Город как "территория изображений": иконография Петербурга XVIII-XIX веков и визуальный опыт
Автор: Тихомирова Анна Викторовна
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Языки культуры
Статья в выпуске: 2 (63), 2022 года.
Бесплатный доступ
Городское пространство общества модерна - это насыщенная среда для формирования визуального опыта. Обилие картографических, гравировальных, живописных и фотографических изображений Петербурга представляют обширный материал для исследования визуального опыта горожанина. Автор ставит задачу на совокупном материале изображений Петербурга, а также технико-оптических приспособлений XIX в. проследить трансформацию позиции наблюдателя. В ходе работы обозначены три режима видения: режим камеры-обскуры, основанный на теории линейной перспективы; режим панорамы, предполагающий смену парадигм визуального восприятия; режим серийного образа, связанный с изобретением фотографии. Проанализирована иконография Петербурга XVIII-XIX вв. с учетом особенностей каждого режима и выявлен ряд изображений города, которые продолжают тенденции европейской гравюры и живописи, выделена группа промежуточных форм изображений, образовавшаяся вследствие наложения схем визуального восприятия городского пространства.
Городская фотография, гравюра, зрелище, камера-обскура, панорама, серийный образ
Короткий адрес: https://sciup.org/140296442
IDR: 140296442 | DOI: 10.53115/19975996_2022_02_060-066
Список литературы Город как "территория изображений": иконография Петербурга XVIII-XIX веков и визуальный опыт
- Александрова Н.И. Русская гравюра XVIII века – первой половины XIX века // Очерки по истории и технике гравюры. – 1987. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.russianprints.ru/publications/rusgrav18-19.shtml (15.01.2022)
- Алексеева М.А. Михайло Махаев – мастер видового рисунка XVIII века: биография отдельного лица. – СПб.: Журн. Нева, 2003. – 447 с.
- Аркин Д. Перспективный план Санкт-Петербурга 1764–1773 гг. (План Сент-Илера – Горихвостова – Соколова) // Архитектурное наследство. – 1955, № 7. – С. 13–38.
- Бархатова Е.В. Санкт-Петербург в фотографиях XIX века. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://rosphoto.org/visit-online/virtual-exhibitions/sankt-peterburg-v-obektive-chereda-zapechatlenij/#sel=14:1,15:4
- Голдовский Г.Н. Художники братья Чернецовы и Пушкин. – СПб.: Гос. Русский музей, 1999. – 151 с.
- Гордин А.М., Денисов Ю.М., Козырева Н.М., Кошкарова Л.Н. Город глазами художников: Петербург–Петроград–Ленинград в произведениях живописи и графики. – Л.: Художник РСФСР, 1978. – 394 с.
- Китаев А. Немецкий вклад в российскую фотографию XIX века // Photographer.ru. – 2018. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/history/6521.htm#sdfootnote11sym (17.02.2022)
- Китаев А. Миссия Ришбура. Светописные сокровища России // Photographer.ru. – 2018. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/history/7632.htm (17.02.2022)
- Корндорф А.С. Фантом и ремесло. Театральная сценография Нового времени: от законов архитектуры к принципам живописи // Искусствознание. – 2016, № 1–2. – С. 378–425.
- Крери Дж. Техники наблюдателя. – Видение и современность в XIX веке. – М.: V-A-C press, 2014. – 256 с.
- Лотман М.Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Ученые записки Тартуского государственного университета. Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам XVIII. Вып. 664. – Тарту: Тартуский государственный университет, 1984. – С. 30–45.
- Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. – М.: Strelka Press, 2014. – 392 с.
- Новик А.А. Мотив «воображаемого путешествия» в панорамных представлениях первой половины XIX века в России // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. – СПб.: СПбГУ, 2018. – С. 280–290.
- Новик А.А. «Народная косморама»: происхождение русского райка в контексте истории оптических медиа XIX века // Новое литературное обозрение. – 2019, № 2 (156). – С. 62–76.
- Новик А.А. Ожившая светопись. Кабинеты камеры-обскуры в Петербурге // Шаги / Steps. Т. 3. – 2017, № 3. – С. 108–125.
- Санкт-Петербург на картах и планах первой половины XVIII века / С.В. Семенцов, О.А. Красникова, Т.П. Мазур, Т.А. Шрадер. – СПб.: Эклектика, 2004. – 432 с.
- Скворцова Е.А. Роль Дж. А. Аткинсона в развитии панорамы в русском искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2011, вып. 1. – C. 204–213.
- Сназина В.Б. Альбомы Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России: Исаакиевский собор» // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2011, вып. 1 (4). – С. 165–181.
- Федюшина Н.А. Фотография. Виды Петергофа. 1854–1917: Каталог коллекции. – СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2018. – 328 с.
- Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения. – М.: AD Marginem, 2000. – 287 с.
- Ellis M. Spectacles within doors’: Panoramas of London in the 1790s // Romanticism. Vol. 14. – 2008, № 2. – P. 133–148.
- Engraved view of London by C.J. Visscher showing the Globe. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://www.bl.uk/collection-items/engraved-view-of-london-by-c-j-visscher-showing-the-globe-1616
- Huhtamo E. Illusion In Moution. – L.: The MIT Press, 2013. – 438 p.
- Mazur T.P. Saint-Petersburg in Perspective. Saint-Hilaire – Sokolov – Gorikhvostov City Plan 1765–1773. – P. 167. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://kriga-spb.ru/Sthil/Mazur2.pdf
- Woodward D. Maps and the Rationalization of Geographic Space // Circa–1492 Art in the age of exploration by Jay Levenson. – L.: Yale University Press, 1991. – P. 83–87.