Гендерные социально-демографические факторы риска алкоголизма позднего возраста
Автор: Мингазов А.Х., Кривулин Е.Н., Бохан Н.А.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Клиническая наркология
Статья в выпуске: 6 (69), 2011 года.
Бесплатный доступ
Сравнительному клиническому исследованию подверглись 462 больных мужского и женского пола старше 60 лет, страдающих алкогольной зависимостью. На основании анализа таких показателей, как частота и повторность госпитализаций лиц мужского и женского пола с алкоголизмом позднего возраста в течение года, распределение их по возрасту, уровню образования, семейному положению, социальному статусу, выделены гендерные социально-демографические факторы, участвующие в формировании алкоголизма у данного контингента больных. Определены мишени профилактических мероприятий злоупотребления алкоголем среди мужчин и женщин позднего возраста.
Алкоголизм позднего возраста, гендерные особенности, социально-демографические факторы, мишени профилактических мероприятий
Короткий адрес: https://sciup.org/14295540
IDR: 14295540
Текст научной статьи Гендерные социально-демографические факторы риска алкоголизма позднего возраста
ББК Р645.021-18-9
ГЕНДЕРНЫЕ СОЦИАЛЬНО
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РИСКА АЛКОГОЛИЗМА
ПОЗДНЕГО ВОЗРАСТА
Мингазов А. Х.*1, Кривулин Е. Н.1,Бохан Н. А.2
-
1 ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Росздрава
454092, Челябинск, ул. Воровского, 64
-
2 НИИ психического здоровья СО РАМН
634014, Томск, ул. Алеутская, 4
Сравнительному клиническому исследованию подверглись 462 больных мужского и женского пола старше 60 лет, страдающих алкогольной зависимостью. На основании анализа таких показателей, как частота и повторность госпитализаций лиц мужского и женского пола с алкоголизмом позднего возраста в течение года, распределение их по возрасту, уровню образования, семейному положению, социальному статусу, выделены гендерные социальнодемографические факторы, участвующие в формировании алкоголизма у данного контингента больных. Определены мишени профилактических мероприятий злоупотребления алкоголем среди мужчин и женщин позднего возраста. Ключевые слова : алкоголизм позднего возраста, гендерные особенности, социально-демографические факторы, мишени профилактических мероприятий.
GENDER-SPECIFIC SOCIAL AND DEMOGRAPHIC RISK FACTORS OF ELDERLY ALCOHOLISM. Mingazov A. K., Krivulin E. N., Chelyabinsk State Medical Academy. 454092, Chelyabinsk, Vorovskogo Street, 64. Bokhan N. A. Mental Health Research Institute SB RAMSci. 634014, Tomsk, Aleutskaya Str., 4. The following findings have been compiled through a comparative clinical study of 462 alcohol addicts over 60 of both genders. Based on the analysis of such indicators as the frequency and reoccurrence of hospitalization of male and female senior addicts, distribution of their age, education, marital, and social status, some gender-specific sociodemographic factors affecting the onset of alcoholism in this type of patients have been established. Alcohol abuse prevention targets among the elderly have also been developed. Key words : elderly alcoholism, gender-specific socio-demographic factors, prevention targets.
Изучением гендерных особенностей алкоголизма позднего возраста занимались многие исследователи [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8]. Ряд авторов
утверждают, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа случаев злоупотребления спиртными напитками среди женщин [1, 6]. По мнению ряда отечественных исследователей, на формирование алкогольной зависимости у лиц позднего возраста, как у мужчин, так и у женщин, в значительной степени оказывают культурный уровень, образовательный ценз и профессия. Причинами, способствующими увеличению частоты алкогольной зависимости у женщин, большинство исследователей считают изменившееся социальное положение женщин. Женщины стали экономически и социально более независимы, расширились сферы их профессиональной и общественной деятельности, что приводит к физическому и психическому перенапряжению, формированию психодезадаптационных состояний, для снятия которых нередко используются алкогольные напитки. Считается также, что алкоголизации женщин способствуют семейная неустроенность, частые и длительные конфликты с родственниками, мужьями, разводы, одиночество. А. Ю. Егоровым выделен «вдовий алкоголизм», основанный на значительной разнице в средней продолжительности жизни мужчин и женщин, злоупотребляющих алкоголем, и формировании зависимости у одиноких женщин. Однако статистических данных, свидетельствующих о преобладании алкоголизма позднего возраста среди женщин по сравнению с мужчинами и гендерных различиях в их социально-психологическом статусе не приводится, что затрудняет разработку как реабилитационных, так и профилактических мероприятий.
Таким образом, большинство вопросов, касающихся гендерных различий формирования и динамики алкогольной зависимости среди лиц позднего возраста, по-прежнему остаются малоизученными и требуют дальнейших исследований для выявления патогенных факторов риска формирования данной патологии.
Целью исследования явилось выделение некоторых социально-демографических факторов риска формирования алкогольной зависимости у мужчин и женщин старше 60 лет для определения мишеней профилактических мероприятий злоупотребления спиртными напитками среди лиц данного возраста.
Материалы и методы . Клиникоанамнестическое и клинико-психопатологическое исследование проведено 462 пациентам мужского и женского пола старше 60 лет, проходившим стационарное лечение в Челябинской областной клинической наркологической больнице с диагнозом «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением алкоголя» (согласно МКБ-10 рубрике F10.3– F10.7) за 2010 г.
Результаты и обсуждение. Анализ клинических данных обследованных пациентов с ал- коголизмом позднего возраста позволил выделить ряд факторов, участвующих в формировании данной патологии у лиц мужского и женского пола. Для выделения гендерных социальнодемографических особенностей алкогольной зависимости у больных старше 60 лет клиническому анализу подверглись такие показатели, как частота и повторность госпитализаций лиц мужского и женского пола с алкоголизмом позднего возраста в течение года, распределение больных по возрасту, уровню образования, семейному положению, социальному статусу. Анализ частоты и повторности госпитализаций мужчин и женщин с алкоголизмом позднего возраста в наркологический стационар крупного промышленного города за 2010 г. (рис. 1 и 2) показал, что поступили 391 мужчина (84,6 %), 71 женщина (15,4 %). Их соотношение составило приблизительно 5:1. Причем мужчины достоверно чаще, чем женщины (32,2 против 22,5 %, р>0,05), впервые госпитализировались в стационар, соответственно больные женского пола в течение года чаще лечились повторно (77,5 против 67,8 %).

Рис. 1. Частота госпитализаций мужчин и женщин с алкоголизмом позднего возраста за 2010 г.

Рис. 2. Соотношение первичных и повторных госпитализаций мужчин и женщин с алкоголизмом позднего возраста

Изучение данных распределения больных алкоголизмом по возрасту (рис. 3) свидетельствует, что лица обоего пола в возрастном интервале от 60 до 74 лет не имели достоверных различий по этому показателю, тогда как мужчины старше 75 лет достоверно чаще являлись паци- ентами наркологического стационара (6,1 против 2,8 %, р<0,05). Основное количество больных по группам исследования составляли лица в возрасте 60—64 года (57,6 % мужчин и 60,6 % женщин). В возрасте 65—69 лет было 19,9 и 21,1 % и в возрастном интервале 70—74 года - 16,4 % мужчин и 15,5 % женщин.

Рис. 3. Распределение больных алкоголизмом по возрасту среди мужчин и женщин

Образовательный уровень пациентов (рис. 4) характеризовался тем, что лица со средним профессиональным образованием достоверно преобладали среди мужчин (70,3 против 8,5 % среди женщин; р<0,01). Часть больных мужского пола достоверно чаще имели высшее профессиональное образование (9,0 против 4,2 %) и достоверно реже среди них встречались лица с неполным средним образованием (4—9 классов) - 9,7 % мужчин против 70,4 % женщин (p<0,01) и законченным средним образованием (4,1 % мужчин против 15,5 % женщин; р<0,05).

Рис. 4. Уровень образования среди больных алкоголизмом позднего возраста мужского и женского пола
При анализе социального статуса пациентов выявлено, что большинство пациентов обоих полов проживали в семье (90,8 % мужчин и 97,2 % женщин). Часть мужчин, злоупотребляющих алкоголем, достоверно чаще, чем женщины, жили в одиночестве: 9,2 и 2,8 % (p<0,05). Основным источником средств к существованию (рис. 5) как у мужчин, так и у женщин была пенсия по возрасту (81,6 и 73,2 %) либо социальное пособие по инвалидности (4,1 и 4,2 %). Женщины чаще, чем мужчины, продолжали временно работать: выявлено 22,6 % работающих женщин против 11,5 % работающих мужчин (p<0,05).

Рис. 5. Основной источник средств к существованию
Таким образом, проведенное исследование показало, что возраст основного контингента больных обоих полов, страдающих алкогольной зависимостью, соответствует интервалу от 60 до 64 лет, у четвертой части пациентов – от 65 до 74 лет. Мужчины старше 75 лет достоверно чаще, чем женщины, проходили стационарное лечение. Для пациентов мужского пола с алкоголизмом позднего возраста типично среднее и высшее профессиональное образование, тогда как для женщин с данной патологией – неполное и законченное среднее образование. Большинство пациентов обоих полов проживали в семьях, часть мужчин достоверно чаще были одинокими. Основным источником средств существования независимо от половой принадлежности для данного контингента больных являлась пенсия по возрасту или пособие по инвалидности. Женщины чаще, чем мужчины, продолжали трудовую деятельность.
Полученные данные свидетельствуют, что мишенями для профилактики алкоголизма позднего возраста являются лица мужского пола, старше 45 лет, со средним или высшим профессиональным образованием, имеющие профессию, связанную с повышенной физической и психической напряженностью, проживающие в семьях с дисгармоничными отношениями, либо одинокие. Для предупреждения алкоголизма позднего возраста у женщин профилактические мероприятия необходимо проводить лицам старше 50 лет, имеющим неполное или законченное среднее образование, низкий уровень социальной активности, условия тяжелого физического труда и неблагоприятные семейные отношения, проживающие в одиночестве.