Характеристика отдаленных психических (когнитивных) расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию на Южном Урале
Автор: Буртовая Елена Юрьевна, Кантина Татьяна Эдуардовна, Литвинчук Елена Александровна
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Экологическая психиатрия
Статья в выпуске: 4 (105), 2019 года.
Бесплатный доступ
Введение. Проведенные исследования неврологического и психического статуса лиц, облученных в результате радиационных аварий и инцидентов (авария на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.), показали высокую распространенность в отдаленном периоде когнитивных расстройств. Актуальность изучения данной проблемы обусловлена социальной необходимостью раннего выявления, терапии и превенции когнитивных нарушений с целью продления активного долголетия населения. Цель - исследование психических (когнитивных) расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, в отдаленном периоде наблюдения. Материалы и методы. Сформированы две группы исследования. В основную группу вошло 100 человек 1950-1960 гг. рождения, проживавших в населенных пунктах бассейна реки Теча, с накопленной дозой облучения 0,16±0,02 Гр на красный костный мозг и 0,014±0,002 Гр на мягкие ткани. Группа сравнения включала 143 человека, имеющих дозы облучения не выше фоновых значений. В работе использовались клиникопсихопатологический, клинико-анамнестический, клинико-психологический, инструментальный (электроэнцефалография, исследование вызванных потенциалов головного мозга) методы исследования, а также метод статистической обработки материалов...
Органические психические расстройства, ионизирующее излучение, цереброваскулярные заболевания, хроническая ишемия головного мозга, когнитивные нарушения, когнитивные вызванные потенциалы, население, южный урал, река теча
Короткий адрес: https://sciup.org/142222104
IDR: 142222104 | DOI: 10.26617/1810-3111-2019-4(105)-45-51
Текст научной статьи Характеристика отдаленных психических (когнитивных) расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию на Южном Урале
Использование атомной энергии в хозяйственной деятельности человека создает предпосылки для развития чрезвычайных ситуаций, в том числе радиационных аварий и инцидентов [1]. Международное научное сообщество в течение нескольких десятилетий формирует общие подходы к регулированию деятельности предприятий атомной промышленности с це- лью минимизации возможных негативных последствий для здоровья человека и экологии [2, 3], уделяя пристальное внимание исследованию медико-биологических эффектов радиационного воздействия [4]. Отдаленные эффекты радиационного воздействия на центральную нервную систему (ЦНС) до настоящего времени остаются недостаточно изученными.
Первоначальные сведения о реакции нервной системы на действие сравнительно малых доз излучения относятся к практике рентгенотерапии отдельных функциональных и инфекционных заболеваний головного и спинного мозга и в меньшей степени опухолей мозга (1926‒1936 гг.). Целая серия работ, посвященных вопросу о состоянии нервной системы у лиц, подвергшихся воздействию радиации в производственных условиях, публикуется с начала 1950-х гг. В этих и последующих исследованиях отмечались отклонения в деятельности ЦНС, последовательно сменяющие друг друга по мере увеличения дозы и длительности облучения [5].
Проведенные исследования неврологического и психического статуса лиц, облученных в результате радиационных инцидентов на ПО «Маяк», показали раннее возникновение когнитивного дефицита у лиц, подвергшихся влиянию малых доз ионизирующих излучений [5, 6]. У ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС в отдаленном периоде наблюдается выраженная динамика нарушений психических процессов, обусловленных очаговыми изменениями, связанными с хронической ишемией мозга [7, 8, 9]. При обследовании в 1985–1990 гг. 1 233 жертв атомных бомбардировок в Японии установлено значительное ухудшение здоровья этого контингента по сравнению со стандартной японской популяцией [10, 11, 12]. За указанный период имело место повышение заболеваемости, в том числе артериальной гипертензией в 1,7 раза, ишемической болезнью сердца в 4,7 раза. По мнению ряда исследователей, причины болезней системы кровообращения связаны с облучением пострадавших в прошлом. В частности авторы полагают, что радиационный фактор является значимым для риска развития когнитивных расстройств и деменции. При этом связи между дозами, полученными в результате атомной бомбардировки, и сосудистой деменцией или болезнью Альцгеймера через 25–30 лет после облучения в этих исследованиях установлено не было [10, 11, 12].
Таким образом, на современном этапе проблема когнитивных нарушений у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, относится к одной из наименее разработанных и изученных. В литературе по-прежнему недостаточно освещены вопросы о возможных этиопатогенетических механизмах развития когнитивной патологии.
В литературных источниках отсутствуют исчерпывающие данные о влиянии ионизирующего излучения непосредственно на нейроны и опосредованного действия на ЦНС через формирование микроангиопатий и дальнейшее развитие цереброваскулярной патологии.
Актуальность решения данных научных проблем обусловлена как важностью своевременной диагностики когнитивных нарушений с целью адекватного и по возможности превентивного лечения, так и необходимостью разработки и внедрения новых терапевтических технологий, ориентированных на продление активного трудового долголетия, поддержание высокого уровня качества жизни облученного населения.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование психических (когнитивных) расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию, в отдаленном периоде наблюдения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На начальном этапе были сформированы две группы исследования. Основную группу (I) составили 100 человек 1950–1960 гг. рождения, проживавшие в населенных пунктах бассейна реки Теча, имевшие накопленную дозу облучения 0,16±0,02 Гр на красный костный мозг и 0,014±0,002 Гр на мягкие ткани. Группу сравнения (II) составили 143 человека, имеющие дозы облучения, не превышающие фоновые значения. Критериями исключения из выборки пациентов являлись хронические и острые психические расстройства психотического уровня, тяжелые соматические заболевания в стадии декомпенсации, онкологические заболевания в анамнезе, тяжёлые черепно-мозговые травмы и острые нарушения мозгового кровообращения в анамнезе. Средний возраст обследуемых основной группы составил 62,03±2,7 года, группы сравнения ‒ 61,12±2,8 года. В обеих группах исследования преобладали женщины (71,0% и 75,0%), славянской национальности (57,0% и 59,4%), имеющие среднеспециальное образование (61,0% и 55,9%), вышедшие на пенсию (90,0% и 81,1%), состоящие в браке (60,0% и 59,4%).
В ходе выполнения исследования использованы методы, направленные на выявление клинико-психопатологических, нейрофизиологических и клинико-психологических характеристик когнитивных нарушений у лиц, подвергшихся хроническому радиационному воздействию, а также методы статистической обработки материалов.
В основе диагностики когнитивных нарушений была оценка психического статуса пациентов в момент первичного осмотра с заполнением соответствующей карты осмотра больного.
В качестве нейрофизиологических методов использованы электроэнцефалография (ЭЭГ) и исследование когнитивных вызванных потенциалов (ВП). Оценка когнитивных ВП проводилась по общепринятой методике на энцефалографе-анализаторе ЭЭГА-21/26 «Энцефалан-131-03» модификация 10 с ПО «ЭЭГ-исследования», версия 6.4-10(11) «Элитная» научно-производственно-конструкторской фирмы «Медиком МТД» (Россия, Ростовская область, г. Таганрог). Методика Р300: выделение ВП на значимые опознаваемые события [13].
Клинико-психологическая диагностика включала в себя следующие методики: краткая шкала оценка психического статуса (MMSE), разработанная M.F. Folstein, S.E. Folstein, P.R. Hugh 1975); тест «Батарея лобной дисфункции» (англ. Frontal Assessment Batter ‒ FAB, Dubois B., Slachevsky A., Litvan I., Pillon B., 2000); шкала интеллекта для взрослых WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale, Векслер Д., 1939); методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).
Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием приложения пакета статистического анализа данных «Statis-tica 7». Для оценки значимости различий качественных характеристик выбранных групп использовался критерий χ2 Пирсона. Для установления значимости различий между группами по клинико-психопатологическим и психологическим характеристикам, измеренным количественно, были использованы критерий U Манна‒Уитни и критерий Q Розенбаума. Уровнем статистической значимости считалась вероятность случайного различия между величинами менее 5% (р≤0,05). Значимость различий при распределении частот дихотомических показателей оценивалась с помощью точного критерия Фишера.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Клинико-психопатологическая оценка выявленных расстройств в отдаленном периоде наблюдения показала преобладание органических психических расстройств в сравниваемых группах. Органическое астеническое, органическое тревожное, органическое когнитивное расстройства, органическое расстройство личности и психоорганический синдром суммарно составили 76% в основной группе облучённых и 69,3% в группе необлучённых лиц. При этом в основной группе достоверно преобладали лица с органическим когнитивным расстройством (41,% против 27,3% в группе сравнения; p=0,026). Та же закономерность прослеживалась и при оценке синдромальной структуры выявленных нарушений: синдром когнитивного снижения достоверно чаще встречали у облучённых лиц (p=0,039). В группе необлученных выявлена тенденция к преобладанию тревожнофобической симптоматики (р=0,052).
Органическое когнитивное расстройство у пациентов основной группы характеризовалось такими проявлениями, как забывчивость и рассеянность (74%), невнимательность (76%), снижение памяти на текущие события (56%), трудности при запоминании новой информации (73%), снижение работоспособности (52%), повышенная утомляемость (48%). Кроме того, этим пациентам была свойственна фиксация на внутренних ощущениях, склонность трактовать их как проявление тяжелых заболеваний, возникших в результате «…облучения в детстве». Указанные расстройства сочетались с нарушением засыпания, поверхностным неосвежающим сном, кошмарными сновидениями, головной болью, головокружением, шумом в голове, метеочувствительностью (p=0,039).
В группе сравнения, включающей необлу-чённых лиц, жалобы, свойственные для когнитивной патологии, были менее выражены в сравнении с основной группой и преимущественно были представлены ухудшением внимания (53,1%), снижением памяти на текущие события (49,6%), головными болями (55,9%), головокружением (55,2%), шумом в голове (49,0%), нарушениями сна (47,5%). Достоверно чаще пациенты отмечали состояния, сопровождающиеся выраженной потливостью и сердцебиением при отсутствии физической нагрузки (46,8% в сравнении с 34,0%, p=0,046).
Сопутствующая соматическая патология у пациентов исследуемых групп главным образом была представлена сосудистыми заболеваниями: артериальной гипертензией (83,0% и 83,2%), ишемической болезнью сердца (31,0% и 35,0%), дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ), причем чаще всего средней степени выраженности (72,0% и 69,9%). ДЭ первой и третьей степени тяжести наблюдали реже (26,0% и 28,7%, 2,0% и 1,4% соответственно), без достоверных отличий между группами. Также выявлены отдельные случаи язвенной болезни, бронхиальной астмы, ревматоидного артрита.
В группе сравнения (необлучённых) отмечалось значительное число лиц с ожирением, имело место достоверное преобладание этой патологии в данной группе (28,7% против 17,0% в основной группе; р=0,036).
По результатам электроэнцефалографического исследования в обеих группах наблюдали дезорганизованный тип ЭЭГ, с умеренными нарушениями биоэлектрической активности головного мозга (БЭА ГМ) и усиленным влиянием стволовых структур на БЭА ГМ.
У обследуемых обеих групп зарегистрированы среднеамплитудный альфа-ритм, имеющий средний индекс, и высокоамплитудный бета-ритм. Кроме основных ритмов в фоновой записи ЭЭГ отдельных испытуемых чаще фиксировался тета-ритм и лишь в редких случаях выявлен дельта-ритм. Полученные результаты свидетельствовали об ослаблении активирующих влияний на кору головного мозга со стороны ретикулярной формации стволовых структур, об усилении дезактивирующих влияний из других отделов лимбико-ретикулярного комплекса, а также о более выраженном нару-шеним функционирования корковых структур головного мозга и значимой дисфункции регулирующих механизмов центральной нервной системы с микроструктурными поражениями.
Исследование когнитивных вызванных потенциалов позволило выявить достоверное увеличение патогномоничных изменений ЛП Р300 (+3 сигмы) в группе лиц, подвергшихся облучению (р=0,05), и достоверно меньшее число лиц, значения ЛП Р300 которых соответствуют норме (р=0,02). Значения ЛП Р300 позволили оценить вероятный возраст обследуемых. Для лиц от 17 лет и старше использовали следующую зависимость:
Возраст=0,31хЛПР300-62,5 (r=0,62) [13]
В таблице 1 приводится вычисленный вероятный возраст для каждого обследуемого.
Таблица 1 - Вероятный возраст обследуемых обеих групп (по ЛП Р300)
Параметр |
Основная группа I (n=69) |
Группа сравнения II (n=110) |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Вероятный возраст ниже реального возраста |
42 |
60,9 |
89 (р =0,005) |
80,9 |
Вероятный возраст соответствует реальному возрасту |
4 |
5,8 |
4 |
3,6 |
Вероятный возраст выше реального возраста |
23 ( р=0,009) |
33,3 |
17 |
15,5 |
Обнаружено, что в основной группе (облученных) достоверно больше лиц, у которых вероятный возраст по ЛП Р300 превышает значение реального (р=0,009). Тогда как в группе сравнения (необлученных) достоверно больше обследуемых, вероятный возраст которых по ЛП Р300 был ниже реального (р=0,005). Полученные результаты требуют более углубленного подхода к анализу с целью оценки возможного ускорения процессов старения у лиц, подвергшихся радиационному воздействию.
Оценка выраженности когнитивных нарушений с помощью клинико-психологических методик (Краткая шкала оценки психического статуса, MMSE) позволила выявить примерно с одинаковой частотой встречаемости предде- ментные когнитивные нарушения (48,0% и 48,3% в исследуемых группах) и деменцию легкой степени (5,0% и 2,8%).
Исследование характера лобной функции (табл. 2) показало, что в основной группе (облученных) было достоверно больше лиц с умеренной лобной дисфункцией (р=0,034) и достоверно меньше лиц с нормальной лобной функцией (р=0,037), а также достоверно больше лиц со сниженной способностью к логическому обобщению и классификации (р=0,0003). Обследуемые основной группы испытывали сложности при выполнении заданий на вербальный интеллект, функционирование которого осуществляется в вербально-логической форме (р=0,04).
Т а б л и ц а 2 ‒ Распределение обследуемых обеих групп по характеру лобной функции
Характеристика лобной функции |
Основная группа I (n=100) |
Группа сравнения II (n=143) |
||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Выраженная лобная дисфункция |
3 |
3 |
5 |
3,5 |
Умеренная лобная дисфункция |
50 ( р=0,034) |
50 |
51 |
35,7 |
Нормальная лобная функция |
47 |
47 |
87 ( р=0,037) |
60,8 |
Таким образом, были определены психометрические признаки когнитивных нарушений, проявившиеся в снижении способностей к логическому обобщению, классификации, абстрагированию и в виде нарушения процессов памяти, внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при однородности и сопоставимости сравниваемых групп исследования можно говорить о достоверном преобладании среди лиц, подвергшихся воздействию ионизирующего излучения, органического когнитивного расстройства, обусловленного цереброваскулярной патологией. Полученные клинические данные подтверждались результатами клинико-инструментальных (ЭЭГ и ВП) и клинико-психологических исследований. В группе подвергшихся воздействию ионизирующего излучения выявлено преобладание лиц с умеренной лобной дисфункцией, сниженной способностью к логическому обобщению и классификации, что в целом указывает на ухудшение интеллектуально-мнестической деятельности и соответствует показателям более старших возрастных групп необлученного населения.
Список литературы Характеристика отдаленных психических (когнитивных) расстройств у лиц, подвергшихся радиационному воздействию на Южном Урале
- Аклеев А.В. Экологические и медицинские последствия радиационной аварии 1957 года на ПО "Маяк" / Научные редакторы А.В. Аклеев, М.Ф. Киселев. М.: Медбиоэкстрем, 2001: 294.
- Буртовой М.Ю., Екимов И.П. Принципы международно-правового регулирования международных отношений в сфере использования атомной энергии. Новое слово в науке: перспективы развития. 2016; 1-2(7): 346-347.
- Буртовой М.Ю. Генезис международного регулирования сотрудничества государств в сфере энергетических ресурсов. Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия "Право". 2019; 19(2): 42-47. DOI: 10.14529/law190207
- Стюарт Ф.А., Аклеев А.В., Киселев М.Ф. Отчет МКРЗ по тканевым реакциям, ранним и отдаленным эффектам в нормальных тканях и органах - пороговые дозы для тканевых реакций в контексте радиационной защиты. Челябинск: Книга, 2012: 384.
- Аклеев А.В. Хронический лучевой синдром у жителей прибрежных сел реки Теча. Челябинск: Книга, 2012: 464.
- Литвинчук Е.А., Кантина Т.Э. Клиникопсихологическая и психофизиологическая характеристика головной боли напряжения у лиц, подвергшихся радиационному воздействию. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018; 3: 53-58.
- DOI: 10.31363/2313-70532018-3-53-58
- Румянцева Г.М., Левина Т.М., Чинкина О.В. Сравнительное исследование органических психических расстройств сосудистого генеза у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Радиационная гигиена. 2011; 4(2): 82-86.
- Рудницкий В.А., Семке В.Я., Гарганеева Н.П. Непсихотические психические расстройства в сочетании с соматическими заболеваниями у ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Российский психиатрический журнал. 2010; 6: 34-40.
- Рудницкий В.А., Никитина В.Б., Аксенов М.М., Гарганеева Н.П. Экологическая, пограничная и социальная психиатрия: методологические подходы. Тюменский медицинский журнал. 2014; 16(1): 55-59.
- Preston D.L., Shimizu Y., Pierce D.A., Akihiko S. Studies of mortality of atomic bomb survivors. Report 13: Solid cancer and noncancer disease mortality: 1950-1997. Radiat. Res. 2003; 160(4): 381407.
- DOI: 10.2307/23262166
- Little M.P. Cancer and non-cancer effects in Japanese atomic bomb survivors. J. Radiol. Prot. 2009 Jun; 29(2 A): A43-59.
- DOI: 10.1088/0952-4746/29/2A/S04
- Little M.P., Tawn E.J., Tzoulaki I. Wakeford R, Hildebrandt G., Paris F., Tapio S., Elliott P. Review and meta-analysis of epidemiological associations between low/moderate doses of ionizing radiation and circulatory disease risks, and their possible mechanisms. Radiat Environ Biophys. 2010 May; 49(2): 139-53.
- DOI: 10.1007/s00411-009-0250-z
- Гнездицкий В.В., Корепина О.С., Чацкая А.В. Когнитивные ВП (Р300): основы метода и клиническое применение. М.: Инфомед, 2017: 98.
- Подсонная И.В., Шумахер Г.И., Головин В.А. Дисциркуляторная энцефалопатия у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (результаты двадцатилетнего наблюдения). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С Корсакова. 2009; 2: 10-13.