Генезис российского предпринимательства: философский подход

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу становления российского предпринимательства в его исторической ретроспективе и в настоящее время. Подчёркивается значимость философского осмысления предпринимательства и необходимость междисциплинарного подхода к исследованию предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, риск, конкуренция, инновации, ценности, бизнес, мотивация, капитал

Короткий адрес: https://sciup.org/14489621

IDR: 14489621

Текст научной статьи Генезис российского предпринимательства: философский подход

Слово «предпринимательство», существующее в течение многих десятилетий в словарном составе русского языка, в полной мере испытало все превратности российской истории последнего столетия. Об этом убедительно свидетельствуют такие, казалось бы, беспристрастные свидетели, как многочисленные словари, справочники и энциклопедии, в которых это слово то появлялось, то исчезало, характеризуя сложное и непредсказуемое отношение властных структур страны к этому виду деятельности и самому понятию «предпринимательство».

В многочисленной справочной литературе, изданной уже после 1917 года, это понятие то символизировало ненавистный капи- тализм, то свидетельствовало об активной, деятельной природе человека — предпринимателя, создающего нечто новое, необходимое обществу, и получающего определённый доход от своей предпринимательской деятельности.

В мСЭ — малой советской энциклопедии, под редакцией профессора Н. л. мещерякова, изданной в 1931 году очень большим по тому времени тиражом — свыше 100 тысяч экземпляров, имелось немало слов, в которых рассматривалось само понятие предприниматель, а также многие другие понятия, раскрывающие существо предпринимательской деятельности. В мСЭ характеризуется и сам предприниматель как

«капиталист, ведущий предприятие. Он противопоставляется, с одной стороны, рабочим, которых он эксплуатирует, а с другой — денежным капиталистам, рантье, которые не ведут предприятий, а отдают в ссуду капитал» [см.: 1, т. 6, с. 829].

Изданный чуть позже, в 1933 году, Словарь иностранных слов [2] включил более 25 тысяч понятий из разных областей знания. Однако в нём отсутствовали такие общераспространённые к тому времени практически во всем мире понятия, как бизнес, предприниматель, фабрикант и т.п., которые могли бы дать объяснение реально существующим процессам предпринимательства. Ведь в СССР в тот период ещё существовали и частные, и совместные предприятия, а также концессии и иностранные предприятия, которые, однако, вскоре в результате политики индустриализации и сплошной коллективизации канули в лету.

Словарь русского языка под редакцией профессора С. И. Ожегова, созданный научным коллективом Института русского языка аН СССР и выпущенный в свет в 1949 году, естественно, понятия «бизнес» в своём составе не имел, а под «предпринимателем» понимался «капиталист, владеющий предприятием» [3, с. 604].

Спустя почти полвека этот же словарь, но изданный уже в 1984 году, включил такие понятие, как «бизнес» и «бизнесмен» [см.: 4, с. 43]. Бизнес, согласно этому изданию словаря, предполагает предпринимательскую деятельность, дело, занятие, которое является источником наживы, личного обогащения.

Процитируем содержание некоторых понятий из этого словаря:

  • •    «Бизнес — то, что является источником личного обогащения, наживы — деловое предприятие, ловкая афера и т.п.»;

  • •    «бизнесмен — делец, предприниматель», с характерной припиской в скобках — (в капиталистическом мире) [4, с. 43].

В этом же издании предприниматель рассматривается, во-первых, как «капиталист, владеющий предприятием, а во-вторых, как предприимчивый человек, делец», а «предприятие как производственное учреждение: завод, фабрика, а также как задуманное и сделанное» [4, с. 509]. Советский энциклопедический словарь под редакцией а. м. Прохорова, изданный в 1985 году — буквально накануне перестройки и включивший до 80 тысяч слов, объясняет значение слова «бизнес» как предпринимательскую деятельность, дело, занятие, являющееся источником наживы [см.: 5, с. 138].

Разноплановые и зачастую взаимоисключающие понимания людьми базисных, исходных понятий, описывающих содержание и смысл цивилизованных рыночных отношений, которые уже начали складываться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века в нашей стране, существенно препятствовали цивилизованному развитию этих новых форм деятельности, предпринимательской и инновационной по своему существу.

Развитие перестроечных процессов во всех регионах страны, появление энтузиастов-кооператоров и сторонников «индивидуальной трудовой деятельности», оживление рынка, а позже и становление новейших товарно-денежных отношений выявили настоятельную потребность всего российского общества в получении знаний, необходимых для существования в условиях рыночной экономики, от простых азбучных истин бартерного взаимодействия до теоретических высот, ориентированных на создание в России новых общественно-экономических отношений, способствующих вхождению страны в международное сообщество.

Удовлетворение этой потребности предполагало массовое издание научной по уровню и одновременно с тем доступной по изложению литературы, необходимой для всех, кто хотел и мог достаточно эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Издание такой литературы осложнялось тем, что отечественные исследователи были преимущественно специалистами по острой и нелицеприятной критике рыночных отно- шений и частной инициативы, основанной на личной выгоде, а в рамках отечественного массового сознания господствовала установка на то, что любой «бизнес» аморален по своей сути и ориентирован только на наживу. кроме того, в рамках советского законодательства бизнес всегда рассматривался как противоправное социалистическому хозяйствованию деяние и должен был преследоваться по закону. Однако возникшую острую практическую потребность в реальном, а не идеологически иллюзорном знании рынка надо было удовлетворять.

Именно поэтому большинство издателей начали в спешном порядке сначала переводить, а потом «перекладывать» и кратко излагать наиболее простые и легко воспринимаемые истины науки западного рынка. Особый успех выпадал на долю тех «трудов», в которых излагались заманчивые, практически сказочные истории, посвящённые тому, как заработать свой первый миллион, создать процветающую корпорацию, обеспечить высокий предпринимательский доход, и другим, не менее привлекательным мифам, рождённым в принципиально других социально-исторических обстоятельствах и для людей, обладающих другими культурными традициями и ценностными ориентациями.

Большинство граждан России в начальный период становления рынка не были знакомы с реальными делами экономической жизни страны, которая тогда уже осуществляла эпохальный переход от одной общественноэкономической формации к другой, а потому находилась в условиях системного кризиса.

Именно в это время начали создаваться новые типы учебных заведений, которые стали осуществлять подготовку менеджеров и предпринимателей, необходимых стране, решившейся построить новое, уже капиталистическое будущее. Подготовка к обучению новых специалистов потребовала большой предварительной работы, связанной с созданием учебных планов специальности, программ всех учебных дисциплин, собственных учебников, поиском преподавате- лей, знающих не только теоретические источники, но и практику нового для страны предпринимательства, — и все это в условиях, когда объем и содержание исходных понятий учебных курсов весьма недоверчиво встречались, понимались и интерпретировались в самой среде экономистов.

Практика показала, что наилучшим подходом к разработке глоссария учебных дисциплин и общего тезауруса специальности является их двойное теоретическое обоснование. С одной стороны, обусловленное содержательным анализом успешной практики бизнес-образования в западных странах, а с другой — теоретическим переосмыслением предпринимательства в дореволюционной России, а также образовательной подготовки российских предпринимателей, которая осуществлялась не только в разного рода «заграницах», но и — в различных отечественных реальных и коммерческих образовательных учреждениях. Подавляющее большинство из них было создано по инициативе и на деньги самих российских предпринимателей, а не, как тогда говорили, за «казённый счёт».

Разработка этих учебных планов, конечно, зависела как от общего уровня теоретической и общекультурной подготовки преподавателей, так и от их гуманитарной культуры и широты системы ценностей, всегда отличавших российскую интеллигенцию.

Создавая новые учебные планы, программы курсов и методическое обеспечение учебного процесса, педагогические коллективы заодно существенно углубляли и разрабатывали исходные, фундаментальные теоретико-методологические понятия и категории новых специальностей.

запад всегда считал свой путь развития к индустриальному обществу единственно правильным и прогрессивным, поэтому все остальные народы, по сравнению с западом, традиционно считались отсталыми и реакционными.

В условиях победы технической цивилизации в западном мире формируется и становится доминирующим тип человека, который по духу все ближе к машине, к господству рационализма, эгоизма и индивидуализма и все менее чувствует своё родство с природой и с обществом. Вместе с тем, общеизвестно, что западный путь к технической цивилизации, к очевидному экономическому и социальному прогрессу был достаточно мягок, основан на демократии и манипулировании сознанием; жёсткого насилия по отношению к своему населению в нем было сравнительно немного.

Становление технической цивилизации в России происходило другим путём. Практически во все периоды российской истории все нововведения осуществлялись через насилие в громадных масштабах, что не могло не оставить в ментальности населения генетической памяти отторжения всего, что предлагается как новое и исходит от власти.

дореволюционная российская экономика, её промышленные предприятия и производственные мощности создавались как усилиями государственной казны, так и капиталами и собственными усилиями и талантами отечественных и иностранных предпринимателей. Роль и влияние иностранного капитала на становление капиталистических социально-экономических отношений в императорской России — отдельная научная проблема, анализом которой в данной работе мы заниматься не будем, но упомянуть об этом значимом социокультурном феномене просто необходимо.

Таким образом, ещё задолго до революции в недрах российского общества можно было найти, естественно в зачаточной или зародышевой форме, все будущие формы предпринимательской активности, даже в сфере финансово-кредитной и банковской систем, потому что немало наших мелких предпринимателей имели непосредственные связи с банками и практически реализовывали существующие право и возможность вывозить свои изделия на любые рынки, в том числе и международные. Немалое число их изделий продавалось также на международных ярмарках, регулярно проходивших в стране. Таким образом, малое предпринимательство в дореволюционной России было развито достаточно хорошо, свидетельством чего как раз и является постоянная продажа российских товаров иноземным купцам.

Общим правилом деятельности всех существовавших до 1917 года российских предприятий, в том числе и малых, являлась свободная конкуренция, как важнейшее экономическое условие успешности предпринимательской деятельности. Немалое значение имели реально существующие условия производства и сбыта продукции, называемые конъюнктурой. Уже в те времена было понятно, что предпринимательство связано с риском, так как включает как неизбежную опасность, сопряжённую с ведением предприятия, потерпеть убыток, зависящий от самых разных причин — погодных условий, природных явлений, исторических обстоятельств, а также и от неумелого руководства предприятием. Характерно, что на это обращалось внимание уже в самом начале ХХ века! Не менее любопытно и ещё одно замечание, сделанное отечественными исследователями того периода: размеры пособий, выдаваемые государственными учреждениями, созданными для помощи кустарям в тот период, «ограничиваются десятками тысяч рублей на многомиллионное количество кустарей», то есть пособия изначально признавались малоэффективными или вообще безрезультатными.

Экономические функции предпринимательства определяются не только конкуренцией, но не в меньшей мере условиями производства и сбыта или конъюнктурой, которая характеризуется обязательно присущим всякой предпринимательской деятельности риском, включая опасность потерпеть убыток или совсем разориться.

Наличие риска в предпринимательской деятельности вызывает необходимость проявления предпринимателем таких индивидуальных качеств личности, которые предполагают не только активность и энергичность человека, но и обязательный предпринимательский расчёт и понимание того, что доход или прибыль есть величина колеблю- щаяся. другими словами, предпринимательская деятельность, активная в своей основе, предполагает наличие у каждого успешного предпринимателя таких личностных качеств, как предприимчивость, оборотливость, исполнительность. Если под предприимчивостью исследователи того периода понимали инициативность и высокие креативные качества предпринимателя, не боящегося конкуренции и учитывающего конъюнктуру рынка, то оборотливость предполагала умение отыскивать наиболее выгодные условия обращения капитала, сбыта продуктов, наличие навыков осуществлять современную коммерцию.

И теперь, в начале XXi века, не менее важными индивидуально-личностными качествами предпринимателя, помимо активности и предприимчивости, являются определённая смелость в рискованных предприятиях, стремление к новому и развитое чувство ответственности за свои действия и дела, чувство ответственности перед самим собой, своей семьёй, коллегами и всем обществом, — качества, все в большей мере характеризующие современного отечественного предпринимателя.

В современном социально-гуманитарном знании утвердилось представление о том, что экономическая деятельность людей, предпринимательство являются значимым сегментом социального бытия нашего общества. В отличие от безусловно отрицательного отношения к предпринимательству в условиях господства догматизированного марксизма-ленинизма, современные отече- ственные исследователи понимают предпринимательство как самостоятельную, инициативную и социально ответственную деятельность людей, которую они осуществляют на свой собственный риск, имея в виду получение прибыли. Успех предпринимательской деятельности определяют не только инициатива, интересы и потребности человека, его волевые качества и организационные способности, то есть его определённый интеллектуальный и моральный капитал, но и целый ряд конкретно-исторических объективных обстоятельств, связанных с наличием и обязательным использованием предпринимателем каких-то форм частной собственности, соблюдением существующего в стране законодательства, действующих норм права и конкретных нормативных актов. Немаловажное значение для успешной предпринимательской деятельности имеет и достаточно позитивное отношение самого предпринимателя к существующим в обществе культурным традициям в сфере бизнеса и другим предпринимателям как специфической социальной страте, как к коллегам и друзьям, а не врагам по бизнесу.

философский анализ такого сложного социокультурного феномена, как предпринимательская деятельность, в современной России проводится все ещё недостаточно и зачастую подменяется экономическими выкладками, а не научно обоснованными эмпирическими исследованиями социологов, культурологов или специалистов по менеджменту, без чего философски осмыслить предпринимательство невозможно.

Статья научная