Грани социального партнерства школы и семьи в развитии воспитания

Автор: Григорьева Алевтина Ивановна, Кожурова Ольга Юрьевна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Воспитание в условиях перехода к ФГОС общего образования: новации и преемственность

Статья в выпуске: 4 (24), 2013 года.

Бесплатный доступ

Социальное партнерство рассматривается как инструмент взаимообразного повышения воспитательного потенциала субъектов социального партнерства – школы и семьи.

Социальное партнерство, система социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания, типы и модели социального партнерства школы и семьи, воспитательные эффекты

Короткий адрес: https://sciup.org/14821928

IDR: 14821928

Текст научной статьи Грани социального партнерства школы и семьи в развитии воспитания

Большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических исследований, на вопрос о том, какой социальный институт несет ответственность за воспитание молодого поколения, уверенно отвечают – семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже со школы, т.к. даже в просвещенной Европе еще не придумали, как эффективно спрашивать с родителей за воспитание детей, а школа учету и контролю поддается в гораздо большей степени.

Почти все единодушны также в том, что и семейное, и школьное воспитание находится в глубоком кризисе, который отражается на характере взаимодействия семьи и школы и на их воспитательной функции. Может быть, поэтому, говоря словами А.С. Макаренко, желания захватить власть в свои руки в деле воспитания детей нет ни у семьи, ни у школы. Наоборот, каждый компонент этой пары старается переложить всю тяжесть воспитания на другого.

На наш взгляд, выход из кризиса семейного и школьного воспитания может быть осуществлен за счет механизмов социального партнерства. В условиях атомизации школы и семьи, а порой и открытой конфронтации, именно этап договорных отношений может быть первым шагом на пути к сотрудничеству этих социальных институтов, взаимообогащению и спасению друг друга.

Партнерский характер отношений школы и семьи отличается от формально-административных, разрешительно-разделительных или «добровольно-принудительных» отношений тем, что партнерские отношения всегда добровольные и взаимозаинтересованные, а потому исключающие формальность. Конечно, понять собственные интересы и интересы партнера гораздо сложнее, чем взаимодействовать по принципу «вы должны». Однако принцип долженствования как раз и мешает взаимопониманию. Более того, он может привести к отчуждению родителей от школы. Педагог, который начинает выстраивать отношения с родителями не с изучения их личностного и профессионального потенциала, а с предъявления требований, никогда не сможет сделать семью своим партнером в воспитании ребенка.

Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимать, что партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники. Они не должны непременно любить друг друга, у них могут разниться интересы и возможности, между ними допустимы противоречия. Главное для партнерства – это осознание того, что без другого, без учета его интереса собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.

Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилиях. Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе, родители – на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами отношение педагогов к их детям. В этой ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Каковы основания для партнерства школы и семьи? В основе социального партнерства лежат общие и взаимные интересы, потребности и ресурсы сторон.

Исследования, проведенные Центром семейной педагогики Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, показывают, что в сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и главное – «живых», некнижных психолого-педагогических знаний. Именно такие знания получают сегодня родители гимназии №18 г. Алексина в рамках недавно созданного родительско-педагогического клуба. Школа №2 г. Новомосковска удовлетворяет нарастающий спрос родителей на системные психолого-педагогические знания в форме образовательной услуги. Педагоги школы и привлекаемые научные работники разработали множество авторских программ в зависимости от интересов различных групп родителей. Родителям интересно партнерство и для улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета силами школы, для стимулирования собственного личностного роста как взрослых людей.

В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, преодоления кадрового и компетентностного дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей, повышения учебной мотивации учащихся, поскольку внутренний мир ребенка при участии родителей в различной деятельности школы дополняется ощущением ответственности за своих родителей, а это усиливает у него ответственность и за самого себя. Это особенно заметно в тех случаях, когда родители приносят в школу новую деятельность (особый кружок по интересам, редкую спортивную специализацию, художественно-творческий вклад). Так, одна из родительниц школы №11 г. Алексина, начав с кружка флористики, организовала школьную кампанию, известную сейчас далеко за пределами Алексинского района. В ряде школ Тульской области родители ведут спортивные секции и различные кружки, некоторые школы обращаются к своим родителям за юридической консультацией или для оказания образовательной услуги, но в сфере здравоохранения.

В современных условиях партнерство школы с окружающим ее сообществом, в котором участвуют и местный бизнес, и местная власть, и жители микрорайона, в том числе семьи учащихся, – это та корневая система, которая питает школу и придает ей устойчивость. Школа должна быть открытой для сообщества – и в этом можно найти ресурсы развития. В технологиях общего управления качеством, развитых в последние десятилетия в западных школах, политика постоянных улучшений реализуется лишь при включенности в нее всех школьных сообществ и прежде всего родительского. Поражает объем этой включенности: от школьного консилиума с функцией мониторинга здоровья школьников, который ведется сообществом родителей-врачей, до огромного числа секций по интересам.

Каждый родитель хочет обеспечить своего ребенка по максимуму своих возможностей. Нужно сделать выбор: либо искать другую школу, либо обустраивать свою. Родителям сегодня нужно осознать, что школа может сделать в одиночку и что ей по силам, когда она действует вместе с ними. Таким образом, обмен ресурсами и кооперация ресурсов в сфере воспитания – одна из основных характеристик социального партнерства школы и семьи.

Современное образование вышло за стены школы. Школа и учитель-предметник сегодня не единственные носители знаний. Кроме того, сам процесс познания сейчас основывается не на трансляции, а интерактивных механизмах. Педагогам, если они хотят соответствовать новым условиям и широкому социально-культурному контексту образования, надо переосмыслить содержание и формы не только образования детей, но и взаимодействия с родителями, которое не должно строиться на традиционных директивных методах и ограничиваться обсуждением задач учебной работы ребенка на уроках и дома. Должны доминировать формы интерактивного и делового общения.

Сегодня об эффективности работы образовательного учреждения судят в основном по результатам ЕГЭ, количеству призовых мест в различных олимпиадах и числу выпускников, поступивших в вузы. Вследствие этого часть родителей относится к школе как заложнице вузов, более того, готова принять школу любой, если она гарантирует поступление выпускников в те вузы, которые соответствуют рейтингу родителей. Далеко не все школы (в особенности сельские) могут показывать высокое качество образования по названным критериям. И причины тому известны. Школы, где так называемая успеваемость перестает быть точкой отсчета, совместно с родителями могут разработать свою модель экспертной оценки деятельности образовательного учреждения и транслировать ее органам управления образованием. Результаты наших исследований показывают, что очень многие родители сельских, поселковых школ заинтересованы в скорейшем освоении их детьми той или иной профессии для того, чтобы ребенок «быстрее встал на ноги и чувствовал большую уверенность в завтрашнем дне». Для таких родителей показателями эффективности работы школы будут, например, хорошие отзывы работодателей о выпускниках школ, широкое партнерство с системой начального и среднего профессионального образования, помощь школы в трудоустройстве и поддержке своих выпускников. Так делает, например, Лидия Григорьевна Заколодная, руководитель подросткового клуба «Факел» г. Ефремова. Провожая своих воспитанников в армию, она пишет письма в воинские части, рассказывая о том, как в клубе готовят к воинской службе и какие замечательные ребята прибывают к ним, просит сделать все возможное, чтобы у ребят сохранился тот настрой служения Отечеству, который был заложен в них.

Потенциал общественно-государственной экспертизы как одной из граней социального партнерства школы и семьи еще не многими осознается. Коренное отличие экспертизы от традиционных проверок школы заключается в том, что экспертиза – не поиск и фиксация недоработок, а доброжелательное публичное выявление перспектив и точек развития. Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами сферы образования. В соответствии с этим меняется и представление о ведущем субъекте оценки результативности образования. Как ни странно, самым заинтересованным лицом является родитель, поскольку у него, в отличие от школы, ребенок чаще всего один.

Школа и семья не только полезны друг другу для увеличения собственного воспитательного потенциала. Совместно они могут противостоять жестким социальным вызовам времени, идущим в школу и семью извне. Однако только не прежними формами в «учебной» логике: возникает проблема наркотизации – учитель проводит беседу о вреде наркотиков, дети втягиваются в потребительский образ жизни – школа отвечает мероприятиями на тему высокой духовности и нравственности. На наш взгляд, противостояние возможно путем иной стратегии развития воспитания – путем втягивания, осмысленного включения социальности в образование. Такая стратегия требует особых организационных форм – детско-взрослых социальных проектов, которые должны проводиться не эпизодически, а системно, включения школьного сообщества в продуктивную коммуникацию с другими общественными субъектами, неимитационных социальных акций. Единственная школа, способная ответить на вызовы общества потребления, – это школа, в которой не пропагандируются, а культивируются ценности созидательной деятельности, заботы о другом, товарищества и взаимопомощи. Школе нужно забыть про морализаторство и выводить детей на самостоятельные социальные действия.

На фоне кризиса трудовой культуры и этики недостаточно традиционной ссылки школы на учение как труд. Воспитывающий труд – это не определенная последовательность действий, ведущая к определенному результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимым для работы знаниями и навыками (это «труд-учеба», обучение труду). Воспитывающий труд – это, по словам А.С. Макаренко, «труд-забота». Данный факт хуже осознается крупными городскими школами и лучше – маленькими сельскими, которые инициируют акции и проекты совместно с детьми и родителями по очищению святого источника (Гурьевская школа Венеского района, Первомайская школа Арсеньевского района), восстановлению храма (Федоровская школа Узловского района), преобразованию всего села (Синегу-бовская школа Чернского района).

Очевидно, что если школа выходит на проблемы воспитания, то она находит и настоящие задачи воспитания и социализации, и ресурсы, и партнеров. И понятно, что самым близким и потому ключевым партнером здесь выступает семья. Конечно, школе непросто будет втянуть в свой непотребительский образ жизни семьи, чьи дети ни разу не были с родителями в театре, музее, на экскурсии, но регулярно посещают супермаркеты и развлекательные центры. Совместное приобретательство – единственное, что еще как-то удерживает вместе членов этих «фамильонов» (термин писателя А. Иванова). Однако пробовать стоит.

Формы родительского участия могут быть самыми разными. Это могут быть различные школьные советы, комиссии, временные творческие коллективы, проектные группы, учительско-родительские клубы, переговорные площадки. Выбор наиболее приемлемых форм зависит от конкретных участников. Так, дееспособное общественное объединение (Организация родительской общественности) возникает не сразу, а постепенно, когда пройдет определенные этапы своего становления. Сначала активные группы педагогов и родителей могут действовать в рамках клуба, где просто всем что-то интересно, у каждого есть своя радость и своя боль. Затем должны возникнуть объединения типа советов, переговорных площадок, где можно спорить, согласовывать, конфликтовать, в общем, делать все то, что может привести к появлению договоренностей. После этого возникают структуры, где начинают проявляться собственные потенциальные позиции участников социального партнерства. Намечаются первые действия. Возникают первые совместные проекты.

Важно отметить, что в основе становления практик социального партнерства лежит простая психологическая реалия – ощущение несамодостаточности. В ситуации полной уверенности в своих действиях социального партнерства быть не может. Именно поэтому, несмотря на трудности, проекты в области социального партнерства с семьей становятся гарантом и стимулом ее развития.

Кроме того, пожалуй, только школа через механизмы социального партнерства может инициировать процесс договоренностей в обществе, т.е. взять на себя решение задачи достижения общественного согласия. У школы для этого есть замечательная особенность – здесь люди могут встретиться. Есть еще клубы по интересам, но это лишь небольшой сектор общественной жизни. Самый массовый сектор общественных встреч – школа. В ней люди встречаются как минимум один раз – когда учатся сами и, возможно, второй раз – когда приводят туда своих детей.

К сожалению, долгое время участие родителей в жизни школы было минимальным. Причины такой ситуации имеют исторические корни, поскольку советское государство фактически узурпировало свою роль в школе, взяв на себя и обучение, и воспитание. К родителям обращались лишь изредка – либо с краткой информацией о ходе дел, либо с экстренным вызовом в целях дисциплинарной разборки. В течение долгих десятилетий родитель привык к тому, что он «кормит и одевает», а школа «учит и воспитывает». Эта ситуация в корне должна измениться, и инициирование ее изменения заложено в одном из принципов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической базой ФГОС нового поколения

Sides of social partnership of school and family in the development of education

Social partnership is regarded as the instrument of mutual improvement of educational potential of the subjects of social partnership – school and family.

Статья научная