Советское строительство. Рубрика в журнале - Вестник ВолГУ. Серия: История. Регионоведение. Международные отношения
Статья научная
В статье раскрыто состояние и противоречивые тенденции развития казачьих хозяйств Дона и Кубани 1920-х гг. Доказано, что экономический и демографический потенциал казачьих хозяйств Дона и Кубани восстановился неполно в условиях новой экономической политики. В итоге мер НЭПа сократилось количество беспосевных хозяйств при сокращении крупных кулацких хозяйств за счет расширения средних групп - малопосевных и среднепосевных. Произошло «осереднячивание» казачества, причем в большей мере, чем «иногородних» крестьян. Более высокий уровень обеспеченности казачьих хозяйств земельными наделами вызывал недовольство крестьян, а внутри казачества сохранялись имущественные противоречия. Аргументированы противоречия НЭПа в аграрной сфере: между потребностями модернизации промышленности и пределами налоговых возможностей сельского хозяйства; между намерением властей повысить товарность индивидуальных хозяйств и императивом сдерживания социального неравенства; между гражданским примирением и уравнительной земельной реформой. Дана периодизация новой экономической политики на Дону и Кубани в аспекте ее влияния на развитие казачьих хозяйств. Период НЭПа можно разбить на четыре этапа: весна 1921-го - лето 1924 г. - постепенное возрождение рыночных отношений, стимулировавших восстановление индивидуальных казачьих хозяйств; осень 1924-го - весна 1926 г. - курс «лицом к деревне», что выразилось в снижении налогов, разрешении долгосрочной аренды, поддержке кооперации и иных форм рыночной самоорганизации казачьих хозяйств; лето 1926-го - 1927 г. - постепенный поворот к свертыванию НЭПа; рубеж 1927-1928 гг. - системное свертывание НЭПа и переход к полномасштабному применению административно-командных способов регулирования экономики.
Бесплатно
Расказачивание как политика и социальный процесс на дону в 1920-е годы
Статья научная
В статье на основе известных и редких, в том числе архивных, исторических источников раскрывается неоднозначность и неправомерность применения в научной литературе и публицистике определяющего содержание понятия «расказачивание» словесного (текстуального) выражения (дефиниенса) как тождественного геноциду по отношению к хронологическому периоду 1920-х годов. Не отрицая продолжающегося в эти годы социального процесса расказачивания, автор предпринимает попытку доказать отсутствие тотального расказачивания на протяжении 1920-х гг., ввиду подготовки и осуществления правящей партией большевиков в середине указанного десятилетия политики «лицом к казачеству», расширительно интерпретируемой исследователем в качестве вынужденного поиска властными структурами политического союза с казачеством. Принятые решения в конце 1924-1925 гг., наряду со многими другими мероприятиями властей (поддержкой репатриации казаков, амнистией репатриантов, созданием территориальных воинских частей и др.) в течение рассматриваемого десятилетия, дают основания говорить об определенной усеченности социально-классовой практики расказачивания в 1920-е годы. Привлекаемые в статье социально-демографические статистические данные по периоду второй половины 1920-х гг., обобщаемые по квотной (локальной) репрезентативной выборке, свидетельствуют об отсутствии отрицательной динамики численности населения, в том числе казачьего, что позволяет сделать вывод о неприменении массовых практик властного красного террора и геноцида по отношению к казачеству в обозначенный отрезок времени, а, соответственно, проведения большевиками масштабного расказачивания. Исторически расказачивание уходит корнями в XIX в. и не является исключительной политикой советской власти, причем в этом сложном процессе существуют четыре основных стороны: политическая, социальная, экономическая и духовно-корпоративная, что требует сегодня проведения дополнительных исследований поставленной научной проблемы.
Бесплатно
Статья научная
Введение. Статья посвящена проблеме формирования нарратива по истории казачества Дона, Кубани и Терека периода Гражданской войны в системе работы истпартов Северного Кавказа. Перед истпартами стояла не только задача написания «другой» истории новейшего времени, но и формирования исторического нарратива, который должен был отражать разрешенную властью интерпретацию событий как основу новой модели исторической памяти. Создание нарратива в системе деятельности истпартов определило принципы отбора материала и постановку ключевых исследовательских вопросов. Методы и материалы. Изучение проводится автором на основе методологии «новой локальной истории». Локальные исторические нарративы как созданные истпартами Северного Кавказа образы прошлого анализируются с помощью дискурсивного анализа. Анализ. Проведен анализ интерпретации истории казачества в период социально-политического кризиса. Установлено, что в 1920-е гг. фокус внимания исследователей был сосредоточен на поиске классовой дифференциации и борьбы в истории казачества. Вследствие этого в локальных исторических нарративах представлена оригинальная трактовка расслоения казачества, которая демонстрирует стремление авторов представить историю казачества в соответствии с методологическими инструкциями центрального Истпарта. Одновременно в них нашли отражения суждения, не ограниченные идеологической парадигмой. Это обусловлено тем, что в локальных нарративах не всегда удавалось совместить особенности развития исторического процесса в регионе с предлагаемой схемой и установками центра. В 1930-е гг. произошло изменение содержательных аспектов конструирования новой модели исторической памяти и исторического нарратива как ее основы, связанное с утверждением единоличной власти И.В. Сталина. Изданные работы были публично раскритикованы и запрещены, а их авторы в эпоху Большого террора репрессированы. В это время появились новые идеологические интерпретации истории казачества. С 1936 г. при создании нарратива в системе истпартов нашла отражение политическая кампания «за советское казачество». Результаты. Научный анализ источников и освещение сложности и неоднозначности исторического процесса в регионе подменялись простыми, но «правильными» идеологическими утверждениями. С помощью интерпретации прошлого с фокусом исследовательского внимания на классовом расслоении и объяснении места казачества в истории Гражданской войны формировался новый образ казачества в общественном сознании.
Бесплатно
Статья научная
Предмет работы - этнодемографическая структура и общественное мнение терских казаков в период «расширения» нэпа. Цель статьи - выявить особенности изменений этнодемографической структуры и общественного мнения терского казачества в условиях «расширения» новой экономической политики (осень 1924 - 1926 гг.). Методологией исследования выбран социальный конструктивизм применительно к интерпретации этнической принадлежности казачества. В работе применен синхронный и диахронный сравнительный анализ политических ориентаций имущественных слоев казаков; построен вариационный ряд на материалах Всесоюзной переписи населения 1926 г. с целью выявить общую численность терского казачества и его этническую идентичность. Результаты исследования: политика партийно-советских органов власти по «расширению» нэпа проводилась на Тереке в неполном объеме, что объяснялось межэтническими и земельными конфликтами в регионе, приграничным стратегическим расположением Терека. Данный вывод относится к масштабам амнистии участников белого движения, «оживления» местных Советов, смягчения политики в отношении зажиточных слоев казачества, его общественных объединений. Ответная реакция терских казаков, проявившаяся в общественном мнении, развивалась от первоначальной надежды на демократические выборы советов, кооперативов, земельных обществ (осень 1924 - весна 1925 г.) к разочарованию в непоследовательных реформах, к попыткам казаков овладеть местными органами управления (выборы 1926 г.). В статье также доказано преобладание русской этнической идентичности среди терских казаков, установлена территориальная структура ареала их проживания (по материалам переписи 1926 г.). Аргументирована прямо пропорциональная зависимость между уровнем урбанизации казачества, проживанием в полиэтничных местных сообществах и выбором русской идентичности.
Бесплатно