Гуманистические ценности как духовные ориентиры развития правовой культуры российского общества
Автор: Носов Иван Петрович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (7), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14974197
IDR: 14974197
Текст статьи Гуманистические ценности как духовные ориентиры развития правовой культуры российского общества
В ХХI в. гуманистическое мировоззрение, ценности которого являются ориентиром для развития прогрессивных форм правовой культуры, получило две специфические черты. Первая черта – это устремленность к предельному осуществлению не какой-либо одной из основных духовных ценностей (гуманизм, справедливость, свобода, рациональность), как это было раньше, а проявление их в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего элемента выступают принципы гуманизма. В современном социуме постепенно реализуются ценности гуманизма и персоноцентризма, которые становятся ведущими в духовной жизни общества. Вторая черта прогрессивного гуманистического мировоззрения выражается в признании необходимости интеграции на основе общечеловеческих духовных ценностей различных типов общества, имеющих свои специфические социальные и правовые идеалы. Следствием современного интеграционного процесса стали мировоззренческие «сдвиги» человечества под влиянием традиционного мировосприятия (в философии права, например, усилился рационализм, возрос интерес к исследованию проблем человека как личности, имеющей определенный правовой статус) [1, с. 24]. Эти глобальные процессы задают соответствующие ориентиры развитию правовой культуры российского общества.
Принципы гуманизма являются важнейшими ориентирами для развития правосознания современного российского общества. Еще в феврале 1917 г. В.И. Вернадским была высказана идея о необходимости гуманистического развития России как государства-континента. Он писал, что «мы недостаточно оцениваем значение огромной непрерывности нашей территории. Подобно Северо-Амери- канским Соединенным Штатам мы являемся государством-континентом. .. Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества» [3, с. 9]. Вернадский отмечает, что полиэтнический характер и разнообразие физико-географических условий нашего отечества служат основой сильных центробежных сил, поэтому для сохранения единства Российского государства необходима не грубая сила, а соответствующее справедливым требованиям мировой цивилизации равноправное существование «всех народов и всех граждан» [там же, с. 10]. Думается, что правящей российской элите необходимо положить эту идею в основу своей внутренней политики, иначе какой-либо прогресс – политический, экономический, социальный, правовой и тому подобный – будет невозможен.
Знание того, как меняется российский человек в зависимости от изменений общества, его экономических и социально-правовых структур, его ценностных ориентаций, как эти изменения в психологии и духовном настрое россиянина воздействуют на динамику общественных процессов, насколько расходятся идеи государственных институтов по реформированию общества с нормами практической правовой жизни гражданина, – эти и другие, производные от них, вопросы крайне актуальны для нашего времени. Ведь из всего этого и складывается будущее – судьба нашего Отечества.
По Н.А. Бердяеву, Россия – страна безграничной свободы духа, странничества, искания божьей правды. В ней нет такого крепкого мещанства, которое так отталкивает русских на Западе. Русская душа сгорает в пламенном искании правды и спасения для всего мира. В то же время Россия – страна духовного опьянения, страна хлыстов, само-сжигателей и духоборов. Она – страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинство личности, страна порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти. Одно из основных ее противоречий – противоборство духовной сытости и духовного голода. Религия священства – охранение того, что есть «Святая Русь», – сталкивается в духе России с религией пророчества – взыскания града грядущего, всеобщего спасения и всеобщего блага (см.: [2]).
По мнению К.М. Никонова, переживаемый российским обществом «духовный кризис способен надолго парализовать способность человека к позитивному действию, ставит под сомнение его адекватное отношение к добру и злу. Этот кризис вместе с тем самым непосредственным образом влияет на всю современную ситуацию, более того, становится составной частью этой ситуации» [6, с. 14]. В последнее время произошли неизбежные духовно-ценностные сдвиги в правовой культуре российских граждан. Налицо массовая реакция психологического отторжения не только социальных ценностей прошлого, но и настоящего. Она удобна не только в поисках «внутреннего равновесия», но и в возведении новых культов жизни, в поощрении (что не может не тревожить) различных форм варварства в отношении к юридическому статусу личности и ценностям правовой культуры. Продолжается процесс отторжения граждан от собственной культуры, «переокультурива-ние» человека на основе «новых» образцов и ориентиров жизни и духовных запросов. Враги нашего Отечества, справедливо замечает кинорежиссер С. Говорухин, давно поняли, что Россию по-настоящему можно уничтожить только одним способом – перебив духовный хребет нации и воспитав новое поколение, не читающее, не размышляющее, для которого слово «Родина» является пустым звуком.
Россия обладает той ключевой ценностью, которая составляет одну из положительных особенностей русского народа, и это имен- но та духовная ценность, из-за дефицита которой западное общество входит сегодня в один из самых своих острых кризисов социальности. Это открытый и душевный стиль коммуникации, который дает возможность глубокого сопереживания другим.
В конце ХХ в. исследователь феномена идеологии Ю.Г. Волков признал, что нашей стране необходимо придерживаться идеи гуманизма [5, с. 29]. Нам близка его позиция, поскольку будущее за целостной идеологией гуманизма, которая должна основываться на целостном знании об окружающей действительности. Волков продолжает сократовскую традицию рациональной этики, утверждая, что целостное знание о мире будет фундаментом формирования действительно целостной личности как главной цели гуманистического общества. Высшее стремление человека усматривается им в стремлении к знаниям, следовательно, гуманистом оказывается человек, стремящийся к знаниям. «Будущее гуманистическое общество станет обществом знания, “градом знания” на Земле и в Космосе... “град знания” человек должен сначала воздвигнуть в себе самом, а затем в мире» [4, с. 106]. Из этого он делает вывод о том, что знания человека, его духовное богатство станут в грядущем обществе основой подавления эгоистического самолюбия и других антигуманных устремлений, будут служить фундаментом своего рода нравственного очищения человека. Иными словами, самосовершенствование личности возможно только благодаря освоению ею целостного знания, ясному осознанию своего места и роли в обществе, познанию гармонии человека и окружающего мира.
Высшей ценностью современного общества, которая должна служить главным духовным ориентиром для общественных форм правовой культуры, является право человека на жизнь. Идеал жизни и право на жизнь включают в себя целую систему правовых установлений и нравственных проблем. Жизнь – это не бессмысленное существование, а борьба за наиболее полное раскрытие созидательных возможностей человека, использование его творческих сил на благо общества. Достоинство жизни, ее высший смысл определяются не только человеком, но и социокультурными обстоятельствами его жизни. Полнота жизни зависит от меры свободы и меры юри-
54 И.П. Носов. Гуманистические ценности как духовные ориентиры развития правовой культуры дической защищенности его человеческого достоинства.
Свобода человека, его человеческое достоинство также относятся к высшим ценностям его бытия и служат мировоззренческими ориентирами для развития правовой культуры. Без свободы никакая материальная обеспеченность и благополучие не дадут человеку возможность быть личностью. Быть свободным – это один из высших идеалов человеческих стремлений. Свобода как ценность выступает предпосылкой и условием человеческого достоинства и его высокого социально-правового статуса.
К важнейшим ценностям, являющимся важным ориентиром для развития общественных форм правовой культуры, относится справедливость. Социальная справедливость в своем содержании и формах проявления охватывает широкий диапазон человеческой жизнедеятельности, взаимоотношений человека и общества, государства и граждан. Она включает в себя требование соответствия между практической ролью людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, итогом деятельности и вознаграждением, заслугами человека и его общественным признанием, преступлением и наказанием. Несоответствие между всем этим оценивается как несправедливость. Принципы справедливости должны лежать в основе человеческой жизни, свободы человека, в оценке меры его ответственности перед обществом и другими людьми.
Таким образом, основными духовными и мировоззренческими ориентирами формирования правосознания современного российского общества должны являться гуманизм, справедливость, свобода, благо и рациональ- ность, взятые в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего компонента выступают принципы гуманизма. Высшей гуманистической ценностью правовой сферы нашего общества должно являться право человека на жизнь, включающего в себя целостную полиструктуру нравственно-правовых установлений, позволяющих раскрыть созидательные возможности российского гражданина. Доминирующие социально-правовые идеологии необходимо трансформировать, избавившись от всего негативного, в единую идеологическую систему, ядром которой будет являться интеграционная гуманистическая форма правосознания, объективно способствующая социальному прогрессу.
Список литературы Гуманистические ценности как духовные ориентиры развития правовой культуры российского общества
- Баева, Л.В. Цивилизация и ее духовные основания: автореф. дис. … канд. филос. наук/Л.В. Баева. Волгоград, 1998. 27 с.
- Бердяев, Н.А. Русская идея/Н.А. Бердяев//Самопознание: сочинения. М.: Сварог и К, 1998. 541 с.
- Вернадский, В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой России/В.И. Вернадский//Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 5-12.
- Волков, Ю.Г. Манифест гуманизма/Ю.Г. Волков. М.: АНО РЖ, 1999. 140 с.
- Волков, Ю.Г. Несколько слов о гуманизме/Ю.Г. Волков.//Известия высших учебных заведений Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 1999. № 3. С. 28-30.
- Вырщиков, А.Н. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве/А.Н. Вырщиков, К.М. Никонов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 112 с.