Геометрические фигуры Фенноскандии

Бесплатный доступ

По сути, к геометрическим относят те фигуры, реальные прототипы которых нам неизвестны. Например, к геометрическим фигурам не относят изображения копий, гарпунов, луков, стрел, следов снегоступов и следов животных, хотя обычно они выглядят довольно абстрактно. Целый ряд таких непонятных фигур имеется в наскальном искусстве Фенноскандии. Онежские солярно-лунарные знаки в композициях связаны с животными и занимают место, которое семантически должно быть отнесено к топорам-жезлам. Кресты и крестообразные фигуры в петроглифах Альты уверенно связываются с изображениями северных оленей и лосей. На Канозере кресты связаны с мифическими персонажами. Фигуры, которые можно было бы считать изображением сетей, связаны не с ихтиоморфами, а с лосями/оленями. Колеса могут быть связаны с представлениями о загробном мире по аналогии с формой каменных выкладок над погребениями. Овальные и круглые фигуры с точкой внутри интерпретируются как изображения вульвы на основании типологического ряда. На таком же основании крюки и серпы Вингена относятся к группе топоров-жезлов.

Еще

Наскальное искусство, фенноскандия, геометрические фигуры, абстрактные фигуры, орнаменты

Короткий адрес: https://sciup.org/143173140

IDR: 143173140   |   DOI: 10.25681/IARAS.0130-2620.259.184-194

Список литературы Геометрические фигуры Фенноскандии

  • Колпаков Е. М., 2014. Кресты и колеса в петроглифах Фенноскандии // АВ. Вып. 20. СПб.: Арт-Экспресс. С. 96-104.
  • Колпаков Е. М., Киселева А. М., 2019. Петроглифы Канозера: открытия 2019 г. // Первобытная археология: журнал междисциплинарных исследований. № 1. С. 149-158
  • Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., 2012. Петроглифы Канозера = Rock Carvings of Kanozero. СПб.: Искусство России. 424 с., ил. (Текст парал. рус., англ.)
  • Колпаков Е. М., Шумкин В. Я., Мурашкин А. И., 2018. Петроглифы Чальмн-Варрэ = Calmn-Varre petroglyphs. СПб.: ЛЕМА. 160 с., ил. (Текст парал. рус., англ.)
  • Равдоникас В. И., 1936. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 1: Наскальные изображения Онежского озера = Les Gravures Rupestres des Bords du lac Onega et de la mer Blanche. Part. 1: Les Gravures Rupestres du lac Onega. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 211 с., 83 вкл. л. (Труды Института этнографии. Т. IX. Археологическая серия; № 1.)
  • Равдоникас В. И., 1938. Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря. Ч. 2: Наскальные изображения Белого моря = Les Gravures Rupestres des Bords du lac Onega et de la mer Blanche. Part. 2: Les Gravures Rupestres de la mer Blanche. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 168 с., 87 л. ил. (Труды Института этнографии; т. X. Археологическая серия; № 1.)
  • Савватеев Ю. А., 1970. Залавруга. Археологические памятники низовья реки Выг. Ч. 1: Петроглифы. Л.: Наука. 443 с.
  • Gjerde J.-M., 2010. Rock art and Landscapes: Studies of Stone Age rock art from Northern Fennoscandia: PhD dis. University of Tromso. 505 p.
  • Hallström G., 1960. Monumental art of northern Sweden from the stone age: Namforsen and other localities. Stockholm: Almqvist & Wiksell. XVI, 401 p.
  • Helskog K., 2014. Communicating with the World of Beings. The World Heritage rock art sites in Alta, Arctic Norway. Oxford; Philadelphia: Oxbow Books. 240 p.
  • Larsson T. B. & Brostrom S.-G., 2011. The Rock Art of Namforsen, Sweden. The survey 20012003. Archaeological Reports from Umea University 62. Umea.
  • Lødøen T. K., Mandt G., 2012. Vingen - et naturens kolossalmuseum for helleristninger. Trondheim: Akademika.460 p. (Instituttet for sammenlignende kulturforskning. Serie B: Skrifter; CXLVI.) Tansem K., 2009. Alta museum archive. Alta. Tracing of2009.
  • Wangen V., 2009. Gravfeltet på Gunnarstorp i Sarpsborg, Østfold. Et monument over dødsriter og kulturøvelse i yngre bronsealder og eldste jernalder. Oslo: Universiteteti Oslo. 313 S., Abb., Taf. (Norske Oldfunn; 27.)
Еще
Статья научная