Гендерный аспект исследований в виктимологии
Автор: Гаджиева А.А.
Журнал: Виктимология @victimologiy
Рубрика: Потерпевший от преступления
Статья в выпуске: 4 (22), 2019 года.
Бесплатный доступ
В предлагаемой читателю статье обосновывается необходимость самостоятельного и комплексного изучения гендерных особенностей жертв преступлений в виктимологических исследованиях. Автором отмечается, что женщины с учетом их социально-ролевых функций относятся к «уязвимым» категориям жертв преступлений, поэтому в виктимологических исследованиях нельзя ограничиваться изучением типа жертвы-женщины, и описанием его наиболее характерных свойств. В работе также предпринята попытка выделить категории преступлений по степени виктимогенной выраженности, от которых чаще всего страдают женщины. В заключении автор констатирует необходимость выделения на междисциплинарном уровне относительно-самостоятельного направления - гендерной виктимологии.
Гендер, женщины-жертвы, уязвимость женщин, виктимизация женщин, степень виктимогенной выраженности
Короткий адрес: https://sciup.org/14118718
IDR: 14118718
Текст научной статьи Гендерный аспект исследований в виктимологии
В последние годы особенно важную значимость в российской науке и практике борьбы с преступностью приобретает проблема разработки единой целостной концепции виктимологических мер безопасности населения. Будучи едва ли не главным субъектом, обеспечивающим безопасность личности, государству необходимо предпринимать меры, направленные на формирование системы опережающего противодействия, оно должно создать эффективные механизмы регулирования н защиты интересов личности, что, в конечном счете, должно сказать на общей картине виктимизации и преступности.
Система виктимологического противодействия преступности должна строиться с учетом имеющихся в теории виктимологии концепций о личности и поведении потерпевших от преступлений, а также накопленного в практике предупреждения преступлений опыта оценки н учета роли виктимности потерпевших от преступлений в механизме их совершения. При этом огромное значение имеют специфические особенности отдельных социальных групп, которые нередко являются едва ли не главными факторами повышающими уязвимость жертвы.
В современной криминологической науке важной и почти неисследованной проблемой виктимологии остаются вопросы виктимности и виктимизации такой социальной группы потерпевших как женщины. Фрагментарные исследования особенностей женщин потерпевших от преступлений встречаются в смежных научных областях: гендерных исследованиях в психологии, социологии, а также исследованиях, посвященных жертвам домашнего насилия и т. д.
В этой связи актуализируется необходимость изучения гендерного аспекта виктимологии, то есть комплексного исследования жертв-женщин на основе междисциплинарных подходов и выработка мер внктнмологической защиты их от преступных посягательств.
Методология и цель исследования
Изучение проблемы, поставленной в настоящей работе, проведено с помощью общенаучных и частных методов: социологические, статистические, формально-юридические, сравнительные и т. д. Основным методом исследования явился междисциплинарный подход, а также компаративистская методика сравнения достижении западной и российской науки.
Целью проведенного анализа является научное обоснование проблемы гендерной виктимологии, описание объекта ее изучения и примерного перечня вопросов, входящих в ее предмет.
Описание исследования
Приоритетной задачей уголовной политики преимущественно остается обеспечение безопасности личности от противоправных посягательств, однако, ее решение не может сводиться исключительно к мерам профилактики в отношении преступников и преступлений. Для решения этой задачи нужна целенаправленная работа с жертвами преступлений на индивидуальном, групповом и массовом уровнях. При этом особенный интерес на групповом уровне представляют виктимо-опасные группы лиц, которые могут быть выделены по разным признакам; пол, возраст, род занятий, политико-правовые связи с государством (граждане и мигранты) и т. д.
Не с.тучайно, характерной тенденцией современной криминологической науки становится популяризация исследований процессов виктимизации на групповом уровне в зависимости от различных критериев. Так, указывая на важность исследования виктимизации социальных групп, профессор К. В. Вишневецкий обращает внимание, что процессы интенсивной виктимизации населения нельзя рассматривать механически, «симметрично» относительно процессов криминализации, так как при этом не учитываются изменения в структуре виктимности населения, упускается из внимания ее «расклад» по социальным группам [5, с. 175].
Наиболее близки проблемы виктимности женщин и гендерной области научных исследований. Так, в трудах зарубежного исследователя Н. Кристи по гендерному признаку выделялась «идеальная» жертва, к которой принято относить только женщин, так как они по своим физическим особенностям слабее мужчин и поэтому7 более уязвимы.
Впктимологические исследования жертв преступлений на основе гендерных различий, позволяют выделять относительно новую научнуто концепцию о виктимности и виктимизации таких уязвимых социальных групп как женщины
Накопленный пласт знаний о жертвах преступлений женского пола в различных областях наук (социологии, психологии, криминологии и др.) требует их систематизации, обобщения и приведение в единую стройную научную теорию — гендерной виктимологии.
Гендерный подход в виктимологии — относительно новая проблема, которая недостаточно разработана в виктимо-логических исследованиях. Впервые понятие «гендер» было использовано в 1955 г. сексологом Джоном Мани, который рассматривал данное понятие для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола [8, с. 264-266]. Широкое феминистское движение 1970-х годов обусловило широкую разработку проблем гендерных исследований в различных областях социальных и гуманитарных наук. Однако в качестве относите.аьно самостоятельных направлений в области социально-гуманитарных наук гендерные исследования оформились в России только в 90-х годах, поэтому их категориальный аппарат еще находится в стадии становления, а сама концепция гендерной виктимологии находится в стадии разработки.
Впктимологпческий подход к проблеме исходит из того, что женщина своим поведением «жертвы» сама провоцирует насилие. Частично такой подход представлен в работах немецкой исследовательницы Шнайдер [10, с. 175], где устанавливается связь между' действиями жертвы и насильника. Она выделяет три фазы насилия. В первой фазе происходит попытка усиления контроля за насильником со стороны потенциальной жертвы, во второй осуществляется насилие, а третья — обнаруживает зависимость жертвы от насильника, что фактически избавляет его от наказания и приводит к повторению цикла [10, с. 175].
Исследованиями ученых установлено, что в основе большей части совершаемых против женщин преступлений лежат дискриминационные мотивы, которые, как правило, связаны с крайним, патриархальным взглядом на женщину, пренебрежением ее специфическими правами и особым социа.пьным статусом. Часто недооценка социального потенциала женщин, их деловых качеств, особого социального опыта, знании, умений, навыков влечет недопонимание между полами, вызывает недоверие между мужчинами п женщинами, раздоры в семье, скрытые и явные конфликты в трудовых коллективах, что, безусловно, отражается на стабильности и устойчивости государственного порядка [6, с. 3-4].
Гендерный аспект присутствует в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в которых изучаются вопросы взаимосвязей между виктимизацией женщин и их преслушноп деятельностью. Общими посылками, которые выработаны в рамках данных исследовании являются следующие утверждения: — женщины, оказываются вовлеченными в преступную деятельность, и внедряются в организованные преступные формирования, руководствуясь ложными чувствами «быть защищенными» от пре-сту-пных посягательств;
— женщины, как правило, внедряются в такие формирования, в которых лидеры мужского пола ассоциируются у них с сильными и уверенными личностями. Однако такое внедрение женщин в бандитские группировки существенно увеличивает риск ее виктимизации.
Таким образом, анализ трудов отдельных авторов позволяют констатировать, что потерпевшие-женщины и потерпевшие-мужчины — это самостоятельные объекты впктпмологическпх исследовании, которые отличаются друг от друга закономерностями развития, формами проявления, качествен но-количественными характеристиками, спецификой личности и требуют разработки мер впк-тпмологпческого предупреждения с учетом особенностей пола.
Объектом гендерных исследовании в виктимологпи являются женщины, обладающие уязвимостью или виктимностью, 38
то есть повышенной способностью становиться при определенных обстоятельствах жертвами преступлении, а также их взаимоотношения с потенциальным причинителем вреда. При этом термины «уязвимость» и «виктимность» следуют рассматривать как синонимы1.
Термин «уязвимые группы» активно используется в международных актах: декларациях, программах, штанах действий, а также различных рабочих документах органов ООН. Уязвимость такой социальной группы как «женщин» обусловлена их психофизиологическими особенностями, меньшими способностями (по сравнению с мужчинами) к принятию мер по самозащите и обеспечению мер имущественной и личной безопасности. Отдельные группы женщин мультпуязвпмы то есть подвержены влиянию не одного, а нескольких факторам уязвимости. К примеру, одинокая жен щин а - инвалид пожилого возраста мультпуязвима. В этой связи необходим комплексный подход, учитывающий каждый в отдельности фактор уязвимости, и одновременно обеспечивающий совокупный учет всех факторов при выработке соответствующих мер обеспечения и защиты прав мультиуязвимых групп населения [2, с. 15-16].
Представители женского пола чаще становятся жертвами в результате действии, совершаемых знакомыми им .людьми, членами семьи, партнерами и т д. на сексуальной почве, в том числе сопровождавшихся убийствами женщин. Говоря о подростковой женской виктимизации замечено, что девочки, как правило, становятся жертвами насильственных и насильственно-сексуальных действии со стороны своих отцов и отчимов, а мальчики чаще страдают от преступлении, совершенных их знакомыми: друзьями, клубными лидерами и т. д., п сравнительно редко родственниками [9, с. 341-356]
Некоторыми исследователями установлено, что жертвы-женщины часто употребляли наркотические п/илп алкогольные вещества в виктимогенных ситуациях, что менее характерно жертвам мужского пола [9, с. 341-356].
Безусловно, женщина может стать жертвой любого преступления, однако, как показывают исследования авторов п данные статистики есть отдельные виды преступлений, от которых чаще всего страдают женщины. Изучение специфики виктимизации жертв конкретных преступлений позволяет более дифференцированно подходить к вопросам виктимологической профилактики п тем самым обеспечивать высокий превентивный эффект [4].
Виктимологический интерес представляет та часть преступлении против женщин, которая обладает наибольшей степенью виктпмогенной выраженности. Ранжирование степени впктпмоген-ной выраженности встречается в трудах отдельных авторов, которые утверждают, что не все преступления обладают одинаковой степенью виктимологической выраженности [3, с 141]
Проведенное исследование позволило выделить несколько групп преступлений, совершаемых чаще всего против женщин, с повышенной степенью впктп-могенной выраженности:
-
1. Первую категорию образуют насильственные преступления, которые совершаются против женщин (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119 УК РФ). Интегрирующими признаками данных преступлений являются: способ совершения преступления — насилие, и жертва преступлений — женщины. Разумеется, что эта группа пре-стуттлений обладает наиболее высокой степенью виктпмогенной выраженности п служит базой для разработки основных концепту7а.чьных идей для да,льнейшего развития впктпмологических аспектов преступлений, совершаемых против женщин.
-
2. Вторую группу преступлений против женщин составляют корыстные п корыстно-насильственные преступления (ст. 158-161, 162, 163 УК РФ), отличительной особенностью которых является
-
3. Третью группу7 посягательств против женщин образуют преступления против свободы: похищения человека, торговля .людьми, использование рабского труда п их сексуальная эксплуатация (ст. 127.1, 127.2, 240, 241,242 УКРФ). Жертвами данных преступлений чаще всего становятся молодые девушки в возрасте 18-30 лет.
-
4. Четвертую группу преступлений с исключительно высокой степенью впк-тпмогенной выраженности образуют и ас 11 льственно - сексу а льные и ос ягатель -ства против женщин: изнасилования, насильственные действия сексуального характера, серийные сексуальные убийства (ст. 131,132, 133 УК РФ).
-
5. Наконец, специфической пятой группой преступлений против женщин можно считать преступления против репродуктивных прав женщин, к ним относятся (ст. 121, 122, 123 УК РФ). Наиболее выраженным здесь является незаконное проведение искусственного прерывания беременности (криминальный аборт). В составе преступления в виде криминального аборта женщина в уголовно-правовом смысле не является потерпевшей. В силу договорного характера, который носит незаконное производство аборта, потерпевшего в обычном понимании здесь нет, то есть, нет лица, возбуждающего судебное преследование п дающего показания судебно-псподаи-тельным органам [1, с. 112—113; 3, с. 142].
их имущественная направленность. Как правило, жертвами этих преступлений выступают зрелые женщины, которые обладают материальной привлекательностью и менее защищены, чем мужчины. В известной мере от этих преступлений впктимпзируются пожилые женщины (старше 60 лет), степень виктимности которых обусловлена их одиночеством, к этому7 времени многие из них теряют своих мужей, а их потомки предпочитают проживать отдельно в своих семьях.
Однако, с точки зрения впктпмологпп жертвы незаконного производства аборта относятся к типу жертв впктимно-кримп-нального, сопричиняющего поведения, создающего ситуации «криминального взаимодействия» в форме «криминального сотрудничества — «соучаствующие»
жертвы [7, с. 34]. Незаконное производство аборта как посягательство против женщин причиняет невосполнимый вред: смерть, тяжкие заболевания женщин, бесплодие. Так по имеющимся статистическим данным уровень смертности п других тяжких последствий от криминальных абортов достаточно высокий. За год от абортов в стране умирает около 260 женщин, почти полмп,дапона приобретают осложнения, в том числе бесплодие; 20% новорожденных у женщин, ранее делавших искусственное прерывание беременности, имеют серьезные физические щш психические отклонения.
Изучение вышеперечисленных групп преступлений с ярко выраженной викти-могенной степенью на гендерной основе представляется значимым п необходимым, так как женщины относятся к наиболее уязвимым группам (наряду с детьми, пожи-лыми липами п инвалидами) п нуждаются в особой защите от преступлений.
Результаты и выводы исследования
Женщины-жертвы преступлений — объект изучения гендерной впктпмо-логнн, «уязвимость» пли виктимность женщин — гендерный признак, обусловленный не только ее биологической принадлежностью, но и ее социально-психологическими п ролевыми особенностями.
«Уязвимость» женщин от преступлений — категория, которая находится в тесном взаимодействии с категорией «степень виктпмогенной выраженности преступлений». «Уязвимость» женщин должна оцениваться применительно к разным группам преступлений, что может быть положено в основу организации мер впктпмологпческой профилактики.
Изложенные соображения позволяют выделить в современной относительно обособленную частную теорию внктн-мологип — гендерную впктпмологпю, предметом изучения которой являются гендерные различия виктимизации: особенности личности п поведения потерпевших-женщин, основные закономерности п тенденции виктимизации женщин; особенности отношений и взаимодействия между гендерами в в пктпмо-кр имино-генной ситуации совершения преступления; разработка мер предупреждения виктимизации женщин.
Список литературы Гендерный аспект исследований в виктимологии
- Алиева, Э. Ю. Виктимологический аспект незаконного производства аборта / Э. Ю. Алиева, А. А. Гаджиева // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. - 2008. - № 5.
- Алисиевич, Е. С. Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве: учебное пособие / Е. С. Алисиевич. - М., 2012.
- Астемиров, З. А. Виктимологические аспекты преступлений без жертв / З. А. Астемиров, А. А. Гаджиева // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 5.
- Будякова, Т. П. Виктимологический анализ преступлений гендерного характера [Электронный ресурс] / Т. П. Будякова // Инновационный центр развития образования и науки. - URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-yuridicheskikh-nauk-v-sovremennykh-usloviyakh-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-m/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-spetsialnost-12-00-08/viktimologicheskiy-analiz-prestupleniy-gendernogo-kharaktera/ (дата обращения: 25.10.2019).
- Вишневицкий, К. В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: монография / К. В. Вишневицкий. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007.
- Мамбетов, Р. Я. Криминологические и уголовно-правовые проблемы защиты прав и интересов женщин в России: дис. … канд. юрид. наук / Р. Я. Мамбетов. - М., 2009. - С. 3-4.
- Сидоров, Б. В. Поведение потерпевших от преступления уголовная ответственность: дис. … д-ра юрид. наук / Б. В. Сидоров. - Казань, 1998.
- Money, J. Linguistic resources and psychodynamic theory // British Journal of Medical Psychology. - 1955. - Vol. 28, Issue 4.
- Zaykovski, H., Gyunter, W. D. Gender Differences in Victimization Risk: Exploring the Role of Deviant Lifestyles // Violence and Victims. - 2013. - Vol. 28, № 2. - P. 341-356.
- Schneider, U. Körperliche Gewaltanwendung in der Familie: Notwendigkeit, Probleme und Möglichkeiten eines strafrechtlichen und Strafverfahrensrechtlichen Schutzes. - Berlin, 1987.