольку он позволяет строить вариационно-разностные схемы, используя стандартные аппроксимирующие функции, например, кусочно-линейные.

Еще

Магнитостатика, кривая намагничивания, потенциал, эллиптическое уравнение, квазилинейное уравнение, краевая задача, энергетический метод, фукционал энергии, обобщенное решение, энергия магнитного поля

Короткий адрес: https://sciup.org/148332015

IDR: 148332015   |   УДК: 517.95+538.955   |   DOI: 10.18101/2304-5728-2025-3-3-16

Текст научной статьи Функционал энергии для нелинейной задачи магнитостатики

Эффективным методом исследования и решения эллиптических краевых задач является энергетический метод. Квадратичные функционалы для линейных эллиптических краевых задач построены в монографиях [2, 5] . Применительно к нелинейным краевым задачам энергетический метод изложен в монографии [6] .

В настоящей работе энергетический метод реализован для задачи, возникающей при сведении задачи магнитостатики к одному квазилинейному уравнению для потенциала.

Исходная краевая задача для системы уравнений первого порядка с неизвестными векторными функциями предварительно преобразована в задачу для скалярного потенциала.

Использованы материальные уравнения, обладающие свойствами, характерными для магнитной проницаемости ферромагнетиков, однако с существенным ограничением. Рассматриваются только однозначные функции, то есть исключен гистерезис, для моделирования которого необходим совершенно иной математический аппарат.

Доказаны существование и единственность обобщенного решения задачи для потенциала в пространстве W2 1) (Q) . Такое решение позволяет построить решение исходной задачи, принадлежащее L 2 (Q) .

1 Формулировка краевой задачи

Трехмерные стационарные уравнения магнитостатики имеют вид [4] :

rot H = j div B = 0,                              (1)

где H — напряженность магнитного поля, H — его модуль, B — магнитная индукция, деленная на магнитную проницаемость вакуума ^ д , j — заданное пространственное распределение плотности тока.

Для разрешимости первого уравнения должно быть выполнено условие div j = 0, поскольку div rot = 0.

Предполагаем, что область Q — ограниченная и ее граница Г — гомеоморфная сфере дважды непрерывно дифференцируемая поверхность. Нормальную и касательные к границе компоненты векторов будем отмечать индексами n и l .

Если за границей рассматриваемой области находится идеальный проводник, то на границе обращается в нуль нормальная компонента магнитной индукции B . Условие может быть и неоднородным:

где q — заданная функция.

Для разрешимости задачи заданная функция q должна удовлетворять условию

У qd r = 0 .                         (3)

В противном случае получим противоречие, проинтегрировав второе уравнение (1) по всей области и (2) — по всей границе, поскольку интегралы левых частей равны в силу теоремы Гаусса — Остроградского. Предполагаем, что q является ограниченной функцией в пространстве L 2 (r)

У q 2 d r <  c l от . (4)

2 Материальные уравнения — модель среды

В ферромагнитных средах связь между векторами B и H является нелинейной. Исключив из рассмотрения явление гистерезиса, полагаем такую связь однозначной. В дополнительном предположении изотропии среды принято записывать эту связь как

B = xh ) h .

Функция ^ ( H ) определяет зависимость относительной магнитной проницаемости от H и может быть разной в разных точках пространства, если ферромагнетик неоднороден, ^ = 1 вне магнетиков.

Построим функцию E ( H ) исходя из соотношения:

B =

dE ( H ) dH

Эта функция будет играть роль плотности магнитной энергии, деленной на µ 0 . Отметим, что выбор такой энергии связан с дальнейшим переходом к скалярному потенциалу. Если сводить исходную задачу к задаче для векторного потенциала, следует взять в качестве энергии интеграл от HdB.

В силу изотропии среды аналогичным (6) соотношением связаны и векторы B и H :

dE ( H )

d h .

Полагаем E (0) = 0 . Тогда из (5, 6) следуют выражения:

^ = H dEH , E ( H )= / H ^hdh.         (8)

Из (5) получаем связь между малыми изменениями векторов B и H :

dB i = ^ dH j ,                       (9)

= ' + dH н ,

δ ij — символ Кронекера.

Воспользуемся известными свойствами ферромагнетиков, чтобы показать равномерную положительную определенность этого тензора.

Если ориентировать ось z декартовых координат вдоль вектора H , то тензор а (10) становится диагональным

/ v  00

а=I 0 v°

\ 0 0 v + dH

Отличие B от H обусловлено намагниченностью вещества M :

B = H + M .

Мы рассматриваем изотропные среды, поэтому векторы B , H , M параллельны. В ферромагнетиках вектор M направлен в ту же сторону, что и H , и по величине не убывает с ростом H . Все три вектора равны нулю только при B = 0 . Поэтому суммируются модули

B = н + M,

B ( H ) является строго монотонной функцией:

dB

dH - 1, и магнитная проницаемость

V = B/H - 1 .

Направим вектор d H параллельно H , то есть возьмем dH x = dH y = 0 , dH z = dH . Тогда в силу (11)

dB =

V + H~^

dH,

и из (12) получаем

V + H^ - 1 .

dH

При дополнительном предположении об ограниченности B/H и dB/dH получаем

1 - V =   - №,

H dµ dB

1 - V + HdH = dH - V 1 ,                (13)

и, значит, тензор a (11) является равномерно положительно определенным. Его собственные значения в любой точке области Q лежат в интервале (1 ,^ 1 ) :

A 2 - A T a A - V 1 A 2 , (14)

где A — произвольный вектор. Это условие является более сильным, чем условие эллиптичности для сформулированного в следующем параграфе квазилинейного уравнения для потенциала:

AT a A > 0, при выполнении которого вариационная задача регулярна [3]. Однако для ферромагнетиков условие справедливо именно в более сильной форме (14).

Отметим, что для реальных ферромагнетиков функция ц ( Н ) действительно ограничена, но если перейти к прецизионным измерениям, обнаруживается, что B ( H ) изменяется не гладко, а микроскопическими скачками, то есть функция dB/dH бывает бесконечной и последнее неравенство (13) несправедливо. Налагая это условие, мы ограничиваемся рассмотрением только макроскопических или сглаженных зависимостей.

В силу (8) из неравенств (13) получаем

H 2 / 2 - E ( H ) - V 1 H 2 / 2 .                   (15)

В пустоте неравенства (13 - 15), естественно, превращаются в равенства и V 1 = 1 , поскольку тогда ц = 1 , a = d ij , E = H 2 / 2 .

3 Задача для скалярного потенциала

Один из методов решения задачи (1, 2, 5) основан на предварительном построении вспомогательной функции H I , имеющей смысл напряженности магнитного поля при тех же заданных токах, но в пустоте:

rot HI = j div Hi = 0 (Hi )n|r = 0.

Решение этой линейной задачи сравнительно просто. Обычно она сводится к задаче для векторного потенциала. Можно использовать энергетический метод [1] .

Разность H - H I в силу первых уравнений из (1, 16) имеет нулевой ротор, и, значит, может быть введен скалярный потенциал ϕ, такой, что

H = H i grad^.

Первому уравнению из (1) такое H удовлетворяет автоматически, поскольку H I есть решение (16), а оставшиеся уравнения (1, 2, 5) образуют краевую задачу для ϕ :

div ( ^ (| H i grad ^ | )( H i grad ^ )) = 0

∂ϕ

- M|H i - grad^ [) дП

= q г

j ^d Q = 0 .

Чтобы исключить несущественную аддитивную постоянную, зафиксировано среднее значение ϕ .

4 Функционал энергии

Рассмотрим множество гладких функций ϕ , удовлетворяющих только последнему условию (17).

Построим следующий функционал энергии:

W ( ^ ) = У E ( | H i - grad^ l) d Q + ^^qd F .

В силу неравенства Коши — Буняковского и (4) линейная часть функционала ограничена в L 2 (r) :

^2df, и также в TW21) (Q), поскольку последнее пространство вложено в L2(r):

|

^qd r| <  c 2 k ^ k .

В силу теоремы об эквивалентных нормах для функций с нулевым средним и неравенства Пуанкаре для таких функций [7] можно использовать следующую норму ^ в ^W^ 1 ) (Q) :

1И2 = /

( grad^)2 d Q .

Нелинейная часть функционала энергии в силу (15) оценивается снизу:

/ E ( | H i

gradp I) d a > -

j ( H i gradpfd tt >

>2 /(grad p)2 d a - I У H i gradpd ai + - У H I 2 d a .

Фигурирующий здесь линейный функционал оценим с помощью неравенства Коши — Буняковского:

У H i grad pd a

H I d a

( gradp^d a .

Первый сомножитель ограничен, а второй есть норма ϕ в пространстве W 2 (1 ) (a) .

Таким образом, значения функционала энергии оценены снизу:

W ( p ) > 2 \\ p f —

H I d a + c i

kPk + 2 / H d a .

Значения этой квадратичной формы от k ϕ k ограничены снизу, поскольку интеграл от векторной функции H I ограничен, так как H I является решением задачи (16).

Поэтому существует точная нижняя грань значений W(p) и можно построить минимизирующую последовательность ϕ k :

W ( p k ) ^ d, W ( p k ) d.

Без ограничения общности считаем k ϕ k k ≤ M , поскольку в силу (19) при неограниченном возрастании Ip || значение W ( p k ) ^ от .

Введем в рассмотрение еще одну последовательность гладких функций ψ k , имеющих нулевое среднее и ограниченную норму:

k ψ k k ≤ M.

Рассмотрим значения функционала энергии на последовательности функций p k + Еф k , где е — произвольное число:

W ( p k + Еф k ) = У E (| Н |

grad p k е grad ф k |) d a+

+

У p k qd r

+ Е

j> ф k qdr.

По формуле Лейбница

E ( | H i - grad^ k - egrad^ k |) = E ( | H i - grad^ k |) + У |E d H = = E ( | H i - grad^ k |)+

+ У (- egrad^ k ) T B ( H i - grad^ k - tegrad^ k ) dt,

где t — параметр, изменяющийся от нуля до единицы. Производная дЕ/д H равна B ( H ) в силу выражения (6) и параллельности векторов B и H .

Аналогично при фиксированном t с учетом (7) и (9):

∂E ∂H i

∂E ∂H i

H I - grad ϕ k

3       2 E

+ ^J IH i lH j d j

t

= B ( H i - grad^k) + X У ih C j =1 0      j

-e— — I dT =

t

3             ∂ψ

= B ( H i - grad^ k ) - e^ I    & ij dT I — .

j =1   0               j

Подставив это выражение в (22), получаем

E ( | H i - grad^ k - egrad^ k |) = E ( | H i - grad^ k |)-

1 t

2 У dt J dT& > grad^ k .

- e B ( H i - grad^ k ) grad^ k + 2 ( grad ^ k ) T

Выражение в фигурных скобках есть симметричный тензор & д , поскольку он получен суммированием симметричных тензоров. Поскольку векторы grad ψ k не зависят от t, τ они могут быть внесены под знаки интегралов, и в силу (14)

1 t

2 У dt ^ dT I ( grad^ k ) 2 ( grad^ k ) T d ^ grad^ k 00

( 1 t \

2 /dt/d T I ( grad^ k ) 2 .

Поскольку фигурирующий здесь удвоенный интеграл равен единице, получаем для & Л оценки, аналогичные (14):

A 2 A T & д A WA 2 .

В отличие от & тензор & Л определяется парой значений H . В рассматриваемом случае это H I - grad ϕ k и H I - grad ϕ k - ε grad ψ k .

Подставим выражение (23) в (21)

W ( ^ k + E^ k ) =

E ( | H i grad^ k l) d Q + j> ^ k qd C

+

+ e (— ! b ( h i grad^ k ) grad^ k d Q + У ^ k qd^ ε 2

+ — / ( grad^ k ) T ^grad^ k d Q -

Напомним, что компоненты тензора & Л не являются заданными функциями координат. В силу (20) и (24) последнее слагаемое оценивается сверху величиной:

ε 2

-2 ^М 2 -                            (26)

Первое слагаемое в (25) есть значение функционала энергии на элементах минимизирующей последовательности. Поэтому можно взять достаточно большое число k 0 , такое, что при k > k 0 отличие этого слагаемого от d будет меньше величины (26).

Поскольку d есть точная нижняя грань, то

W ( ^ k + E^ k ) — d > 0 .

С учетом ограниченности первого и последнего слагаемых (25) при k > k 0 получаем

^ М 2 + e У У B ( H i gradg k ) grad^ k d Q + У ^ k qdT^ + ^g ^ M 2 > 0 .

Осталось выбрать знак ε , противоположный знаку выражения в квадратных скобках, чтобы получить оценку:

I - /B ( H I gradg k ) grad^ k d Q + У ^ k qd Tl < | - | g 1 M 2

при k >  k o , | e | = 0 . Поскольку e - произвольное число, а левая часть от ε не зависит, полученное неравенство означает, что

— У B ( H i gradg k ) grad^ k d Q + У ^ k qdT ^ 0 .

Для k > k o , m > k o возьмем ^ k = ^ k ^ m . Это возможно, поскольку нормы ϕ k , ϕ m ограничены. Тогда из (27) для ϕ k и ϕ m получаем

/ B( H I grad^ k ) grad &k

-

^ m ) d Q +

У ( ^ k V m ) qdT

^ 0 ,

B ( H I grad ^ m ) grad ( ^ k

-

- m ' d Q + У

( ^ k - ^ m )q dr ^ 0 .

Вычтем первое из второго:

( B ( H I grad^ k ) — B ( H I grad^ m )) grad ( ^ k ^ m ) d Q ^ 0 . (28)

При конечном изменении напряженности магнитного поля на величину ^ H изменение 5 B получим интегрированием (9), положив d H = dtδ H , где параметр t изменяется от нуля до единицы:

5 B = у d B = у & ( H ) d H = у & ( H ) 5 H dt = (y & ( H ) dt ) S H .

Обозначим полученный тензор как & 5 . Для декартовых компонент

SB i = ^j Щ.

Тензор & 5 симметричен, поскольку получен суммированием симметричных тензоров. Рассмотрим квадратичную форму:

5 H T а 5 ^ Н

Z 1

5 H T d( H ) 8 H dt.

В силу положительной определенности &  (11, 13) при любом H имеем:

( 5 H ) 2 5 H T & ( H ) 5 H p i ( 5 H ) 2 .

Поскольку правая и левая части не зависят от параметра t , интегрированием этих неравенств получаем:

( 5 H ) 2 5 H T & 5 5 H W( 5 H ) 2 ,

и, значит, тензор & 5 обладает тем же свойством равномерной положительной определенности, что и а (14). Отметим, что эти оценки не зависят от H и от δ H , хотя сам тензор & 5 изменяется при изменении этих параметров.

В силу (29) из (28) следует:

У ( grad ( p k - P m )) d Q ^ 0 .

Поскольку пространство W^^ Q) полное, то существует, причем единственный, предельный элемент ϕ и

У ( grad ( p k р )) 2 d Q ^ 0 .

Для ϕ из (27) следует тождество:

— У B ( H i gradp ) grad^d Q + (^ ^q d r = 0 ,       (31)

справедливое для любой функции ψ , принадлежащей тому же множеству функций, что и ϕ .

Если предельная функция ϕ является гладкой и решение задачи (17) H I тоже гладкое, то можно интегрированием по частям преобразовать тождество (31):

У ф div ( B ( H i grad p )) d Q —

У ф ( В п q ) d r = 0 .

Поскольку функция q удовлетворяет условию (3), добавление константы к ψ не влияет на тождество. Поэтому здесь произвол ψ фактически не ограничен условием нулевого среднего значения ψ . Поэтому из (32) обычным образом [5] получаем:

div ( B ( H i grad p )) = 0

B n | r = q.                               (33)

В силу граничного условия (16) это граничное условие эквивалентно граничному условию (17). Лишь формой записи отличаются и первые уравнения (33, 17).

Таким образом, функция ϕ , доставляющая минимальное значение функционалу энергии, в случае гладкости позволяет построить решение краевой задачи (17) и тем самым исходной задачи (1, 2, 5) по формулам:

H = H I radp

B = № )H, где HI — решение вспомогательной линейной задачи (16).

Если функция ϕ не является гладкой, ее следует рассматривать как обобщенное решение в смысле справедливости тождества (32) для про- извольной функции ψ. Существование, единственность и принадлежность обобщенного решения пространству W^1)^) доказаны.

Несложно доказывается и обратное утверждение: решение краевой задачи (17) доставляет минимальное значение на множестве функций

ϕ с нулевым средним значением. Пусть ϕ — решение этой задачи. За-

пишем функционал энергии (18) для функции вида p + еф в форме

(25):

W ( р + еф) =

/ E ( | H i

gradp |) d Q +

У pq dr^

+

+ е —- У B ( H i gradp ) gradфd Q + У фqdГ^ +

Е 2

+ ~2    ( gradф ) T o^ ^ gradф d Q .

Поскольку ϕ — решение краевой задачи, тождество (32) удовлетворено при любой функции ψ . Интегрированием по частям из него получаем (31), и, значит, коэффициент при ε в (34) равен нулю. Коэффициент при е 2 положителен, поскольку тензор & ^ удовлетворяет равномерным оценкам (24) и интеграл от квадрата градиента ψ строго положителен для любой ненулевой функции ψ с нулевым средним значением. Первый член в (34) есть W(p).

Поэтому

W ( p + еф ) >  W ( p )

и равенство достигается только при е = 0 , то есть минимум W достигается на функции ϕ .

Заключение

Таким образом, основная краевая задача магнитостатики с помощью построения решения вспомогательной линейной задачи сведена к задаче для одного квазилинейного эллиптического уравнения для скалярного потенциала.

В рамках энергетического метода доказаны существование и единственность обобщенного решения полученной задачи для потенциала, которые позволяют построить магнитное поле, являющееся решением исходной задачи.

Предложенный и обоснованный принцип минимума фукционала энергии целесообразно использовать при численном решении задач магнитостатики.