Характеристика восприимчивости к антикробным препаратам возбудителей инфекций кровотока у пациентов с острыми лейкозами

Текст статьи Характеристика восприимчивости к антикробным препаратам возбудителей инфекций кровотока у пациентов с острыми лейкозами

Введение. Пациенты с острым лейкозом подвержены повышенному риску развития инфекций как в результате самого лейкоза, так и в результате его лечения. Наблюдаются периодические изменения в эпидемиологии инфекций у пациентов с острыми лейкозами. В настоящее время в структуре возбудителей инфекций кровотока отмечена тенденция к увеличению доли грамотрицательных микроорганизмов, включая энтеробактерии. Одним из важных механизмов устойчивости энтеро- бактерий является продукция β-лактамаз расширенного спектра (БЛРС), цефалоспориназ AmpC и карбапенемаз.

Цель: Определение профиля антибиотикорезистентности возбудителей инфекций кровотока у пациентов с острыми лейкозами и оценка эффективности стартовых режимов антибактериальной терапии.

Материалы и методы . В исследование были включены 75 эпизодов инфекций кровотока, подтвержденных бактериологическим исследованием крови, у пациентов с острыми лейкозами в период с января 2020 по февраль 2022 года, 49.3% составляли мужчины, 50.7% - женщины, медиана возраста составляла 44 года. Детекция возбудителей инфекций кровотока осуществлялась при помощи автоматических бактериологических анализаторов серии BacT/ALERT (BioMerieux, Франция). Идентификация микроорганизмов, чувствительность к антимикробным препаратам и подтверждение продукции БЛРС осуществлялись на автоматическом анализаторе Vitek 2 (BioMerieux, Франция).

Результаты. За период исследования по результатам бактериологического исследования крови были выделены 60 штаммов E. coli и Kl. pneumoniae (80.0%).

Инфекция кровотока, вызванная E. coli, была выявлена в 24 случаях (32.0%), при этом продукция БЛРС была выявлена у 45.8% штаммов E. coli. В качестве эмпирической антибактериальной терапии использовалась комбинация цефалоспорина ІV поколения (цефепим) с аминогликозидом III поколения (амикацин) в 37.5% случаев и комбинация карбапенема (меропенем) с аминогликозидом III поколения (амикацин) в 62.5% случаев, при этом проводимую эмпирическую антибактериальную терапию можно было расценивать как рациональную в 79.2% слу- чаев. Использование цефалоспорина ІV поколения (цефепим) в схеме эмпирической терапии показало себя неэффективным в 55.6% случаев. Инфекция кровотока, вызванная Kl. pneumoniae, была выявлена в 36 случаях (48.0%), при этом устойчивость к карбапенемам (меропенем) была зарегистрирована у 69.44% штаммов Kl. pneumoniae. Доля штаммов Kl. pneumoniae, БЛРС-продуцирующих составила 33.3%, при этом доля штаммов энтеробактерий, чувствительных к цефалоспоринам расширенного спектра и карбапенемам составила 5.6%. Во всех случаях летального исхода возбудителем инфекций кровотока являлись карбапенем-резистентные штаммы, в том числе панрезистентные.

Выводы. Наиболее частыми возбудителями инфекций кровотока в у пациентов с острыми лейкозами в период ми-елотоксического агранулоцитоза являются грамотрицатель-ные бактерии E. coli и Kl. pneumoniae. Продукция БЛРС была выявлена у 45.8% выделенных штаммов E. coli, в связи с чем назначение схем эмпирической антибактериальной терапии, включающей цефалоспорины III поколения показало себя неэффективным в 55.6% случаев, что в свою очередь повышает востребованность в использовании карбапене-мов. Устойчивость к карбапенемам была зарегистрирована у 66.7% штаммов Kl. pneumoniae, что указывает на невысокую эффективность эмпирической антибактериальной терапии, включающей как цефалоспорины, так и карбапенемы. Важно проводить периодические эпидемиологические исследования и исследования профилей антибиотикорезистентности возбудителей инфекций у пациентов в гематологических отделениях, поскольку эмпирическая терапия в значительной степени основана на этой информации.

С.Н. Бондаренко1, Б.И. Аюбова1, А.Г. Смирнова1, Ю.Ю. Власова1, Е.В. Карягина2, Р.К. Ильясов3, Н.А. Зорина4, С.С. Беляева5, Ю.С. Нередько6, И.А. Самородова7, Ю.Б. Черных8, М.Ю. Лазарев9, А.П. Кочергина10, З.К. Симавонян11, Е.А. Украинченко12, Ю.В. Шатохин13, И.С. Усанкин14, С.А. Черныш15, А.Ю. Терехова16, Е.Н. Мисюрина17, Е.С. Павлюченко18, О.Г. Смыкова1, Н.Ю. Цветков1, М.М. Канунников11, Ю.Д. Олейникова1, Д.К. Жоголев1, И.М. Бархатов1, Т. Л. Гиндина1, И.С. Моисеев1, А.Д. Кулагин1

Статья