Функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Автор: Хайретдинов Ф.Ф.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 3-1 (54), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье уделяется внимание рассмотрению нормативно-правовых актов функционирования региональных властных структур государства. Рассматривается роль, отведенная принципам, на фундаменте которых базируется деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и обнаружены затрудняющие вопросы в сфере взаимодействия между властными структурами федерального центра и регионов. Отмечается роль правовых позиций Конституционного суда в вопросах упорядочивания механизма функционирования органов государственной власти регионов России и гармонизации их взаимодействия.
Закон российской федерации, органы государственной власти субъектов рф, ветви власти, конституционный строй, федерализм
Короткий адрес: https://sciup.org/170188555
IDR: 170188555 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-3-1-265-269
Текст научной статьи Функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Смысл наличия власти в государстве – гарантия безопасности его граждан. Поэтому одна из важнейших задач федерального центра в обозримом будущем продемонстрировать населению регионов России свою необходимость. В свою очередь региональные власти в федеративном государстве также имеют свой специфический круг вопросов, касающихся удовлетворения потребностей граждан [6, с. 58].
Бесспорен тот факт, что существование истинной государственности в Российской Федерации с приматом демократических начал представляется возможным лишь при условии наличия обстоятельно сформированного правового базиса общественных институтов, создающих возможности ее независимого функционирования при параллельном конструировании рычагов ответственности перед обществом.
Любого рода неопределенность на стадии организации основ функционирования властных структур государства и координации их взаимодействия неизбежно порождает деструктивные тенденции.
Лишь при содействии правового инструментария возможно решение наиболее сложных задач по созданию равновесия между сферой полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней, равно как баланса прав и обязанностей между самими региональными властными структурами.
Императивное следование букве закона при параллельном уважении к конституционно регламентированному порядку взаимодействия между субъектами политико-правового процесса выступают тем базисом, благодаря которому обеспечивается единство государство, и оптимизируются многие вопросы выстраивания публично-правовых отношений, поскольку существующий механизм осуществления публичной власти, при всей его гармоничности, порой неизбежно требует внесения некоторых корректив в силу непрекра-щающейся трансформации характера отношений между его структурными компонентами (органами государственной власти), устранению факторов, препятствующих поступательному развитию соответствующей сферы [6, c. 89].
В данном аспекте укажем, что организация основ работы власти субъектов Российской Федерации, по праву является как один из ключевых векторов претворения в жизнь по-настоящему действенной государственной политики в сфере социальноэкономического развития государства. Регламентация правовых основ деятельности региональных властных структур осуществляется на нескольких уровнях.
Первый, именуемый конституционным, фиксирует систему посредством внедрения фундаментальных основ в деятельность публичной власти в субъекте в Основном законе государства – Конституции Российской Федерации [1].
Хотелось бы разделить позицию А.А. Белкина, считающего, что конституционным принципам в законодательном массиве отведена конструктивнозапретительная роль, поскольку они, выступая фундаментом для внедрения в законодательство других нормативных предписаний, в то же время нивелируют риски проникновения в него положений, идущих вразрез с данными постулатами.
Количество разработанных принципов в Конституции РФ, является приемлемым для функционирования государственных органов и не должно служить препятствием осуществления модернизации способов коммуникации органов государственной власти внутри регионов, краев, областей.
Далее следует уровень нормативноправовой регламентации основ построения и функционирования региональных властных структур объективирован в федеральном законодательстве, что напрямую вытекает из конституционных положений (ч. 1 ст. 77), где выделяется надобность включения в систему законодательства нормы, фиксирующий первоначальные положения регламентирующий работу и деятельность ветвей власти субъектов Федерации.
Необходимость создания принципов построения региональных органов власти неоспорим, но и внутри данной системы предполагается некое единоначалие – нормы, которые расположены в «Основах конституционного строя», имеют преимущество по прямому указанию в соответствии со ст. 16.
Институт организации деятельности государственных органов составляется в соответствии с основами конституционного строя изложенные в статье 77. Исходя из сказанного, мы можем утверждать о главенствующей роли положений ст. 77 Конституции.
Функционирование органов власти субъектов РФ представлен, в данном слу- чае Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Система органов государственной власти субъекта РФ включает в себя: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, создание которых предусмотрено в уставе субъекта.
Публичные формирования всех ветвей государственной власти обладают спектром автономных функций и полномочий, несводимый к полномочиям иных из них, но при этом отвергается также возможность обособленного существования – важна согласованная координация усилий. На сегодняшний день законодательные структуры субъектов РФ, преимущественно, однопалатны, а законодательный процесс конструируется в индивидуальном порядке с учетом политико-правовой специфики каждой территории.
Вследствие, такой политики, мы видим, что органам властей субъекта предоставляются огромные возможности по изменению норм, которые регулируют порядок создания и принципов взаимодействия государственных структур.
Значимая ниша в деле формирования принципов функционирования органов власти субъектов России отведена Конституционному Суду РФ, несмотря на его попытки в некоторой мере абстрагироваться от данной сферы, поскольку анализ отдельных правовых позиций и решений позволяет заключить, что суд избегает вторжения в сегменты с превалированием политических решений над правовыми – право в данной ситуации, скорее, является орудием обслуживания политической воли, возведенной в текст закона.
Однако такой критичный подход был присущ Конституционному Суду РФ не всегда – вследствие неопределенности в части отсутствия закона содержащий в себе те самые принципы организации властей субъектов, Конституционный суд РФ был вынужден присоединиться к их разработке [5, с. 38].
Укажем, что ранее, в условиях отсутствия федерального регулирования вопроса организации органов государственной власти субъектов РФ регионы были вынуждены самостоятельно решать вопросы системы региональных органов государственной власти и основ их формирования в рамках своих законодательных актов, что приводило к разрозненности нормативноправового регулирования.
Помимо прочего, зачастую волюнтаристский подход регионального правотворца к трактовке отдельных конституционных норм, равно как и собственная интерпретация базовых начал построения органов (к примеру, принципа разделения властей) либо нивелирование их значения нередко влекли спорные ситуации между ветвями власти.
Конституционный суд был вынужден рассматривать обращения о конституционности отдельных норм уставов ряда субъектов Российской Федерации. Решения и заключения по данным делам содержали ценные выводы по вопросам построения системы региональных органов власти [4].
Конституционный суд, в соответствии с Конституцией РФ, выделил принципы «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1, ч. 1), единства системы государственной власти (ст. 5, ч. 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов.
В своих Постановлениях Суд ссылался к императивности избрания главы субъекта посредством процедуры всенародного голосования. Однако в дальнейшем КС РФ кардинально изменил свою позицию, мотивируя тем, что «право принятия участия в выборных процедурах в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не фигурирует в перечне конституционных прав гражданин Российской Федерации, в силу чего возможность такого избрания высшего долж- ностного лица субъекта РФ по своим нормативным характеристикам не является императивным компонентом ни конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, равно как и иных прав (к примеру, права на участие в управлении делами государства и на доступ к государственной службе» [4].
Однако, как видим, внесение последующих корректив в Федеральный закон «Об общих принципах организации» в виде делегирования полномочия по самостоятельному установлению порядка прохождения государственно-гражданской службы главы субъекта служит вполне очевидным подтверждением верности принятого решения.
В целом же, возвращаясь непосредственно к конституционным основам организации и функционирования властных структур регионов России, укажем, что разработчики Основного закона ориентировались на цель обеспечения государственного единства, иерархичности.
Конституция РФ значится необходимым фундаментом для взаимодействия федеральных органов власти субъектов РФ. Ст. 5 указывает нам на значимый принцип дифференциации полномочий и сфер ведения между федеральными и региональными органами государственной власти в качестве одного из ведущих векторов в аспекте построения отношений федеративного типа.
В ст. 71-73, а также ст. 77 (ч. 1), [1] закреплены базисные положения по вопросу структурирования системы региональных органов государственной власти. По сути их можно свести к двум началам.
Первое – самостоятельность в отношении установления системы органов государственной власти на уровне субъектов,
Второй – сокращение полномочий рассмотрения регионами основ конституционного строя и общими принципами организации органов власти, регламентированных федеральным законом [9, с. 231].
Резюмируя изложенное, укажем, что по большому счету, краткий характер формулировок из положений Конституции РФ, вызывают неопределенности в их реализа- ции со стороны органов государственной власти субъектов РФ.
Несмотря на необходимость наличия некой свободы интерпретации как немаловажной составляющей поистине демократически ориентированного государства, очевидна важность существования неких унифицированных постулатов, объединяющих государство, и диктующих правила, единые для всех участников соответствующих отношений [7, с. 77].
Закрепление закона об основах организации органов государственной власти субъектов РФ считаем вполне разумным решением законодателя, поскольку, тем самым, обеспечивается «единоначалие деятельности системы органов власти в Российской Федерации в целом». Соблюдение границ между созданием фундаментальных основ и вмешательством в сферу ведения региональных властей на практике представляет собой весьма непростую задачу, именно поэтому требуется системный подход к разрешению данного вопроса.
Помимо прочего, необходимо скоординировать усилия по вектору усиления информационной координации между двумя уровнями осуществления государственной власти; следует учесть также то обстоятельство, что назначение руководителя территориального органа нередко производится без внимания к мнению органа исполнительной власти субъекта РФ [3].
Также отметим неутешительную тен- денцию частого игнорирования позиции региональных властных структур на федеральном уровне, либо же ее придание ей формального характера рекомендаций, не обязательной к исполнению. Это наблюдается повсеместно: в рамках конструирования стратегии развития государства, при разработке федеральных целевых программ, при финансовой поддержке реализации отдельных полномочий, передавае- мых на уровень регионов, а также в процессе контроля за их исполнением [8, с. 135].
Наилучшим способом преодоления сложившихся трудностей выступает совершенствование нормативно-правовой основы государства, где ведущая роль будет отведена указанным нами конституционным началам функционирования органов государственной власти. В какой мере данная цель будет воплощена в объективной действительности – покажет лишь время и практика правоприменения.
Список литературы Функционирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 9.11.2020) // СЗ РФ от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005.
- Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2019) // СЗ РФ от 26 декабря 2016 г. № 52 (часть V) ст. 7614.
- Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. №2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края" (с особым мнением судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука).
- Андриченко Л.В. Конституционное право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 551 c.
- Аминов И.Р. Государственно-правовые проблемы модернизации российских регионов // Правовое государство: теория и практика. - 2016. - №1 (43). - С. 57-60.
- Виноградов В.В. Конституционное право России. - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, "Перемена", 2016. - 91 c.
- Конституционное право России: для студентов / В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 672 c.
- Сергеев С.Г. Конституционное право. - М.: Дашков и К, 2018. - 576 с.
- Шувалов Е.В. Конституционное право РФ. - М.: Евразийский открытый институт, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2016. - 140 c.