Глубинно-личностные предпосылки беременных женщин, способствующие грудному вскармливанию
Бесплатный доступ
Глубинно-личностные особенности беременных женщин и молодых матерей изучены недостаточно. В статье приводятся результаты исследования глубинно-личностных характеристик беременных женщин, ожидающих рождения первого ребёнка, с помощью проективных и психометрических методов; соотнесение последующих фактов пролонгированного грудного вскармливания у исследуемой группы с полученными ранее характеристиками. На основе полученных данных совершена попытка создания математической модели потенциально кормящей и не кормящей грудью женщины.
Тест л.сонди, тест г.роршаха, глубинно-личностные характеристики, беременная женщина, психология грудного вскармливания, контакт "мать-дитя"
Короткий адрес: https://sciup.org/148100416
IDR: 148100416
Текст научной статьи Глубинно-личностные предпосылки беременных женщин, способствующие грудному вскармливанию
Актуальность проблемы. Одной из главных задач и проблемой системы родовспоможения является постоянное улучшение качества подготовки беременных женщин к родам и будущему материнству. В условиях социальнодемографического кризиса в нашей стране это особенно актуально. Важнейшим направлением их решения является всемерное повышение успешности психофизиологической подготовки беременных. Последние десятилетия отмечены гуманизацией в отношении плода и новорожденного реб ё нка (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Меще-рякова)1. Сегодня считается доказанным тот факт, что контакты матери с будущим реб ё нком внутриутробно и сразу после рождения (раннее прикладывание к груди, контакт «кожа к коже») ещ ё больше укрепляют их взаимную привязанность, а пролонгированное грудное вскармливание способствует увеличению адаптивных способностей реб ё нка в последующей жизни (О.А.Копыл, О.В.Баженова, Л.Л.Баз)2. Также было выявлено, что важным фактором, приводящим к органически обусловленным нарушениям психического развития, является питание, особенно в первые два года жизни реб ё нка, которые связаны с быстрым ростом тела
и мозга (Л.Е.Берк)3. Большую роль при этом играет грудное вскармливание. В бедных регионах мира, где наблюдается преимущественно грудное вскармливание, дети в меньшей степени страдают от недоедания и в 6 – 14 раз чаще выживают на первом году жизни по сравнению с младенцами в развитых странах. Сбалансированность грудного молока и происходящий в момент кормления контакт между матерью и реб ё нком способствуют эмоциональному благополучию, которое связано с проявлением любви и внимания к реб ё нку (Ю.В.Микадзе)4. Эти проблемы, будучи тесно связаны по определению, требуют пристального внимания и глубокой научной разработки с участием врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, медицинских и перинатальных психологов (В.В.Аб-рамченко, Н.П.Коваленко)5. Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается необходимостью поиска наиболее эффективных методов психодиагностики и психологической коррекции беременных женщин, способствующих успешному материнству и, как следствие, здоровью будущих детей.
Задачи исследования: 1) Изучить глубинноличностные особенности беременных женщин с помощью проективных тестов. 2) Выявить взаимосвязь некоторых глубинно-личностных характеристик беременных женщин с успешным формированием доминанты родов и грудного вскармливания. 3) На основе результатов выявленных глубинно-личностных характеристик, способствующих успешным родам и грудному вскармливанию, разработать программу тренинга и практические рекомендации по индивидуализации психопрофилактической подготовки к родам и будущему материнству.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили основные положения материалистической диалектики и системного подхода (В.П.Тугаринов; В.С.Добриянов; В.И.Столяров; А.П.Шептулин; Ф.Энгельс)6; принцип системности, системного строения психического явления (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин; В.Н.Садовский; А.И.Уемов; В.Г.Афанасьев; Б.Ф.Ломов; Б.М.Теплов и др.)7; положения общей, клинической и перинатальной психологии, работы по психосоматическим аспектам в акушерско-гинекологической практике, по психологии материнства (А.А.Ухтомский; Г.И.Брехман; В.В.Абрамченко; Н.П.Коваленко; В.Д.Менделевич; Г.Г.Филиппова; S.Freud; L.Szondi; S.Deri)8.
Методы исследования . Для решения поставленных задач были использованы: теоретический анализ и обобщение источников литературы, проективные и психосоциометрические методики (тест Л.Сонди, Г.Роршаха, Р.Кеттелла), анкетирование, психологическое тестирование, психологические наблюдения, статистическая обработка полученных данных.
Организация исследования . Исследования по теме проводились в МУЗ Городская клиническая больница № 1 (перинатальный центр) г. Ульяновска. Основу исследования составляли лонгитюдный метод (в настоящем исследовании – 3 года, с 2005 по 2008 год) и метод «поперечных срезов». Работа проводилась в рамках тем НИР Самарского государственного медицинского университета. Всего в исследовании приняло участие 84 человека, проведено 591 исследование.
Практическая значимость заключается в разработке и представлении конкретных рекомендаций для практикующих клинических психологов и психотерапевтов в системе родовспоможения и медицинского персонала по индивидуальному подходу в подготовке беременных женщин к родам и будущему материнству, на основе психодиагностических материалов. Это помогло улучшить показатели поведения женщин во время родов и адаптации в ранний послеродовый период к взаимодействию с ново- рожденным. Основные результаты исследования реализованы в лечебном процессе МУЗ Городской клинической больницы №1 (перинатальный центр) г.Ульяновска и в психопрофилактической подготовке беременных женщин женской консультации данного перинатального центра. Результаты исследования включены в отчет по НИР кафедры медицинской психологии и психотерапии Самарского государственного медицинского университета.
При решении первой задачи исследования изучались глубинно-личностные особенности беременных женщин. Было проведено психологическое изучение 84 беременных женщин в третьем триместре беременности, ожидающих рождения первого реб ё нка и находящихся на стационарном лечении в ОПБ родильного дома Городской больницы № 1 (перинатальный центр), строго по желанию, которое подтверждалось подписанием добровольного соглашения. Возраст женщин от 18 до 35 лет. При этом, основная масса (65 беременных) были в возрасте 21 – 25 лет. Уровень образования и социальный статус различный. 78 состояли на момент исследования в официальном или гражданском браке, 6 женщин рожали вне брака. Из них 70 человек были подвергнуты лонгитюдному обследованию с третьего триместра беременности до одного года после родов. Исследование включало разностороннее тестирование, анкетирование и опрос.
С каждой женщиной проводилась предварительная беседа с целью установления доверительного контакта. Тестирование начиналось с метода Л.Сонди. Учитывая специфику стимульного материала данного теста, проводилась соответствующая подготовка. Диагностика тестом Роршаха производилась в классическом варианте на второй день исследования. Методика 16-факторного опросника Кетелла проводилась на 5-тый, последний день исследования.
Женщины, участвующие в лонгитюдном исследовании, проходили повторное тестирование (выборочно) методом Л.Сонди, Роршаха и Кет-телла в период от шести месяцев до одного года после родов. Полученные в ходе исследования сферы влечений методом портретных выборов Л.Сонди данные указывают на то, что среди беременных женщин встречаются представители практически всех классов влечений (за исключением подкласса d+ и m-). Однако, удельный вес того или иного встречающегося подкласса в исследуемой выборке довольно высоко вариабелен.
Наиболее часто встречающимися являются два подкласса: d – (интровертированность, пессимистичность, необщительность, преобладание мотивации неуспеха) – 16,3% от всей выборки и k – («грезящие наяву», застенчивые, стремление к избеганию конфликтов, повышенное чувство вины) – 20,93%. Далее следуют представители подкласса h+ («быстро влюбчивых», привязанность к конкретным людям, поиски удачи в личной жизни) – 12,79%; а также подклассов s+ (решительные предприимчивые с высоким уровнем мотивации достижения) – 5,81%; e – (тенденция к накоплению негативных эмоций с последующей разрядкой в виде приступов ярости) – 8,14%; hy+ (высокая степень эмоциональной вовлечённости, черты демонстративности, гибкий стиль межличностного поведения) – 6,98% и m+ («ищущий признания», впечатлительность, стремление к сотрудничеству) – 6,98%. На долю оставшихся 7 подклассов приходится 17,95% исследуемых беременных женщин: s- (нерешительность, мягкость, зависимость, тенденция к самоограничению ради близких) – 4,65%; е+ (конформность установок, декларация альтруизма, религиозность, терпеливость) – 4,65%; hy – (высокий самконтроль, склонность ко лжи и фарисейству, боязливость и мнительность) – 4,65%; к+ (эмоциональная холодность, эгоистическая сосредоточенность на внутреннем мире собственных переживаний), р+ (спонтанность, общительность, высокая самооценка) и р – (избирательность в контактах, скрытность, ранимость в отношении критики) – по 1 – 2%.
Большой исследовательский интерес по результатам изучения сферы влечений беременных женщин методом портретных выборов Л.Сонди для нас представляли данные «мажорноминорного» индекса, социального индекса по Вальтисбюлю. Так, распределение группы беременных женщин по «мажорно-минорному» индексу характеризуется относительно равномерным распределением по всему спектру, без выраженного минорного (женского) сдвига, с преобладанием показателей от 35,67% до 61,33%. При этом выраженный мажорный (мужской) сдвиг до 87% выявлялся у 28,6% исследуемых нами женщин.
Распределение изучаемой нами выборки беременных женщин по социальному индексу выявило тот факт, что 92,9% имеют социальнопозитивный сдвиг в сфере влечений, что, в свою очередь, свидетельствует об их социальной адаптированности. Соответственно, социально-негативные реакции выявлялись только у 7,14% женщин.
При обработке и анализе результатов по тесту Роршаха нами учитывались следующие параметры: тип переживания «инроверсивность – экстратенсивность» (Дв:Цв); аффективность (соотношение ответов «форма – цвет» ко всем остальным цветовым ответам, ФЦв:Цв); индекс
«изоляции» Isolate / R по Экслеру (рассчитывается как отношение суммы удвоенных ответов «натура» – Na, удвоенных ответов «облака» – Cl, «ординарная ботаника» – Bt, «ординарная география» – Ge, пейзаж – Zs, к сумме всех ответов – R); индекс «эгоцентризма» 3r+(2)/R (рассчитывается как соотношение суммы утроенных «зеркальных» ответов и двойных ответов ко всем ответам). По типу переживания преобладает нормотип (48,6%), т.е. количество кинестетических ответов приблизительно равно количеству цветовых ответов. Экстратенсивный тип переживания выявлялся у 27,14% беременных женщин; интроверсивный – у 24,3% исследуемых женщин.
В ходе исследования нами было выявлено преобладание (58,6 %) среди исследуемой группы женщин ответов «цвет – форма» (ЦвФ) и цветовых (Цв), т.е. в меньшей степени способных к адаптации, имеющих «кричащую» аффективность. 41,4% беременных женщин обнаружили преобладание ответов «форма – цвет», которые символизируют способность к аффективной адап-тации (откликаемости).
Данные по индексу «изоляции» (Isolate/R) варьируют от 0,16 до 0,39. При этом, 78,6% исследуемых нами беременных женщин имели показатели данного индекса в рамках нормы (0,16-0,27). И только у 21,4% женщин было зафиксировано повышение показателей индекса «изоляции» до 0,39.
Накопленные результаты по тесту Р.Кеттелла были подвергнуты интеркорреляционному анализу. Представляют интерес выраженные и заметные взаимосвязи с показателями некоторых глубинно-личностных характеристик. Данными факторами являются: фактор А: «замкнутость – общительность»; фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»; фактор F2: «экстраверсия – интроверсия»; фактор F3. чувствительность. Так, фактор А имеет устойчивую отрицательную корреляционную связь (-0,5) с индексом «мажорно-минорных» реакций в векторе контактов в тесте Л.Сонди. Т.е., чем вы-раженнее мажорный (мужской) сдвиг в векторе контактов, тем ниже показатели по фактору А в тесте Р.Кеттелла (тенденция к скрытности, обособленности, отчужденности, недоверчивости, необщительности, замкнутости, критичности, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей, трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов). Также показатели индекса «мажорно – минорных» реакций обнаружили устойчивую положительную корреляционную связь (0,6) с показателями фактора F3 в тесте Р.Кеттелла (предприимчивая, решительная личность; склонность не замечать жизненных нюансов, направлять свое поведение на слишком явное и очевидное; при возникновении трудностей – быстрое действие без достаточного размышления).
Результаты по фактору G в нашем исследовании имеют положительную устойчивую корреляцию (0,6) с показателями социального индекса по Вальтисбюлю в тесте Л.Сонди. Т.е., чем выше сдвиг в сторону социальнопозитивных реакций, тем выше показатели фактора G (добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость; развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность).
Также с фактором G в устойчивой, отрицательной корреляционной связи (-0,5) находятся результаты по индексу «эгоцентризма» в тесте Г.Роршаха. Т.е, чем выше показатели индекса «эгоцентризма», тем ниже значения стенов по вышеуказанному фактору (склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств; потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм; неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению). Сведения о корреляциях между некоторыми личностными характеристиками беременных женщин с параметрами сферы влечений, типа переживаний и аффективности, являются новым в психодиагностике. Корреляционные взаимосвязи данных показателей и фактов наличия или отсутствия грудного вскармливания дают представление об их психодиагностической ценности или валидности.
Для решения второй задачи интерес представляло соотношение полученных нами данных глубинно-личностных характеристик беременных женщин с последующим типом кормления рождённых детей. Для углубления накап- ливаемой информации и придания работе большей системности, из числа участников эксперимента были выделены условные группы «кормящих» и «некормящих» грудью женщин. В данной работе «кормящими» мы считали женщин, дети которых находились на грудном вскармливании более 6 месяцев, а «некормящими» – тех, кто полностью прекратил грудное кормление в неонатальный период (до 3х месяцев). Лонгитюдным методом прослежены изменения в показателях тестирования данных групп в течение одного года.
Было выявлено, что в группе «некормящих» женщин имеет место существенный мажорный сдвиг в векторе контактов, т.е. преобладание мужских реакций: d-m+- (несчастливость в личных отношениях, блокада контактов с остаточным прикреплением) и d-m0 (сильная инерция старых стереотипов, нет готовности к переменам). Соответственно, наиболее часто встречающимся корневым фактором в данной исследуемой группе был фактор d- («привязчивые» натуры, которые привязываются к давно отдалившемуся от них объекту, изнуряющие партн ё ры в любви, желающие получать).
Таким образом, мы получаем первые глубинно-психологические характеристики кормящей грудью женщины: 1) имеет минорный сдвиг в индексе мажорно-минорных реакций; 2) корневой фактор либо h+, либо s-, либо k-; 3) преобладание социально-позитивных реакций в векторе контактов (реакции: d0m+, d-m+); 4) по Р.Кеттелу: высокие показатели в факторе G, что проявляется как высокая нормативность в поведении, умение подчинять личные интересы групповым.
Высокие показатели в факторе А и F3 (высокая общительность и чувствительность); 5) количество кинестетических ответов приблизительно равно количеству цветовых ответов, либо незначительно экстравертировано; преобладание формо-цветовых ответов в тесте Роршаха над цветовыми ответами.
В качестве решения третей задачи , нами была написана программа тренинга «Вдохновенное ожидание», в разработке которого учитывались выявленные в ходе нашего исследования психологические «мишени» воздействия.
PREGNANT WOMEN PERSONAL PRECONDITIONS PROMOTING CHEST FEEDING
Список литературы Глубинно-личностные предпосылки беременных женщин, способствующие грудному вскармливанию
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни//Мозг и поведение младенца/Под ред. О.С.Адрианова. -М.: 1993.
- Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка//Синапс. -1993. -№ 4.
- Берк Л.Е. Развитие ребенка. -Серия: «Мастера психологии». -СПб.: 2006.
- Микадзе Ю.В Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. -М.: 2008.
- Абрамченко В.В., Коваленко Н.П. Перинатальная психология. Теория. Методология. Опыт. -М.: 2004.
- Добриянов В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. -М.: 1968
- Тугаринов В.П. О соотношении категорий диалектического материализма. -Л.: 1996.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. -М.: 1980.
- Ухтомский А.А. Доминанта. -Серия «Психология -классика» -СПб.: 2002.