Генезис концепции спасения в религиозно-философском наследии Кирилла Туровского: византийское влияние и оригинальность идей

Автор: Волкова А.А.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 т.22, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию развития сотериологической концепции в религиозно-философском творчестве Кирилла Туровского. Проанализирована преемственность идей туровского автора с византийской святоотеческой мыслью, а также выявлено своеобразие взглядов древнерусского богослова. Кирилл Туровский, заимствуя ряд византийских сотериологических идей, воспринимает их как уже решенные проблемы, имеющие четкие ответы и не призванные продолжать богословские рассуждения. В своем творчестве древнерусский автор решает задачи, поставленные в соответствии с реалиями своего времени и окружающей действительности. Так, основной целью туровского епископа после принятия сана становится привлечение русских народных масс к принятию крещения и новой веры. В верном служении простым людям видит Кирилл Туровский суть духовной деятельности христианских священников и монахов. В связи с этим, идея индивидуального, личностного спасения, представленная в раннем «монашеском» творчестве, трансформируется в концепцию универсального спасения, в первую очередь сопряженного с доминантой Божьей благодати, дарованной всему человечеству. Совершенство вочеловечивания Сына Божия для Кирилла Туровского равно совершенству обожения всего человечества. Преподобный Кирилл не предъявляет к своей пастве жестких требований относительно морально-нравственного бытия, осознавая слабость человеческого естества. В основе его сотериологической концепции лежит оптимистическое представление о божественном всепрощении и любви, поэтому основными принципами христианской добродетели, ведущей человека к спасению, в соответствии с взглядами древнерусского богослова, выступают крещение и раскаяние как возможности обновления и начала новой земной жизни. Крещение, по мнению Кирилла, возрождает человека, покаяние перерождает в нем зло в добро, даря возможность вечного бытия.

Еще

Восточная патристика, философия древней руси, кирилл туровский, сотериолоrия, спасение

Короткий адрес: https://sciup.org/149145077

IDR: 149145077   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.4.7

Список литературы Генезис концепции спасения в религиозно-философском наследии Кирилла Туровского: византийское влияние и оригинальность идей

  • Аверинцев 1974 – Аверинцев С.С. Западно-восточный генезис литературных канонов византийского средневековья // Типология и взаимосвязь средневековых литератур Востока и Запада. М.: Наука, 1974. С. 152–191.
  • Афанасий Великий 1903 – Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти // Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, архиепископа Александрийскаго. Ч. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Собств. тип, 1903. С. 191–263.
  • Бондарь 2014 – Бондарь С.В. Антропологические воззрения святого Кирилла Туровского в контексте христианского учения о человеке // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Palaiorwsia: en cronw, en proswpw, en eidei. Вып. 4. СПб.; Казань: [б. и.], 2014. С. 242–347.
  • Бычков 1995 – Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. М.: Ладомир, 1995.
  • Баранкова 2017 – Баранкова Г.С. Оригинальное и заимствованное в творчестве Кирилла Туровского // Русская речь. 2017. № 5. С. 79–89.
  • Виноградов 1915 – Виноградов В.П. Уставные чтения. III // Очерки истории греко-славянской церковно-учительной литературы. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1915. C. 115–120.
  • Волкова 2022 – Волкова А.А. Опыт осмысления понятий веры, разума и познания мыслителями Киевской Руси в контексте гносеологической традиции ранневизантийской патристики // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2022. Т. 19, вып. 3. С. 82–88.
  • Греков 2012 – Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Алгоритм, 2012.
  • Григорий Богослов 1912 – Григорий Богослов. Слово 45. На Святую Пасху // Творения. В 2 т. Т. 1. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1912. С. 661–680.
  • Еп. Иларион (Алфеев) 2007 – Еп. Иларион (Алфеев). Жизнь и учение святителя Григория Богослова. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2007.
  • Еремин 1966 – Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.; Л.: Наука, 1966. С. 132–144.
  • Замалеев 1987 – Замалеев А.Ф. Философская мысль средневековой Руси. Л.: Наука, 1987.
  • Златоструй 1990 – Златоструй. Древняя Русь. XII–XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990.
  • Иоанн Дамаскин 2002 – Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М.: Индрик, 2002.
  • Иоанн Златоуст 1903 – Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского. Т. 9. Ч. 2. СПб.: Изд. С.-Петерб. духов. акад., 1903. С. 483–859.
  • Ириней Лионский 2008 – Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания: (Против ересей). СПб.: Изд. Олега Абышко, 2008.
  • Кирила мниха притча 1956 – Кирила мниха притча о человhчстhй души и о телеси, и о преступлении божия заповhди, и о воскресении телесе человhча, и о будущемь судh, и о муцh // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. С. 340–347. (ТОДРЛ; т. 12).
  • Колесов, 2016 – Колесов В.В. Стилистика и поэтика Кирилла Туровского // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Palaiorwsia: en cronw, en proswpw, en eidei. Вып. 6. СПб.; Казань: [б. и.], 2016. С. 10–35.
  • Кюрила епископа Туровьскаго сказание 1956 – Кюрила епископа Туровьскаго сказание о черноризьчьстhмь чину, от вьтхаго закона и новаго; оного образ носяща, а сего дhлы съвьршающа // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. С. 354–361. (ТОДРЛ; т. 12).
  • Кюрила мниха слово о слhпець 1959 – Кюрила мниха слово о слhпець и о зависти жидов, от сказания евангельскаго, в недhлю 6-ю по пасць // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. С. 336–340. (ТОДРЛ; т. 15).
  • Левшун 1992 – Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и старопечатных сборниках): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1992.
  • Лосский 1991 – Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
  • Лурье 2006 – Лурье В.М. История Византийской философии. Формативный период. СПб.: Axiôma, 2006.
  • Мильков 1989 – Мильков В.В. Древнерусское еретичество в идейно-политической борьбе XII столетия // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 1. М.: Наука, 1989. С. 5–27.
  • Мильков 2016 – Мильков В.В. Своеобразие религиозных и нравственных воззрений Кирилла Туровского //Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Palaiorwsia: en cronw, en proswpw, en eidei. Вып. 6. СПб.; Казань: [б. и.], 2016. С. 35–65.
  • Мильков 2019 – Мильков В.В. Иларион // Философская антропология. 2019. Т. 5, № 1. С. 106–107.
  • Никольский 1913 – Никольский Н.К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. 1913. Кн. 6. С. 1–23.
  • Новосельцев и др. 1965 – Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965.
  • Повесть Кирила, 1956 – Повесть Кирила многогрhшнаго мниха к Василию игумену Печеръскому о бhлоризцh человhцh, и о мнишьствh, и о души, и о покаянии // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1956. С. 348–354. (ТОДРЛ; т. 12).
  • Поучение Моисея 1990 – Поучение Моисея о чрезмерном пьянстве // Златоструй. Древняя Русь. XII–XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 214.
  • Поучение философа 1990 – Поучение философа, епископа Белгородского // Златоструй. Древняя Русь. XII–XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 215–217.
  • Романов 2022 – Романов Б. Люди и нравы Древней Руси. М.: Ломоносовъ, 2022.
  • Рыбаков 2021 – Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. Происхождение Руси и становление ее государственности. М.: Акад. проект, 2021.
  • Слово в неделю Цветоносную 1821 – Слово в неделю Цветоносную (Ваий), от сказания Евангельского // Калайдович К. Памятники Российской словесности XII века. Творения Кирилла, епископа Туровского. М.: Тип. С. Селивановского, 1821. С. 1–9 .
  • Слово на антипасху 1880 – Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе // Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. Издание Преосвященнаго Евгения, епископа Минскаго и Туровскаго. К.: В Тип. Киево-Печерской Лавры, 1880. С. 14–22.
  • Слово о законе и благодати 1990 – Слово о законе и благодати митрополита Илариона // Златоструй. Древняя Русь. XII–XIII вв. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 106–125.
  • Того же грhшнаго мниха слово 1959 – Того же грhшнаго мниха слово о раслабленhмь, от бытия и от сказания евангелскаго, в неделю 4 по пасцh // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. С. 331–335. (ТОДРЛ; т. 15).
  • Чистякова 2018 – Чистякова О.В. Свобода воли и божественное предопределение в восточной и западной патристике в контексте ортодоксальных (сотериологических) и философских различий // Logos et Рraxis. 2018. Т. 17, № 2. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.2.1
Еще
Статья научная