Гуманистические аспекты обучения и воспитания сотрудников силовых министерств
Автор: Козлов С.А., Новиков Б.Д.
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Психологические аспекты профессиональной подготовки
Статья в выпуске: 2 (16), 2001 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14988430
IDR: 14988430
Текст статьи Гуманистические аспекты обучения и воспитания сотрудников силовых министерств
Острота противоречий и недостатков в организации и функционировании сложившейся системы подготовки кадров для силовых структур в учебных заведениях обусловливает низкий уровень реализации их творческого потенциала в процессе их труда. Основной причиной здесь выступает дефицит современного теоретико-методологического и психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Живучесть административно-бюрократических подходов к управлению образованием в силовых министерствах не позволяет ни адекватно осмыслить, ни тем более внедрить в педагогическую практику основные положения, идеи и принципы гуманистической теории образования, отдельные аспекты которой кратко будут рассмотрены в данной статье.
Процесс гуманизации образования начинается, на наш взгляд, с осмысления принципиальных различий между гуманистическим и автократическим типами образования. Сопоставление этих феноменов наиболее последовательно представлено в работах замечательного бразильского педагога П.Фрейре. Каждому из описываемых им типов образования автор дал точное и остроумное название. Так, автократическое образование получило у него название “Образование по типу банковского вклада”. В учебном заведении такого типа педагог вкладывает знания в голову ученика, как в банк. Затем ему остается ждать дивидендов. Речь здесь, как видно, идет о совершенно определенном типе педагогической деятельности. Главной ее характеристикой являются субъект-объектные отношения. Это означает, что во взаимодействиях с обучающимися педагог всегда субъект, т.е. лицо значимое и активное, а обучающийся — всегда объект, т.е. лицо малозначимое, пассивное, готовое всегда принимать воздействие педагога, никогда не претендующее во взаимодействии с ним на другую роль.
Роль педагога в “школе банковского вклада”, пишет П.Фрейре, заключается в том, чтобы помещать имеющиеся в его запасе знания в “пустые со- суды” — так в представлении педагога выглядят головы eго подопечных. Знания в этой системе преподносятся всегда в готовом виде, так что о творчестве обучающихся “просят сильно не беспокоиться”. Основные действия педагога, с помощью которых он держит ученическую массу в повиновении, просты и понятны: авторитаризм, лозунги, манипуляция, “культурное насилие”. Что же происходит с людьми в таких условиях? Ответ на этот вопрос прост: ученики проходят науку приспосабливания к ситуации, конформизма и мимикрии, что, естественно, не проходит бесследно ни для кого (3, 40-45).
Читая эти тексты, думаешь, что перед тобой не бразильский, а наш, отечественный, педагог-исследователь — так узнаваемо все, о чем он пишет. Как видно, авторитарная педагогика — поистине педагогика без границ, хотя вот уже более десяти лет активно пропагандируется лозунг о гуманизации образования в силовых органах. И все же, несмотря на высокий консерватизм системы образования в силовых структурах, становится все более очевидным, что авторитарная система обучения и воспитания себя изживает. В этом плане, на наш взгляд, основным тормозом является то, что далеко еще нe всеми педагогами осознаны ценности, идеалы, принципы и теоретические основы гуманистического образования.
Философской основой гуманистического или, как eго еще часто называют, личностно ориентированного образования, является экзистенциализм. Это философское учение привлекает своим ярко выраженным интересом к человеку, eго внутреннему миру, индивидуальности. Экзистенциализм — учение о бытии, представляющее онтологический взгляд на человеческую жизнь. Обращение к экзистенциализму не случайно: воспитание в гуманистической парадигме рассматривается, прежде всего, как совместное проживание обучающегося и педагога в определенном пространстве и времени. Экзистенциальная философия обогащает нас пониманием человеческого бытия. Она рассматривает такие состояния человеческой души, которые не изучались и не учитывались в советской педагогике. Никогда прежде ни в теории воспитания, ни в методике воспитательной работы не говорилось о таких тонкостях человеческого бытия, как одиночество, нeпос-тоянство настроения, тоска, страх, беспокойство, человеческое счастье, смысл деятельности, смысл жизни. Не рассматривался всерьез вопрос и о том, что бытие человека может быть трагичным и хрупким. Здесь особенно ярко проявляется упрощенное понимание социального детерминизма воспитания.
Очень важна для педагогики идея экзистенциалистов о том, что в любой сложной ситуации, возникающей в человеческих отношениях, истина существует только внутри индивида. Отсюда следует весьма конструктивная для педагогики идея личности. Внутренний мир личности открывается, в представлении экзистенциалистов, в акте саморефлексии. Именно здесь проявляется сущность индивида, идет поиск каждым человеком своего подлинного бытия.
Обращение к философии экзистенциализма дает возможность рассматривать воспитание как педагогическую деятельность, направленную на организацию такой жизни человека, которая не ведет к обезличиванию человека — именно этого больше всего боялись экзистенциалисты, видя, как по мере усиления в жизни роли машин человек как бы срастается с ними и уже готов рассматривать самого себя как функцию машины. В этих условиях человек перестает рассматривать себя как личность, теряет свою индивидуальность. Карл Ясперс писал с тревогой: “Появляется новый, безличный, отмеченный печатью идеи технического существования, человек. Он знает себя как типа, а не как индивидуума, как послушного, без всякого притязания на личную жизнь, как стоящего выше всего личностного. Он гордится тем, что может быть заменен другими. Он против одиночества, живет при открытых дверях, не замыкается от других, всегда деятелен и всегда считается типом, который будет потерян, будучи предоставлен только самому себе” (2, 85).
Проблему приоритетов гуманистической педагогической деятельности исследовал основатель американской школы гуманистической психологии Карл Роджерс. Он подчеркивал, что личность вос-питуемого для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее человека всегда должно быть более важным для педагога, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания обучаемого важнее, чем его мысли и знания; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Педагог, пишет Роджерс, словно бы говорит воспитуемому: я тебя принимаю таким, какой ты есть, а уж исправишься ты сам. Внутренняя направленность педагога на развитие личности, на ее ценности, выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любые педагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистической педагогике оптимистический взгляд на природу человека, опора в работе с ним на позитив. “Человек, — писал Роджерс, — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом” (6, 65).
Ключевые параметры личностно ориентированного воспитания — совершенно особые воспитательная среда и воспитательное взаимодействие. Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность. Под активностью понимается способность среды поддерживать некоторый достаточный для всех участников взаимодействия уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности, стимулировать вопросительное отношение обучающегося к миру и творческий поиск ответов на вопросы, возникающие у него в процессе жизнедеятельности. Активная воспитательная среда замечательна тем, что обеспечивает каждого человека возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, высокой вероятностью возникновения случая, который может возбудить личный интерес участников взаимодействия к происходящему.
Движущей силой развития личности служит явление, которое называется провоцированием кризи- са компетентности. Перед участниками учебно-воспитательного процесса постоянно возникает проблема оценивания уровня собственной компетентности. Человек, встречаясь с новой ситуацией: деятельностью, взаимодействием, общением, задается вопросом о том, насколько он готов к этому общению или взаимодействию. Подходит ли он? Соответствует ли он? Хватает ли его знаний и опыта для такого взаимодействия? Сможет ли он добиться того, чего хочет? Если на все эти вопросы обучающийся отвечает положительно, то это является стабилизирующим фактором его развития.
Обучение реализуется здесь в проблемной форме, а любое знание не является истиной в последней инстанции: оно подвергается сомнению — так формируется критическое мышление. В качестве синонима слову “учение” используется слово “творчество”. Основные методы воспитания — диалог и культурное воздействие.
Воспитательная среда рассматривается в теории личностноориентированного образования как пространство взаимодействия его участников. Одна из наиболее важных характеристик такого взаимодействия — открытость. Она обеспечивается особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятием каждого члена педагогического взаимодействия таким, какой он есть. В этих условиях преодолеваются напряженность, страх человека, его неуверенность в себе. Это ведет к тому, что человек как бы снимает защиты, становится готовым как к влиянию на себя других людей, так и к обогащению собой пространства взаимодействия. Вершиной такого взаимодействия являются возникающие у его участников чувства успешности, очищенности, размягченности, свободы — того, что в культуре получило название катарсиса. Целью воспитательного взаимодействия является содействие личности в ее стремлении познать себя, развивать свои способности. В этом взаимодействии хотя и есть спонтанная составляющая, однако важное место принадлежит специальной, продуманной, педагогически организованной деятельности.
В процессе этой деятельности помимо взаимодействия имеет место воздействие педагога на обучающегося. Важно, чтобы оно носило мягкий, недирективный характер, чтобы педагог сумел в любой момент отказаться от заранее придуманных решений во имя проблем личностного роста обучающегося, которые актуальны для него “здесь и сейчас”.
Как уже отмечалось, в рамках данной теории воспитание рассматривается как целенаправленное педагогическое управление процессом развития обучающегося. Подчеркнем, что речь идет об управлении процессом развития личности, а не об управлении личностью. Это отличие имеет принципиальный характер: именно здесь проходит водораздел между старыми и новыми подходами к воспитанию. В автократической парадигме, как уже отмечалось выше, человек воспринимается только как объект педагогических воздействий. В советской педагогике, реализация принципов которой осуществляется в основном и сегодня, этот процесс получил название “фор- мирование личности”, и понятие “формирование” включало в себя жесткое управление личностью. Когда же говорится об управлении процессом развития личности, предполагается, что мы знаем закономерности этого процесса. Тогда основным смыслом педагогической деятельности становится создание условий, обеспечивающих его успешность.
Время авторитарного образования приходит к концу — это становится все более очевидно, но система мгновенно измениться не может. Измениться должны люди, работающие в образовании, должны появиться не конкретные модели обучения и воспитания, а стратегии образовательного взаимодействия, основанные на научных гуманистических теориях психологии и педагогики.
Список литературы Гуманистические аспекты обучения и воспитания сотрудников силовых министерств
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. -М.: Прогресс, 1986.
- Бубер М. Два образа веры. -М.: Республика, 1995.
- Гуманизация воспитания в современных условиях/Под ред. О.С.Газмана и А.Костенчука. -М.: ИПИ РАО, 1995.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Образование личности. -М.: Интерпракс, 1994.
- Демакова И.Д. Должность или призвание. -М.: Просвещение. 1991.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. -М.: Прогресс, 1994.
- Фромм Э. Человек для себя. -Минск: Коллегиум, 1992.