Географическое измерение причинения смерти малолетним по неосторожности (ст. 109 УК РФ)

Автор: Краснова Кристина Александровна, Сафонов Владимир Николаевич, Джавадян Рузанна Рубеновна

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 3-1 (69), 2022 года.

Бесплатный доступ

Авторы исследуют криминологические особенности причинения смерти по неосторожности в отношении малолетних детей. Авторы установили типичные ситуации причинения смерти малолетним и наиболее частые криминогенные факторы, способствующие совершению данного преступления, во многом обусловленные географическим фактором. Сформулированы рекомендации по профилактике и предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 109 УК РФ, совершаемых в отношении малолетних.

Криминальная география, виктимология, криминальная смертность, детская криминальная смертность, семейно-бытовая преступность, неосторожность, причинение смерти по неосторожности, факторы преступности

Короткий адрес: https://sciup.org/14126367

IDR: 14126367   |   DOI: 10.47629/2074-9201_2022_3.1_28_32

Текст научной статьи Географическое измерение причинения смерти малолетним по неосторожности (ст. 109 УК РФ)

С овершение противоправных посягательств в отношении малолетних является одной из острых проблем современной России. Ежегодно практически в каждом субъекте Российской Федерации совершаются преступления против жизни и здоровья малолетних. Проблема семейно-бытовой преступности в отношении несовершеннолетних особенно обострилась в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 [5].

Общественная опасность преступности увеличивается, если ее жертвами становятся наименее защищенные слои населения: женщины, дети [9]. Проходящее своеобразный «экватор» Десятилетие детства, объявленное на период 2018-2027 гг., актуализирует обращение в проблеме виктимизации малолетних. Отметим, что охрана прав и интересов малолетних и в целом лиц, не достигших восемнадцати лет, к сожалению, не является одной из приоритетных задач уголовного закона, перечисленных в ст. 2 УК РФ, на что обращается внимание в специальной литературе [21].

Опираясь на солидный эмпирический и доктринальный опыт исследований этой сферы [8], мы обратились к малоизученному вопросу учета географических особенностей, обуславливающих причины и условия причинения смерти малолетним по неосторожности.

Криминологи в свое время обратили внимание на значимость фактора «географии преступности», позволяющего зафиксировать и объяснить особенности географического распределения преступности и ее причинного комплекса. Исходные позиции высказаны рядом автором, в частности, Г.И. Забрянским: «Территориальное распределение преступности рассматривается в современной криминологии в разделе «региональная криминология», которую все больше авторов относит к частным криминологическим теориям» [7]. Предмет региональной криминологии составляют три раздела: экология преступности , которая исследует взаимосвязь среды, климата, природного ландшафта, структуры строительства – с одной стороны, и преступного поведения и виктимизации – с другой; топография преступности, который акцентирует внимание на анализе мест совершения преступлений внутри зданий, в квартирах, магазинах, в отелях, клиниках, спортивных сооружениях; география преступности , которая изучает пространственно-временное распределение преступности [22].

В целях разработки рекомендаций по совершенствованию мер предупреждения и профилактики совершения преступлений в отношении малолетних мы изучили материалы уголовных дел о причинении смерти малолетним по неосторожности (ст. 109 УК РФ) через призму географических особенностей их совершения. Гипотеза исследования – на основании анализа материалов судебной практики северной и южной частей страны установить, влияет ли географический аспект на формирование криминогенных факторов преступности рассматриваемого вида.

В рамках анализа материалов судебной практики нами было изучено 50 судебных приговоров по ст. 109 УК РФ за период 2019 – 2021 гг., где жертвами преступлений в семье стали малолетние дети. Из них 25 приговоров судов состоялись в регионах северовосточной части Российской Федерации (Республика Тыва, Республика Бурятия, Республика Хакасия и др.) и 25 приговоров вынесены судами субъектов южной части страны (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область и др.).

Среди факторов, способствовавших гибели малолетних детей в изученных нами уголовных делах, следует отметить семейное неблагополучие. Данное понятие охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами [1].

Следует отметить, что в регионах северо-восточной части страны большинство преступлений, предусмотренных ст. 109 УК РФ, было совершено в отношении малолетних, проживавших в неблагополучных семьях. Как правило, родители ребенка страдали алкогольной или наркотической зависимостью [12], вследствие чего они теряли контроль над своими действиями, совершали насильственные действия в отношении малолетних и не исполняли надлежащим образом свои обязанности по охране жизни и здоровья детей.

Обращает на себя внимание распространённая проблема для северо-восточных регионов страны – пьющие матери детей грудничкового возраста. Смерть детям в этом случае причиняется наиболее часто по двум механизмам: асфиксия при кормлении ребенка грудью нетрезвой матерью или вследствие отравления угарным газом.

Так, судом установлено, что осужденная Х., будучи неоднократно предупрежденной медицинским персоналом о необходимости соблюдения особых мер безопасности в процессе ухода за грудным ребенком и недопустимости нахождения грудных детей в силу их беспомощности на одном месте во время сна совместно со взрослыми, проигнорировала данные требования. Х. положила малолетнего сына спать рядом с собой на нижнюю часть двухъярусной кровати и, не убедившись в безопасности своего ребенка, потеряв бдительность и должный контроль за своим физическим состоянием, уснула и в процессе сна, не контролируя свои движения, своим телом придавила органы дыхания своего малолетнего сына, воспрепятствовав его свободному процессу дыхания. Малолетний в силу своего беспомощного состояния не мог принять какие-либо меры к самосохранению. В результате неосторожных действий Х. ребенок скончался от механической асфиксии [3].

Результаты анализа приговоров, вынесенных судами северных регионов страны по делам о причинении смерти по неосторожности малолетним, свидетельствуют о том, что достаточно часто смерть малолетних наступает в результате отравления угарным газом. Суровые климатические условия обуславливают необходимость регулярного пользования печью. При этом в одних случаях родители не соблюдают правила безопасности при работе с печью по небрежности, в других случаях – небрежность усугубляется нахождением родителей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения [10].

Например, как установлено судом, осужденная М. затопила углем кирпичную печь, зная, что на конфорке печи имеются две трещины, через которые в помещение дома могли попасть продукты горения, представляющие опасность для жизни и здоровья, легла спать со своими двумя малолетними дочерями. Около 4 часов М., проявляя преступную небрежность, не предвидя возможности наступления общественно опасного последствия своих действий, не убедившись, что уголь в отопительном отсеке печи не сгорел до конца, закрыла дымоход указанной печи, в результате чего одна из ее малолетних дочерей между 7-10 часами того же дня скончалась от токсического воздействия окиси углерода (угарного газа). Однако конкретно в этом деле судом не установлено, что М. находилась в состоянии опьянения [4].

В литературе отмечается, что именно отравление угарным газом вследствие ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей по обеспечению охраны жизни и здоровья детей также является одной из наиболее частых причин смерти малолетних [14]. Полученные нами данные подтверждают высказанное выше утверждение. Так, из проанализированных нами 25 приговоров, вынесенных судами северо-восточной части страны, в 13 приговорах смерть малолетних наступила в результате токсического воздействия окиси углерода (угарного газа). Результаты наших наблюдений, касающиеся особенностей причинного комплекса рассматриваемого преступления, применительно к Республике Тыва, совпадают с данными других исследователей [6].

Подчеркнем, что в силу неосторожного характера вины в составе преступления, предусмотренного ст. 109 УК РФ, соучастие в нем невозможно [13]. Однако множественность потерпевших нередка. Так, в 5 из 13 приговорах была причинена смерть по неосторожности двум и более малолетним.

Как следует из материалов дела, осужденная К., находясь в состоянии алкогольного опьянения, не соблюдала правила безопасности при обращении с отопительной печью, легла спать с тремя своими малолетними детьми. От отравления угарным газом наступила смерть малолетних [2].

Таким образом, механизм совершения рассматриваемых преступлений в отношении малолетних не отличается разнообразием, что и заключает в себе превентивные перспективы [11]. Для регионов северо-восточной части страны характерно наступление смерти малолетних по одной из двух причин: либо в результате механической асфиксии при схожих обстоятельствах, либо в результате токсического воздействия окиси углерода (угарного газа).

В южной части страны складывается несколько иная картина преступления. Там гораздо реже встречается отравление угарным газом как причина смерти малолетнего. Хотя механическая асфиксия в качестве причины смерти ребенка (грудничка) присутствовала в 10 из 25 уголовных делах [15; 16; 18].

Обстоятельства неосторожного причинения смерти малолетним в южных районах более разнообразны. В некоторых случаях смерть малолетнего наступает в результате отсутствия контроля со стороны родителей, в результате чего возникают ситуации опасные для жизни и здоровья ребенка. Так, осужденная Х. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 109 УК РФ. Женщина оставила в комнате ребенка на кровати, не предназначенной для новорожденных, где не имелись специальные защитные бортики. Будучи лишенным возможности принять меры к самосохранению в силу своего малолетнего возраста, упав с указанной кровати, ребенок получил при падении черепно-мозговую травму, в результате чего наступила смерть малолетней [19].

В другом примере малолетний, оставшись без присмотра родителей, провалился в отверстие выгребной ямы. Смерть малолетнего наступила в результате механической асфиксии от закрытия дыхательных путей жидкостью при утоплении [17].

Выявляя обстоятельства, способствующие причинению смерти малолетним по неосторожности, мы наблюдаем разнообразие виктимологической картины преступления, обусловленное географическим фактором. С одной стороны, в северо-восточных регионах страны в большинстве случаев преступление, предусмотренное ст. 109 УК РФ, в отношении малолетнего потерпевшего совершается матерью ребенка, зачастую находящейся в состоянии алкогольного опьянения. Наиболее частая причина смерти – асфиксия при кормлении грудью нетрезвой матерью или отравление угарным газом в зимний период. С другой стороны, в южных регионах страны обстоятельства причинения смерти малолетним характеризуется большим разнообразием конкретных причин, среди которых также преобладают бытовые, вызванные оставлением ребенка без контроля и наблюдения со стороны взрослых. При этом механическая асфиксия при кормлении ребенка грудью и смерть от угарного газа не являются преобладающими среди непосредственных причин смерти детей.

В рамках «Десятилетия детства» государственная семейная политика составляет один из приоритетных компонентов социальной политики, поэтому предупреждение насилия в семье справедливо признается задачей, требующей комплексного решения [20]. Применительно к проблеме, рассмотренной в настоящей статье, хотелось бы обратить внимание на необходимость неусыпного контроля органов опеки и попечительства за семьями, в которых воспитываются несовершеннолетние дети. Особое внимание следует уделять неблагополучным семьям, проживающим в аварийном жилье, и в которых родители злоупотребляют спиртными напитками или употребляют наркотические вещества. Контроль со стороны органов опеки и попечительства должен быть не формальным, а реальным. К выявлению таких неблагополучных семей необходимо привлекать и общественность (прежде всего, соседей). Только комплексными мерами можно снизить показатели детской смертности от преступлений, предусмотренных ст. 109 УК РФ.

Список литературы Географическое измерение причинения смерти малолетним по неосторожности (ст. 109 УК РФ)

  • Агафонов Ю.А., Ильяшенко А.Н. Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних // Общество и право. 2007. № 3 (17). С. 11-17.
  • Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Бурятия от 12 февраля 2020 года по делу № 22-186/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/s97ZgME4PTrT/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Тыва от 28 февраля 2020 года по делу № 22-256/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/D4x6tqH1vcbr/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Апелляционное постановление Верховного Суда Республики Тыва от 08 июня 2020 года по делу № 22-742/2020. URL: https://sudact.ru/regular/doc/m3ml0ampluL0/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Бессчетнова О.В. Проблема домашнего насилия в пандемию COVID-19: кто виноват и что делать? // Известия Саратовского университета. 2021. Т. 21. Вып. 3. С. 283-288.
  • Евланова О.А. Некоторые результаты криминологического исследования детерминации преступности в Республике Тыва // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2020. № 2 (76). С. 62-70.
  • Забрянский Г.И. География преступности несовершеннолетних в России: методика и результаты исследования // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2009. № 2 (13). С. 97-107.
  • Кабанов П. А. Виктимологическое измерение криминальной смертности в Российской Федерации: анализ статистических показателей 2015-2020 гг. // Виктимология. 2022. Т. 9. № 1. С. 7–19.
  • Кабанов П.А. Виктимологическое измерение последствий современной российской преступности: криминологический анализ официальной статистики 2009-2016 гг. // Виктимология. 2017. № 2 (12). С. 5-23.
  • Кобец П.Н. Основные направления борьбы с наркотиками // Информация как двигатель научного прогресса. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. С. 182-185.
  • Кобец П.Н. О приоритетах профилактического направления наркопреступности в уголовной политике государства // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 7-2 (19). С. 122-124.
  • Кобец П.Н. О необходимости совершенствования государственной системы профилактики наркомании и предупреждении правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Материалы Третьих антинаркотических чтений профессорско-преподавательского состава, студентов и практических работников, посвященных десятилетию действия Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”. Сборник научных трудов. Отв. редакторы: Галузин А.Ф. Лошкарев В.В. – Самара, 2008. С. 105-112.
  • Кожухарик Д.Н., Савин П.Т. Причинение смерти по неосторожности с квалифицирующими признаками // Российский следователь. 2018. № 1. С. 27-30.
  • Крюк В.С. Деятельность прокуратуры по защите детей от насилия в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2021. № 3 (53). С. 99-104.
  • Приговор Анапского городского суда Краснодарского края от 14 ноября 2019 года по делу № 1-353/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/juJFVTcmfkgl/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Приговор Изобильненского районного суда Ставропольского края от 26 июля 2019 года по делу № 1-200/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/eJ3JGsklHKUw/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Приговор Миллеровского районного суда Ростовской области от 25 июля 2019 года по делу № 1-248/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/AhLAvtDHXlrC/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Приговор Новопокровского районного суда Краснодарского края от 05 июня 2019 года по делу № 1-84/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/e41uMApDP9xR/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Приговор Туапсинского районного суда Краснодарского края от 29 августа 2019 года по делу № 1-132/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/aQkC6oQTD1JR/ (дата обращения 15.09.2022).
  • Шикула И.Р. Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны прав и свобод потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, от насилия в семейно-бытовой сфере // Российский следователь. 2020. № 3. С. 48-51.
  • Шикула И.Р. К вопросу совершенствования уголовно-правовых средств защиты несовершеннолетнего потерпевшего // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-5. С. 76-78.
  • Шнайдер Г.Й. Криминология. – М.: 1994. С. 201-203.
Еще
Статья научная