Хаос "горизонтов ожиданий" в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"

Бесплатный доступ

В статье предлагается совершенно новый для достоевсковедения ракурс исследования художественного творчества Достоевского, конкретно - одного из романов «великого пятикнижия» - романа «Бесы». Понятие «горизонты ожиданий», которое используется в представленном исследовании, получило свое обоснование в рамках рецептивной эстетики Г.Р. Яусса. В работах Яусса основное внимание уделяется особенностям читательского восприятия текста. В нашем исследовании мы предлагаем расширить возможности данного подхода. Поэтому понятие «горизонт ожиданий» используется нами применительно не только к уровню читательского восприятия текста, но и к «ожиданиям» писателя и героев романа. С этой целью привлекаются черновые варианты текста, которые помогают проследить динамику авторского замысла и, соответственно, смену «горизонтов ожиданий» писателя. Не менее важным представляется анализ «горизонтов ожиданий» наиболее важных героев, их смену, взаимное пересечение или подмену. Это позволяет, во-первых, по-новому осмыслить сюжетные роли основных героев романа (Степана Трофимовича Верховенского, Ставрогина, Петра Верховенского, Шатова, Кириллова), а также ряда женских персонажей, и, во-вторых, расширить имеющиеся в достоевсковедении представления о концептуальном значении каждого художественного образа в романном целом.

Еще

Рецептивная эстетика, читательская рецепция, сюжет, горизонты ожиданий, центральный

Короткий адрес: https://sciup.org/148325596

IDR: 148325596   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2022-24-87-45-52

Список литературы Хаос "горизонтов ожиданий" в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"

  • Буданова, Н. Ф. Бесы (The Possessed) // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. -СПб.: «Пушкинский дом», 2008. - 468 с.
  • Достоевский, Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 тт. - Л.: Наука, 1972-1990.
  • Власкин, А. П. Аксиологическая составляющая художественного мира романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / А.П. Власкин // Достоевский: Философское мышление, взгляд писателя. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. (Dostoevsky monographs; Вып.3). - 491 с.
  • Власкин, А. П., Рудакова, С. В. Метасмыслы заглавий романов Достоевского // LIBRI MAGISTRI. - Вып.2 (16). Наследие Ф. М. Достоевского и современность. - Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И.Носова, 2021. - С. 119-128.
  • Егорова, Л. П. К вопросу о литературоведческой интерпретации и ее исследовательских призмах // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 182-186.
  • История эстетики: Учебное пособие / Отв. ред. В. В. Прозерский, Н. В. Голик. - СПб, 2011. - 702 с.
  • Кожанова, В. Ю. Концепты рецептивной эстетики в интерпретативной парадигме медиатекста // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2012. - № 5. - C. 97-107.
  • Макаричева, Н. А. Художественная гендерология в творческих исканиях Ф. М. Достоевского. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - 301 с.
  • Макаричев, Ф. В. Художественная индивидология Ф. М. Достоевского. - Спб: ЭлекСис, 2016. - С. 122-339.
  • Мелетинскии Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. - М.: РГГУ, 2001. - 187 с.
  • Поппер, К. Объективное знание: Эволюционный подход. - М: Эдиториал УРСС, 1979. - 91 с.
  • Постникова, Е. Г. Мифология власти и власть мифологии: М. Е. Салтыков-Щедрин - Ф. М. Достоевский. -Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2009. - 230 с.
  • Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменвтике. - М.: Академический Проект, 2008. - 695 с.
  • Сараскина, Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. - М.: Сов. писатель, 1990. - 478 с.
  • Яусс, Г. Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория. Антология / Сост. И. В. Кабанова. - М., 2004. - 342 с.
  • Яусс, Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. - 1995. - № 12. - С. 34-84.
  • Jaus, H-R. Question and answer: forms of dialogic understanding. - Minneapolis: University of Minnesota Press. 1989. - 283 р.
Еще
Статья научная