Генезис профессионального искусства мордовского этноса в российском культурном пространстве
Автор: Еремеев Александр Дмитриевич
Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu
Рубрика: Финно-Угорский мир: проблемы и перспективы
Статья в выпуске: 2, 2013 года.
Бесплатный доступ
Анализируется процесс эволюции профессионального искусства мордовского этноса от истоков до современности. Подчеркивается особая роль русской культурной традиции в становлении и развитии профессиональных форм творчества мордвы, а также обращается внимание на усиление контактов с художественной культурой финно-угорского мира в современном российском культурном пространстве.
Профессиональное искусство, художественная традиция, мордовский этнос, культурный взаимообмен, художественно-эстетические критерии, фольклор
Короткий адрес: https://sciup.org/14722974
IDR: 14722974
Текст научной статьи Генезис профессионального искусства мордовского этноса в российском культурном пространстве
ГЕНЕЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВАМОРДОВСКОГО ЭТНОСАВ РОССИЙСКОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А. Д. ЕРЕМЕЕВ, кандидат философских наук, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства
Института национальной культуры
ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ)
Генезис профессионального искусства и художественной традиции мордовского этноса правомерно рассматривать как явление полиэтнического порядка, поскольку мордовский край – это не только «историческая родина» мордвы, но и территория обитания русского населения и, соответственно, пространство функционирования русской культуры. «Здоровый» процесс художественно-культурного развития населения Мордовии, связанный с фактом многовекового совместного проживания мордвы и русских, выражался в выработке устойчивых форм культурного взаимообмена и в формировании сходных для обоих народов художественноэстетических критериев освоения действительности.
В широком историческом контексте можно говорить о заметной типологической близости мордовского и русского фольклора, обусловленной сходными условиями жизни народов и их культурным взаимодействием на уровне глубинных пластов художественно-эстетического видения мира. Фокусируя данное обстоятельство на динамике культурноисторического развития населения Мордовии, отметим, что сходство фольклора названных народов носит не абсолютный, а относительный характер, поскольку в различных его формах присутствует отчетливо выраженная специфика.
Движение от фольклора к профессиональному искусству как отражение духовных потребностей мордовского этноса стимулировалось в досоветский период времени развитием просветительских компонентов национально-культурной жизни через сближение с русской демократической культурой. Именно на этой основе происходил рост национального самосознания, формировалась национальная творческая интеллигенция и зарождалась профессиональная художественная традиция мордвы. У истоков приобщения мордовского этноса к новым, профессионально ориентированным, видам творчества наряду с представителями коренной национальности стояли представители русской культуры, прочно связавшие свою жизнь с мордовским краем.
Системное становление различных видов и жанров профессионального искусства мордовского этноса начинается в советское время в условиях кардинальных социальных и национальных преобразований. Данный процесс представляет собой достаточно сложное эстетическое явление, поскольку политическая установка на ликвидацию «культурного неравенства народов» совмещалась с установкой на то, чтобы формирующееся профессиональное искусство этносов могло бы вписаться в контекст соответствующих идеологических ориентиров.
Финно – угорский мир. 2013. № 2
Фундаментальной основой становления профессиональных форм творчества у мордвы (национальной литературы, драматургии, изобразительного и музыкального искусства), так же как у других поволжских финно-угров (марийцев и удмуртов), явился фольклор. Особо следует сказать о многогранной и разносторонней помощи в становлении и ускоренном развитии профессиональных форм творчества мордвы со стороны деятелей, представлявших традиции русской и новой советской культуры.
Постсоветский период отмечен заметными достижениями в профессиональном искусстве мордовского этноса, в частности возникновением национального балета, а также усилением творческих контактов с художественной культурой финно-угорского мира. Расширение полиэтнического культурного пространства в масштабах общероссийского духовного единства сегодня является залогом успешного бытия профессионального искусства различных народов, мордовского в том числе.
Поступила 21.09.2012
ЛУИС ОРСЕТТИ О СТЕПАНЕ ЭРЬЗЕ:ЭТНОЭТИКА МОРДВЫКАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ СКУЛЬПТОРА*
И. В. КЛЮЕВА, кандидат философских наук, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
(г. Саранск, РФ)
В интервью, которые Степан Эрьзя давал журналистам в Аргентине, он, как правило, говорил о своем происхождении, обусловившем выбор творческого псевдонима, однако представители прессы в своих публикациях о скульпторе часто ограничивались простой констатацией фактов, о которых имели смутное представление. Подробнее и глубже других об этнических корнях художника пишет его друг и добровольный секретарь – журналист Луис Ор-сетти (1906–1985). Он просит племянника Эрьзи, московского скульптора
1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финноугорских народов России».
М. И. Нефедова, прислать ему необходимую литературу, которая помогла бы лучше понять культуру мордовского народа: «По рассказам Эрьзи я создал себе довольно ясное представление о мордвинах, хотя недостаточное для такой работы, которую его жизнь заслуживает… Прошу Вас послать мне всевозможную литературу об (так в тексте. – И . К .) языке и преданиях, религии, привычках, одним словом, о мордовской культуре вообще» [2, 2 ].
Как подчеркивает Орсетти, «этнокультурный фактор» – определяющий в мировосприятии Эрьзи и в его характере: «…его характер, полностью сформировавшийся до того, как он вышел в большой мир, оставался характером крестьянского парня, выросшего в лесах и державше-